Отклик на произведение Киево-Печерская Лавра

Антонина Голик
    Киево-Печерская Лавра, как Почаевская и Святогорская, является для многих людей культурно-историческим памятником, местом, где можно побывать на экскурсии, отдохнуть и расслабиться. Интерес вызывают и архитектура соборов, и таинственные верхние и нижние пещерные лабиринты, и мощи некогда проживавших в их сводах монахов и отшельников, и история возникновения и становления этого священного комплекса.

    В детстве и юности, несколько раз посетив Лавру во время экскурсий, я ни разу не была на богослужении, не слышала звона колоколов и пения церковного хора. Всё это пришло значительно позже.  В советское время многое было под запретом, сохранялось и делалось втайне. Почти все были крещенные, но об этом в широком кругу не принято было говорить; члены КПСС, в первую очередь, и беспартийные испытывали гонения и притеснения, если об их визитах в церковь становилось известно руководству организации или предприятия. И не всегда дело обходилось выговором с занесением либо без занесения…
   
    Обидно и больно, что в настоящее время, когда каждый человек беспрепятственно может посетить священный чертог, изучать историю православия, проникнуть в таинства крещения, исповеди, покаяния и причастия, ощутить важность многовековых заповедей и обрядов, многие люди, чьи предки были православными христианами, покинули лоно веры пращуров и переметнулись в секты и церкви, далекие от православия. Так почему же люди попирают православную веру своих далеких предков и отторгают духовные связи с пращурами? Объясняют это так: «Когда меня крестили, я был младенцем, и не понимал многого». То есть родители насильно крестили своё чадо, а сейчас оно сознательно выбрало веру?!...

    Родители нарекают нас именем, передают свою фамилию, национальность, наследство, семейные традиции и также свою веру. У большинства из нас не возникает желания изменить своё имя либо фамилию или отчество. И крещение является для младенца не просто данью традиций, времени и моды, а оберегом от зол, духовной ниточкой с дедами и прадедами, вектором жизни. 

    Несколько лет назад я познакомилась со своим дальним родственником, действующим митроносным священником Антоновской православной церкви Ровенской области Владимирецкого района, ныне покойным, Феськовым Михаилом Бенедиктовичем (Бенесовичем), уроженцем села Ромейки того же района. Окончив Смоленскую духовную семинарию после Великой Отечественной войны, он всю свою сознательную жизнь служил Богу и людям. Я задала ему вопрос о двойном крещении. Отец Михаил показал в Библии такие строки: «Един Бог, едина вера, едино крещение». И второго, третьего крещения быть не дано!