Сашенька. Глава пятая. Вопросы с ответами и без...

Галя -Галина
Вы знаете, что новорождённый человек не может говорить, но он всё равно умеет общаться – плачем, а потом улыбкой, движениями, аканьем и ... наконец научается произносить звуки, похожие на слова, а  когда научится говорить, то тут держись – засыпает взрослых вопросами. 
Тогда его и называют почемучкой.
С вами это тоже было, как было и то – бессловесное время, когда вы общались и, заметьте, не только с людьми, которые были вокруг вас, но и сами с собой.
Это – удивительное  природное качество человека – общаться с самим собой.
У Саши оно , конечно, тоже было.
Разве нельзя назвать общением с самим собой  его интерес к своим ногам .
Их придётся назвать ножками, потому что он ещё младенец, даже ходить не умеет, а посмотрите, что делает – лежит на спине, тянет то одну ножку в рот, то другую, а то и обе ... Гулит что-то при этом...
Общается  сам с собой, как будто вопрос себе задаёт : « Что это у меня такое и как с этим можно обращаться ?»
Вот он уже начал ходить и , смотрите, смотрите, специально натянул на глаза шапочку и пробует идти задом наперёд, сказать ещё ничего не может, но смеётся, сам себя веселит – сам с собой общается.
Можно сказать, что сам себе вопрос задаёт : « Как я ещё ходить могу ? « и пробует разные варианты ответов, как будто  экспериментирует.
Таких экпериментов будет много в его жизни так же как и в вашей.
Вон, видите, он специально прыгает долго- долго, а потом прикладывает руку к груди и прислушивается к ритму сердца – оно бъётся чаще.
Саша смеётся, - это его открытие. Точно могу сказать, что такое же открытие делали и вы , оно стало вашим знанием о самом себе.

Вы, уверена, тоже экспериментировали и тоже общались сами с собой...Такое общение с самим собой у человека  есть всю его жизнь, оно может быть без слов, а может быть и со словами, которые человек даже произносит вслух как вопросы или замечания самому себе.
Сейчас  и Саша вслух  говорит сам с собой, разглядывая свой же рисунок : « Это что такое я нарисовал ?»
 Сам же  себе и отвечает : « Бяку – закаляку»   
Вы , конечно, узнали слова из стихотворения, которое уже  знает Саша.
Вопросы у него возникают один за другим , Саша превращается в настоящего почемучку. Маме и Нюре  пришлось отвечать на такие вопросы :
- Кто родил маму первого человека ?
- Куда уходит время ?
- Почему пища во мне движется ?
- Как узнать, что это – съедобное ?
- Почему  люди спят ?
- Как во мне мысли образуются ?
- Почему  вода в лёд превратилась ?
- Как вирусы попадают в человека ?
Вопросов было много, на некоторые из них мама и Нюра должны были только разводить руками  и отвечать, что не знают точно или вообще не знают.
Это не удивляло Сашу, он уже давно догадался, что взрослые – не всесильны и не могут знать всё.
Однажды Саша задал  маме такой вопрос :
- Почему ты всегда говоришь « надо» таким строгим голосом ?
Мама  ответила.
Я могла бы рассказать вам о её ответе, но , думаю, что вы уже знаете свой , поэтому  оставлю сейчас Сашу и маму, разговаривающими о « надо» и « хочу» , о « можно» и «нельзя» и  расскажу вам ещё об одном Сашином вопросе.
Вот и он :
- Мама, когда мне можно жениться ?
Мама ответила, как ответило бы большинство взрослых : « Когда вырастешь и полюбишь девушку».
Надо сказать, что её голос звучал  не очень решительно, она произносила эти слова как будто они были не её, а чужие, заученные.
 Саша почувствовал её неуверенность и объяснил, смущённо глядя на маму  : «Я же не могу на тебе жениться.  Я хочу жениться на Кате из нашей группы. Она очень хорошая, она  моя невеста». 
Надо сказать, что  ещё два года назад, когда Саше было четыре года, он твёрдо был уверен, что обязательно женится на маме.
Он помнил об этом и уже стеснялся того своего незнания  .
В его старшей группе    детского сада  все дети знали, что можно быть женихом и невестой, у некоторых мальчиков было даже несколько невест , а у девочек – несколько женихов, но у Саши  была только одна невеста – Катя.
Он сначала не знал, что она так называется, хотя с первого дня прихода Кати в их группу, был  влюблён в неё.
Да, влюблён с первого взгляда. Пожалуйста, не говорите, что такого не бывает с детьми в шесть лет.
Ещё как бывает, и как серьёзно это бывает,..Об этом знают те, кто сам пережил это чувство  или даже только наблюдал его у других.
Саше не нужно было спрашивать маму о том, что такое любовь.
Он спросил об этом только себя, только один раз, когда  мама читала ему
« Приключения Буратино», и  там был Пьеро, который любил Мальвину...
Саша слушал эту историю и вдруг ясно – ясно почувствовал, что он тоже любит – любит Катю.
 Он уже открыл было рот, чтобы сказать об этом маме, но что-то удержало его...Это что-то было таким тёплым, таким нежным, немного солёным как слёзы и радостным, Саша даже почувствовал как сердце сначала сжалось, а потом заколотилось быстро – быстро как от бега, как от прыжков...
Взрослые называют это счастливым открытием, дети не знают  ещё этих слов, но они, как и Саша сейчас, чувствуют, что прикасаются к великой тайне своей жизни- той жизни, которая есть только  в их душе, только в их сердце.
 Этой тайной они владеют сами – только каждый из них решает , открыть ли эту тайну другим или хранить её в молчании ...
Саша не говорил Кате о своей любви, да и не нужны были слова: он брал её за руку, когда они шли в столовую,  всегда отдавал ей   свой стульчик, потому что такой стульчик в их столовой был только один и он очень нравился Кате , и... самое главное – он съедал за неё жареный лук из супа.
Вы когда –нибудь видели человека, который делает то, что ему противно с  радостным лицом ?
 Если не видели, то можете сейчас увидеть – это Саша, Катя уже переложила в его тарелку жареный лук, плавающий в супе, и Саша съедает его.
Почему они его не выбросили? Почему не отказались есть суп ? В их детском садике было такое строгое правило: « Всё, что положено в тарелку, надо съедать».
Они и съедали, чтобы не получать замечания взрослых.
Саша говорил сам себе : «Надо» и, приняв понарошку весёлый вид ( он же изучил своё лицо перед зеркалом ), съедал лук, а потом и полную тарелку супа.
Если им давали компот из сухофруктов, то он всегда отдавал Кате грушу.
 Вы, наверное,  знаете, что в компоте из сухофрутов, самая вкусная –  груша,  и ещё изюм, но он бывает с косточками, а груша всегда такая сочная и её  можно сосать как леденец , а потом надкусывать по маленькому кусочку.
Когда Катя ела грушу, то Саша иногда спрашивал её : « Вкусно, язык уже наслатился ?» Катя кивала, она же не могла ответить с полным ртом.
Надо вам сказать, что дети в их группе не дразнили друг друга, и « Тили – тили – тесто, жених и невеста»  Саша и Катя от них не слышали.
Они, бывало, слышали рассказы других детей об их мамах и папах.
Однажды Саша  услышал рассказ мальчика из группы о том, что папа ночью душил маму, но не задушил. Это так поразило его, что он беспокойно думал об этом со страхом за жизнь мальчиковой мамы.
Встретив вечером свою маму он рассказал , какая опасность грозит другой маме.
Сашина мама сначала слушала насторожённого его встревоженный рассказ, а потом улыбнулась ( Саше показалось, что она улыбается ему как маленькому, той снисходительной улыбкой, которую он не любил у неё ).
- Не беспокойся, - сказала мама Саше, - так себя ведут взрослые мужчины.
Было в её тоне что-то останавливающее от других вопросов...Саша не стал ничего больше спрашивать, только подумал : « Вырасту, никого не буду душить...»
Прочитав перед сном молитву, он представил себе Катю, улыбнулся и уснул .
Кончился ещё один день.
Утром он узнал, что Катя больше не придёт в детский сад. Её семья уехала из Москвы.
Саша был уже большой мальчик. Он не заплакал, он уже умел сдерживать слёзы, это они щипали у него в носу, когда он стоял у окна и смотрел – смотрел как  падали на землю первые капли  летнего дождя, который превратился в ливень.

-