9. Байки вертолётчика. Мимино

Роман Белоцерковский
Вскоре после развала Советского Союза, на заре становления самостоятельной грузинской армии, которая ещё по привычке смотрела в сторону своего «большого северного соседа», а не заокеанского, нашей вертолетной эскадрилье выпала ответственная задача – научить летать грузинских летчиков на наших боевых вертолетах Ми-24.

Надо сказать, что после развала Советского Союза многие республики бывшего союза затребовали часть военной техники в собственность, уповая на то, что они также являлись налогоплательщиками Союза и имеют полное право на его имущество. Как уж там проходила дележка я не знаю, но 6 вертолетов Ми-24 грузины у нас потом забрали. Правда надо заметь, что это были самые старые и почти отработавшие свой ресурс вертолеты.

Ну, вернемся к нашим грузинам. Их собрали из гражданской авиации, где они летали кто на Ми-2, кто на «кукурузниках» и особо не спрашивая их желания, призвали в грузинскую армию. И, вполне естественно, что мы между собой стали называть их «Мимино». Тем более что дело было недалеко от гражданского «аэропорта», где снимался легендарный фильм.

В первый же учебный день один из Мимино на моем вертолете сломал переднюю стойку шасси и мой борт отправили в ТЭЧ на ремонт. И это событие спасло много моих нервных клеток. Так как остальные мои товарищи продолжали их усиленно терять. Мимино забывали вовремя убрать или выпустить шасси, вместо противообледенительной системы включали автоматы систем вооружения, один «ас» зачем-то выключил оба двигателя в полете, благо опытный наш инструктор пока падали успел их запустить. Короче говоря – было «весело».

Через три недели, когда Мимино уже более менее сносно летали, приступили к обучению их стрельбе и бомбометанию. Бомбы (болванки) сбрасывали прямо в районе аэродрома, недалеко от полосы. В роли мишени выступал остов списанного Ми-24. Остов был уже старенький и раздолбанный, и зиял дырами. Первым же вылетом наш инструктор показал грузинским «ассам» высший класс: бомба упала в нескольких метрах от вертолета, подпрыгнула и залетела прямиком внутрь «мишени» через одну из пробоин в её корпусе.

Затем наступила очередь Мимино. Бомбы падали везде, через пол часа после начала полетов на аэродроме не было ни одной живой души, все попрятались, куда только можно. Я со своим вертолетом все ещё находился в ТЭЧи, а это примерно 300 метров от «мишени», и особенно не переживал по поводу происходящего. Помимо замены передней стойки мы решили выполнить ещё несколько ремонтных работ, поэтому вертолет стоял на открытой площадке и весь был облеплен работниками ТЭЧ.

Когда свист одной из бомб стал не похож на остальные и звучал всё отчетливее откуда-то сверху, кто-то крикнул «атасс» и люди как кузнечики стали спрыгивать с вертолета и разбегаться в разные стороны. Я видел это всё как замедленном кино. Бомба упала на бетон в 3-х метрах от моего вертолета и как лягушка поскакала по бетонке прочь. На этом полеты в тот день закончились.

По окончании обучения Мимино улетели на наших 6-ти стареньких вертолетах куда-то в сторону Абхазии, откуда уже не вернулись. А на заборе нашего военного городка кто-то написал: «Русские оккупанты, убирайтесь!».