Несостоявшаяся книга ГлаваТомазо

Любовь Лерман Закатова
       Настоящее знакомство Милы со своим отцом произошло,когда ей было 12 лет.Это тот возраст,когда человек начинает разбираться во всех смыслах жизни,но не может действовать по-взрослому.Она его тогда спросила:"Пап,а почему ты так ненавидишь Сталина?". На что,пересилив в себе раздражение и чуть ли не покраснев,он ответил:"ОН душегуб,погубил в лагерях такое количество людей,какое погибло в войну,и это всё умалчивалось". И это была чистая правда. Только в конце 80-х,перед теми незабываемыми событиями в стране,когда власть передавалась из одних рук в другие,стали открываться многие государственные архивы,исторические музеи,печататься материалы и,вообще,свободнее стало дышать.И теперь,спустя много лет,уже отучившись в институте,Мила,будучи дома с мамой,стала заниматься уборкой квартиры,где в одном из углов была свалена целая коробка с какими-то бумагами. Мать тогда решила выкинуть их,а Мила начала читать. Первое,что она взяла в руки,оказалась простая зелёная тетрадка,на обложке которой была надпись "Томазо Кампанелла".Мила и не догадывалась,сколько лет отец хранил свою тайну. К тому времени,серьёзно заболевший и уже не встававший с постели,он только глазами и жестами общался с женой и дочерью."Почему отец не пробовал публиковать свои произведения?"-первое что мелькнуло в голове у Милы.Она,боясь его потревожить в очередной раз,подошла с бумагами,и,дотронулась до его руки:"Пап,это твои записи?,-еле сдерживая эмоции с перехватившим дыханием произнесла.Отец сжал руку в кулак,после чего она добавила"Можно,я когда-нибудь опубликую эти записи?Я чувствую,что должна это сделать".То,что из этих отдельных глав могла бы получиться книга,Мила ни часом не сомневалась.Только когда она уже сама вошла в самостоятельную жизнь,несколько из отцовых расказов она всё-таки опубликовала в местной газете.
                "Томазо Кампанелла"
          "Возлюби ближнего своего больше самого себя"-кричат попы с каждого амвона..Но ведь на самом деле большинство людей думает только о собственной выгоде и изо дня в день творит несправедливость..Значит-основное зло в эгоизме. Томазо много думал-под влиянием каких причин появляется в человеке себялюбие...Ответ дался ему не легко и пришёл не сразу.Эгоизм от лат."ЭГО"-"Я",себялюбие,предпочтение личных интересов общественным.Кстати,общественные интересы-это интересы кучки людей,причём эти интересы защищены законами и общественной моралью,которая является нормой,т.е. тоже законом.Но ведь так создала природа,что мы только родились и знаем,и говорим,что это "я",что "это моё тело","это моя мысль"(можно и не говорить о вещественном),но тело и мысль-это собственность человека,которые ещё никто не мог отнять,если человек сам этого не хотел или не сдавалася перед этими моральными и государственными нормами. Ещё конкретнее,моральными,так как законы разрабатываются на основе морально-этических норм.
          Томазо искал,какой государственный строй является научным.Он стал искать ответы в книгах. Ни Августин,ни Альберт Великий,ни Фома Аквинский не удовлетворили его своими учёными фразами и проповедью покорности. Они только прикрывали несправедливость.Он внимательно вчитывался в "Диалог" Платона,"Государство"."В основе идеального государства,-учил Платон,-должна лежать общность материальных благ.Собственность не сответствует природе. Как же не сответствует,если в улучшении человека тоже играл роль естественный отбор. Это естественный отбор играл двоякую роль-он улучшал тело,вторая сторона естественного отбора существует и сейчас в мире капитала..И то,пожалуй,не всегда..возможность приспособиться ограничивает естественный отбор и ухудшает условия улучшения. Естественный отбор прекращался с собственностью.
         Ещё возникает вопрос-имеем ли мы право мешать природе?При нашей однопартийной системе..Она не способствует упрочению и процветанию государства,в ней кроется причина раздоров и смут:жизненные блага делятся поровну между всеми свободными гражданами.Дети воспитываются государством.Многие высказанные Платоном идеи пришлись Компанелле по душе.Особенно большое занчение имели для него мысли об общественном воспитании детей и о развращающем влиянии собственности.Аристотель в своей "Политике" доказывал,что государства,где все блага будут общими существовать не может.Люди,лишённые стимула,заключающегося в приобретении собственности,будут стараться меньше работать(чтобы за счёт других).Труженники и ленивцы будут одинаково претендовать на долю общественного богатства. Поля покроются сорняками,производство сократится:распри,ссоры возрастут,и,государство развалится.
         Взгляды Аристотеля не убедили Кампанеллу.Всё основное зло в мире происходит от собственности,а именно её то Аристотель и объявляет благом.В споре Аристотеля с Платоном,истина для Томазо осталась за Платоном.Суть даже не в распределении благ обществом или группы руководителей государства.Вопрос-Всегда ли государство-общество?То есть,всегда ли руководящая верхушка живёт для общества.Живёт не понимая,что нужно сделать,это ещё простительно,но..прискорбно,живёт,понимая своё бессилие что-либо сделать,т.е. живёт для себя.Это уже противно,это мерзость.Обмен партийных билетов-партийная возня,видимость деятельности,активности и свершений,видимость движения вперёд. Старики все сами по себе более консервативны,следовательно не наломают дров.Любая ошибка руководителя государства-это миллионы слёз,неверий,оскорблений,преступлений,тем его преступление значительней.
        Коммунизм-от слова "комунна"-т.е. общество со всеми общественными атрибутами и всё.больше ничего.Бернардино Телезий "О природе вещей согласно её собственным основаниям" писал:"...Мне совершенно непонятно,каким образом столько самых выдающихся людей,столько народов,даже можно сказать,почти род человеческий,и на протяжении стольких веков чтил Аристотеля,так глубоко заблуждавшегося в столь важных вопросах".Телезий доказывал,что,познавая природу,надо основываться не на комментариях Аристотеля,а на опыте,полученном в результате влияния внешнего мира на органы чувств. Он утверждал,что только опытным путём можно постичь внутренние закономерности природы."Критерием истины является опыт",значит,единственный настоящий авторитет-это природа,а не библия,не трактаты богословов!Почему всех нас заставляют верить в справедливость наших идей,БЕЗОГОВОРОЧНО,В НЕПОГРЕШИМОСТЬ ПАПЫ.Высказать не дадут,ни печать,ни радио,ни шествия...
       Томазо считал,что врождённого эгоизма нет..Сделал сравнение:два крестьянина дерутся из-за межи между их полями..если бы поле было общим,то,не пришлось бы спорить.Но общее никому не хочется обрабатывать,так как каждому кажется,что он сделал больше,а,получил меньше(конечно,если несправедливо оценивали,то он будет работать хуже).Энтузиазм-это вера,это фанатизм,а вера потерялась,хватит обманывать-так считает народ!Его вывод-частная собственность порождает эгоизм-а может быть просто даёт ему опору для развития???