Кто прав? Кто виноват?

Анатолий Агарков
Мои отец и мать очень любили друг друга. Прожив совместно 25 лет в браке, они всегда находили хорошие слова в общении, часто невзначай целовались и вели себя так, будто встретились совсем недавно. А затем отец изменил матери. И ей стало это известно. Ничего не объясняя, она собрала вещи отца и показала ему на дверь. Отец плакал, просил прощения и готов был стать на колени. Мать была непреклонной.
 - Если не уйдешь ты – сказала она – придется уйти мне. Но с ребенком это будет гораздо сложнее. Иди к той, которая тебе ближе к сердцу!
 - Самый дорогой человек в жизни для меня – это ты и наш сын! – ответил отец.
 - Ты это уже доказал! Не будем говорить на эту тему.
И отец ушел. Через некоторое время он женился на другой. Мать больше замуж не выходила. Я был уже взрослый. Закончил Филфак по журналистике и теперь осваивал свою профессию. Но речь не обо мне. Изредка я встречался с отцом и он всегда говорил, что до сих пор любит мать. Интересовался, как она  и что с ней. Я не говорил ему, что частенько заставал её плачущей. Что бы это дало? Так прошло еще 5 лет. А затем матери позвонили и сказали, что мой отец внезапно скончался от инсульта. Она пошла на похороны. Уже когда прощались с покойным и должны были забивать крышку гвоздями, она склонилась над ним и поцеловала его в губы. Затем отошла и я видел, как снова по ее щекам сползает слеза…
- Прошел еще год. Та женщина, которая разбила счастье отца и матери вышла заново замуж. Моя мать раз в две недели посещала могилу отца. Вначале она еще замечала, что за могилкой был какой – никакой уход. Но после того, как нашелся другой мужчина у той женщины, дорогу на кладбище она забыла. Моя мама тоже рано ушла из жизни. Но до самой смерти ходила к отцу. Она была красива даже еще и в своем возрасте. Отбоя от мужчин не было. Но не один не нашел в ее лице  свою половинку. Умирая, она попросила меня похоронить рядом с отцом. Я ее просьбу выполнил. И теперь приезжаю к ним иногда с семьёй, иногда один .И постоянно мне не даёт покоя вопрос:
 - Кто из них был неправ?!!! Если любишь – должен уметь и прощать! Если любишь – возможно – ли такое, чтобы изменить?
Никто мне на ‘этот вопрос уже никогда не ответит.
 - На этом белом свете – философствую я – все мы временно. А настоящий наш дом в земле матушке. Пусть после смерти, но они все равно теперь рядом! И царство, как говорят в народе, им небесное.