Мои тренеры

Владилен Николаев
   В студенческие годы тренировки по боксу я пропускал только в исключительных случаях. (А также в течение всего второго семестра, когда я не получал стипендию и потому жил впроголодь. Тут было уже не до бокса.) У Г.О.Джерояна, я тренировался с сентября 1950 – го по  сентябрь 1953 – го, а затем, до окончания университета - у В,И.Огуренкова.
   
 О ГЕОРГИИ ОВАНЕСОВИЧЕ ДЖЕРОЯНЕ я знал, что в студенческие годы он сам успешно выступал на ринге, а работая преподавателем кафедры физического воспитания МГУ, был аспирантом Института физкультуры. Защитив кандидатскую диссертацию на тему «Развитие тактического мышления на ринге у боксёров юношеского возраста», в 1953 году он перешёл на работу в «Школу высшего спортивного мастерства».

 При этом я долго считал, что Г.О. - спортивный тренер по образованию, что он окончил какое–то заведение типа Института физкультуры. Но через несколько лет на встрече выпускников МГУ разных лет и разных факультетов я увидел его со значком выпускника МГУ на лацкане пиджака.

 Не скрывая удивления, я спросил его: «Г.О.! Откуда у Вас этот значок?» Смеясь, Г.О. ответил: «Так я же окончил географический факультет МГУ и даже три года поработал в экспедициях. Просто я не сразу нашёл своё призвание!» 

  До работы тренером в МГУ Г.О. вёл секцию бокса при каком–то клубе. После его перехода в МГУ из клуба за ним в университетскую секцию бокса потянулись его бывшие воспитанники. Среди них был совсем не юный заводской слесарь Толя Нестеров и безработный начинающий  детский писатель Гена Снегирёв. И даже студент физфака на курс моложе меня Серёжа Витухин поступал в МГУ в основном потому, что тренером по боксу там работал Г.О.Джероян.
 
Г.О. был очень внимателен к тем, с кем поработал хотя бы год. Когда во время летних студенческих каникул Казбеку Тулепову, одному из лучших боксёров нашей секции, потребовалось готовиться к соревнованию высокого уровня, Г.О. во время своего отпуска ради одного этого спортсмена приходил в закрытый на каникулы тренировочный зал.

 Данные из энциклопедии.
 Г.О.Джероян (04.03.1921, Батуми - 31.05.1994, Москва). Участник ВОВ. Окончил МГУ (1943 г.). Окончил аспирантуру ИНФИЗКУЛЬТа. Кандидат педагогических наук (1954 г.), Доцент. Заслуженный тренер СССР (1963 г.) Автор ряда научных и методических трудов по вопросам подготовки боксёров. Подготовил несколько известных боксёров.

  ВИКТОР ИВАНОВИЧ ОГУРЕНКОВ ( 1912 - 1979 гг) тоже был очень нестандартным тренером по боксу. Сам он никогда не  выступал на ринге и даже никогда не тренировался как боксёр. В молодости он занимался  классической борьбой и некоторое время участвовал в соревнованиях борцов - классиков. Но замечательный боксёр Евгений Огуренков почему–то лучшим тренером для себя считал своего брата Виктора и, готовясь к соревнованиям на первенство СССР, тренировался только с ним.

 В результате Евгений Огуренков стал неоднократным чемпионом Советского Союза в среднем  весе, а однажды - даже абсолютным чемпионом, выиграв бой у официального чемпиона страны в тяжёлом весе. А Виктор Иванович Огуренков стал признанным тренером по боксу. В 1956 году ему было присвоено звание заслуженного тренера СССР.

  В МГУ В.И. проработал несколько лет, а затем стал старшим тренером сбоной СССР по боксу. Он был очень успешным тренером сборной. При нём сборная команла СССР имела отличные результаты на европейских первенствах в 1961, 1963, 1967 и 1969 годах, а также на Олимпийских играх в Токио (1964 год) и Мехико (1968 год).

 В.И.Огуренков (совместно с С.Вантрайбом) написал книгу о своём ученике знаменитом боксёре Альгирдасе Шоцикасе.

 На фото (примерно начала 60-х годов) три замечательных тренера по боксу. Слева направо: К.В.Градополов, В.И.Огуренков, Г.О.Джероян,

Примечание. К сожалению, мне лично не доводилось встречаться с К.В.Градополовым (1904 - 1983 гг). Он был совершенно легендарной личностью - киноактёр и чемпион СССР по боксу (в 1928 году), заслуженный мастер спорта, заслуженный тренер СССР, заслуженный работник культуры РСФСР, доктор педагогических наук, профессор, автор научных статей, книг и учебников. Одну из этих книг ("Бокс") я с удовольствием изучал, когда тренировал мальчишек в Геленджике в конце 50-х годов.