О плетении подробней

Анатолий Шишкин
       Глава из книги: «Азы выживания».

        Вот начало совершенно другой главы из той же книги:

                Примитивная обувка.
         Глава из книги : «Азы выживания».

       Во многочисленных рассказах людей умудрившихся выжить в особо экстремальных ситуациях на безлюдье, сразу же за грустными воспоминаниями о последнем патроне (сухаре, бич пакете...), начинают вспоминать о полностью развалившейся своей обуви. Тема, кстати, актуальная не только у робинзонов по случаю. Иметь запасную обувь невредно в любой обстановке.
      Жизненные примеры: Вы после длительного перехода решили устроить дневку отдыха и по настоящему высушить свои сапоги-болотники. Единственную свою обувку, так как другой просто нет. Сапоги сохнут, постиранные портянки проветриваются, а вы босиком ходите за водой, хворостом и давите горящие угольки вокруг костра. Или выставляете жерлицы, да проверяете рыболовные морды. Вода теплая, да в резиновых сапогах ходить по пояс в воде неудобно, а на дне и разбитые бутылки попадаются и сучки подводные на редкость острые. А как в дневную жару возвращаться в болотниках домой по раскаленной, лесной дороге, да все по солнцепеку, да по шишкам и острым камешкам.
     Знакомые истории? Конечно знакомые, а где в лесу (в степи, на охоте, в походе или на рыбалке...) взять вторую обувку? Ответ простой. Сделать самим.»
       И вот тут возникает вопрос: «Объяснять как изготовить ту или иную конкректную вещь или научить науке плетения вообще?» В Инете и литературе есть немало доходчивых и хорошо иллюстрированых статей как сплести то и это. Пока читаешь и смотришь на картинки все вроде понятно и просто. И последовательность технологических переходов логична и ясна. Вот только когда до дела (самостоятельного плетения) доходит, все оказывается намного сложней и запутанней. В итоге дело (плетение) бросается в самом начале и еще раз начинать столь мудренное и мутное дело уже не тянет. Лично мне не хочется плодить совершенно не нужные или откровенно бесполезные советы.
      Есть еще одна трудно разрешимая проблема для желающего познать «Азы науки плетения» это отсутствие материала для плетения. А подготовить природный материал для плетения: бересту, лыко, корни, лозу, траву и т.д. тоже не малая наука и сразу-вдруг в неумелые руки да в неподготовленные головушки не дается. Вот и стопорится хорошее дело в самом начале, да еще с личным опытом-поводом для отговорки других желающих чему-либо научиться.
      Поэтому для пользы дела первоначально будем использовать для плетения тот материал, что достать не сложно где угодно и когда угодно, а сплетеные изделия сразу же можно было бы применить для практического использования. И в то же время чтоб не было принципиальных ограничений в изготовлении любых задуманых изделий любой сложности. Вот тогда полученные навыки запомнятся надолго и не только не отпугнут от дальнейшего самосовершенствования, но еще и помогут справиться с будущими проблемами при работе с натуральными, природными материалами. Опять же плетение в охотку и не зацикливаясь на однотипных изделиях, на удивление очень увлекательное занятие, развивающее трехмерное (объемное) мышление и изобретательские задатки. Заодно приобретете совсем не лишнюю профессию. Да и с оригинальными подарками у вас не будет проблем, хоть для любимой соседки, хоть для королевы или президента любой страны. Но это если конечно свою фантазию немного поднапрячь. Не даром же плетение может быть и обыденным ремеслом, и привеликим искуством.

                Материалы для плетения.
     -Шнуры и веревки из натуральных и искусственных материалов. Сравнительно длинные и любых диаметров.
     -Трубки пластиковой электроизоляции и уплотнительных шнуров. Все пригодится для хорошего дела.
     -Ленты крепления картонных упаковок бытовой техники. Эти ленты будут имитировать липовое и берестяное лыко. Можно в крайности вырезать длинные и ровные полоски из пластиковой тары, толстой бумаги, тонкого картона и даже из алюминиевых баночек с напитками. Алюминиевая плетенка неплохо смотрится как украшение и художественная отделка на одежде, сумках и т.д.
     -Бумажные трубочки. Могут быть любого диаметра и длины, любой жесткости (гибкости) и с любой толщиной стенки. Отрезаете полоску газеты (журнала, плаката...), наматываете эту полоску, чуть наискось для удобства, на кусок вязальной спицы или карандаш и кончик заклеиваете чтоб трубочка не распускалась, не разворачивалась. Из бумажных трубочек можно плести вазы, всевозможные корзины, например, крохотные клубочницы на пару клубков и большие, для бумаг или белья, полочки и газетницы. Готовое изделие из бумажных трубочек можно покрасить. Это и вид создаст, и от влаги убережет.
     Можно также использовать для плетения проволоку и провода, без оболочки и в (пластиковой) оболочке.  Например, рыболовные морды плетут из алюминиевой проволоки. Получается прочно и удобно, не надо специально утяжелять и не ржавеет.
Но! Поделки из искуственных материалов могут быть шедеврами, однако искуственные материалы в основном предназначены для обучения ремеслу, тренировкам и экспериментам, подлинное искуство плетельщика начинается с умения работать с натуральными материалами. Хотя все относительно. Вопрос спорный, что лучше? Высококвалифицированный ремесленик или начинающий художник. Особенно когда этот вопрос касается именно вас.

                Спиральное плетение.
      Проще всего освоить этот вариант плетения на трубках пластиковой электроизоляции, уплотнительных шнурах и веревках. В качестве рабочего инструмента нужны: нож, ножницы и иголка. Размер иголки прямо пропорционален размеру будущего изделия. Для небольшой вазочки размером с чашку подойдет обычная швейная иголка. Для изделий побольше нужна большая игла для шитья мешков и парусов, а для изготовления корзины для детских игрушек нужна игла для вязки сетей.
     В качестве вспомогательного материала нужна крепкая нитка, толщина ее также должна соответствовать будущему изделию.
     Итак, основной материал корзинки заворачиваем по спирали и как показано на рисунке 1, обвязывается скрепляющей ниткой. По желанию дно можно сделать плоским для большей устойчивости, а фигуристость стенок по фантазии плетельщика. Например в виде полусферы, как у южно американских индейцев. У индейцев плетение таких корзин, из корней хвойных деревьев, было столь плотным, что в корзинах можно было хранить жидкости. Витки нити оплетки соединялись друг с другом, иголок для оплетки было несколько, они были снабжены нитками разных цветов и заплетались на изделии в виде узора или орнаметра.
Вам тоже никто не запретил оплетать своё изделие с 3, 4....8, 10 и более сторон. Немного путаницы с иголками и нитками, зато быстрее и понятнее, что и где заплетать.
     Этот же способ плетения пригодится и для плетения прямоугольных изделий типа туристских ковриков-подстилок (рис.2). Только заплеточный материал укладывают не по спирали, а параллельно-последовательно. На практике это может поможет прямо в полевых условиях и из местных материалов сплести не только коврик, но и спальный мешок в летнем варианте. Для ускорения плетения можно построить специальный станок (рис.3). Только обратите особое внимание как этот заплеточный станок должен выглядить в натуре и какая сторона станка, для удобства плетения, должна быть выше и почему. В качестве заплеточного материала лучше всего подходят длинные стебли сухой травы скрученные пучком, диаметром 3-5 см. Это солома злаков, тростник, камыш... Если нет подходящей травы, то заплеточным материалом для коврика-подстилки могут быть пучки из тонких веток деревьев и кустарников. Коврик из веток получится жестковатым, но спать на нем будет безопаснее чем на сырой земле. И вообще, во время ночевок в полевых условиях у костра, лучше лечь на разложенные под собой дрова-поленья, чем лежать непосредственно на голой земле или балансировать всю ночь, лежа на ближайшем стволе поваленного дерева.

                Косое и прямое плетение.
      Теперь рассмотрим косое и прямое плетение крепежной лентой. Заодно сплетем пару корзин-клубочниц.
      Нарезаем 20 (двадцать) ленточек по 50-60 сантиметров длиной и сплетаем подобие простой (шахматной) циновки, со сторонами 10х10 лент (рис.4). «Лишние» концы ленточек смотрят в четыре стороны. Постараемся сделать так чтобы длина «лишних» ленточек была одинакова со всех сторон и заодно подтянем полоски на циновке поплотнее. Все четыре угловые пересекающиеся ленты перевяжем нитками. Это чтоб получившаяся циновка не распускалась сама по себе.
     Мастера плетельщики обычно для этих целей пользуются зажимами. Зажимом может быть бельевая прищепка, большая канцелярская скрепка. Делают зажимы из расщепленных сучков, мы же в данном случае воспользуемся нитками. Перевязка нитками не будет мешать плетению и будет служить ориентиром откуда и что подсчитывать.
Теперь у нас есть основа корзинки и мы можем сплести ее двумя способами.

     -Прямым плетением.
     Это когда ленточки боковых стенок корзинки переплетаются дополнительными ленточками. Конкретно для этой корзинки вам нужно нарезать еще 10-12 ленточек по 60 сантиметров для заплетки боковин.  И после заплетки у вас получится квадратная корзинка с незаплетенным верхом. Самую вехнюю дополнительную ленточку сплетите двойной лентой. Лишние концы лент постарайтесь спрятать засовывая их в под ленточки как показано на рисунке 5.
    У мастеров плетельщиков есть для таких целей специальный инструмент «Кочедык», который помогает просовывать или прятать лишние ленты под плетением. Вы же возмите обычную отвертку со слегка стертыми гранями, она ничуть не хуже.
    Самое главное в ремесле и в искустве плетения придерживаться ритма. Лыко (ленточка) сама подсказывает что и куда идет. Если что-то не так, доверьтесь не своей интуиции, а именно лыку и тогда красота (и изделие тоже) у вас обязательно получится. Так что смотрите куда должно идти лыко (ленточка) чтоб сохранился ритм: вверх или вниз, вверх или вниз... Если не сходится, гляньте на другие ленточки, не сместились, перепутались ли они. Везде должен быть ритм: верх. Вниз, верх. Вниз. Двойная ленточка по верху борта корзинки поможет вам решить что и куда пропустить или спрятать. Не торопитесь, вы ведь только учитесь. Получился кузовок без ручки. Ручку корзинки рассмотрим потом отдельно.

     -Косое плетение.
     В прямом плетении ленточки (лычки) шли перпендикулярно стенкам корзинки, в косом плетении лычки идут по диагонали или под углом в 45 градусов относительно стенок корзинки. При косом, плетении не нужны дополнительные лычки для заплетки стенок.
Плетем снова циновку 10х10, подтягиваем до одинакового размера «лишние» концы и подвязываем угловые лычки чтоб цыновка не распускалась сама по себе. Подвязки также будут служить ориентиром в том сумашедшем буйстве хитросплетений, что у вас сейчас начнется. Рук споначалу у вас хватать не будет. ЭТО я ВАМ ОБЕЩАЮ! Но это только сначала, потом, когда разберетесь что к чему,  всего будет хватать. Сначала все будет рассыпаться в руках, но если перетерпите самые первые моменты, то вдруг все встанет на свои места и будет держаться само, без вашей помощи. Останется только подправить, подтянуть лычки и всё.
     О самом главном предупредил, значит можно начинать. Кто не понял, перечитайте предыдущий абзац еще раз и. Вперед! И у вас все получится!
При прямом плетении у нас дно корзинки было равно дну циновки. При косом плетении площадь дна крепко уменьшится, так как часть циновки пойдет на стенки. Предположим, что наша будущая корзинка прямоугольная и укладывается по диагонали как показано на рисунке. Вот эта диагональ на циновке будет главной и по завязкам на этой диагонали будем ориентироваться. У нас будущие углы корзинки должны пройти на стыке четвертой лычки с пятой. И слева от завязки, и справа. Тоже самое и на противоположной стороне главной диагонали. Вот это надо соблюсти, иначе корзинка получится кривой и кособокой. Запомним, что четвертая лычка лезет под пятую и не важно поверх пятой эта лычка должна будет идти или под пятой. Сама лычка даст знать куда ей надо, вверх или вниз.
     Берем четвертую  и пятую лычки и заплетаем куда сами лычки подсказывают. Заплели? Плетем третью, затем вторую, первую.  Держите заплетенные лычки, не давайте им распускаться, еще чуть-чуть терпим и держим. Плетем как можно больше и дальше. Переключаемся на другую сторону от пометки на главной диагонале и также четвертую гоним под пятую. Смотрите куда гоните. Правильно! Лычка подсказывает. Теперь третью, вторую, первую. Теперь переплетаем появившиеся лычки над помеченой диагональю.
     И вдруг все держится само, не рассыпается. Скрепили два угла. Делаем тоже самое с другой стороны диагонали и плетем стенки получившейся корзинки как можно выше. Лишнее потом расплетем. Удивительно, но все лычки теперь держатся сами, за счет трения и остается только подтянуть и поджать лычки плотнее друг к другу.
     Посмотрите на получившиеся углы дна. Если прямоугольником трудно назвать, то подтягивайте и прижимайте лычки пока не получится как надо. Потом переходите на стенки. Настала пора узнать вам самую главную тайну в любом плетении. Плести недолго, долго выправлять огрехи после плетения и прятать концы. Я специально не обособил эту новость отдельным абзацем, пусть тот кто не прочитал про этот секрет и дальше думает, что в плетении главное плетение. Кстати, заметьте по времени, сколько его уходит на ту или иную операцию и сами убедитесь в вышесказанном.
     Когда подтянете лычки корзинки, выберите высоту бортиков и начните сооружать эти бортики. Если вы будете возвращать назад лычки (рис. 6), то получите бортики с зубчиками. Только не забывайте про ритм, вверх-вниз, вверх-вниз, и все получится само. А если согнете лычку под углом в 90 градусов и спрячете лычку  в гнезда встречной (лычки), то бортики будут ровными. Важнее другое. Если вы пройдете весь бортик и у вас кромки бортиков в итоге окажутся на разных уровнях, то вы ошиблись с лычками в самом начале плетения. Помните: четвертую под пятую, а у вас одна лычка была пятой под шестую, или третьей под четвертую.
     Понятно, что переплетать заново неохота. Поэтому в следующий раз начинайте формировать борта корзинки с середины длинного бортика. Потом когда закрепите ручку корзинки, прям от того места где не стыкуются борта, скажете всем, что так и было заранее задумано. На другой стороне ручка все равно ведь будет выглядеть как и положено. Кстати, ручку можно закрепить на корзинке с неравными бортами и вдоль, и по диагонали. Вы же художник и ни у кого еще не было такой корзинки. Брака у находчивого плетельщика не бывает. Только убедитесь, что ручка на корзинке расположена относительно симметрично. Постарайтесь все делать сразу хорошо, плохо само получается и два-три раза «заранее задуманное» на одном изделии не пролазит даже у самых великих художников.
Переходим к ручкам для корзинок. На рисунке 7 изображена ручка сплетенная из четырех полосок ленты. Закрепляется ручка заплетением свободных концов лент в подходящих рядах корзины и чем длиннее заплетаемые ленточки ручки, тем прочнее крепление ручки. На корзинке прямого плетения ленточки ручки изгибаются (рис.8) и также заплетаются в подходящие ряды.
     У выше описанных ручек довольно непрочная, «жидкая» основа и ручка пока не вытянется со временем, смотрится некрасиво. Поэтому предлагаю еще пару вариантов ручек, специально из лент крепления. Рисунок 9. Тут два пакета лент обматывают-связывают одной общей ленточкой. В варианте (а) пакеты ленточек рядом (в ширину), в варианте (в) пакет ленточек друг над другом. Крепят такие ручки также как и плетеные, изгибая отдельные ленточки под нужным углом и заплетая концы в удобные ряды на корзинке.
Образцы корзинок-клубочниц (косого плетения) можете посмотреть на http://www.proza.ru/2009/05/03/642
                Продолжение  http://www.proza.ru/2012/04/22/1567