5. Байки вертолётчика. Перевёлся

Роман Белоцерковский
Бортовой техник вертолета Ми-8МТ Стас был, что называется душой компании и всеобщим любимцем. Стас был высоким - под два метра ростом, атлетичного телосложения, с хорошим чувством юмора и богатым внутренним миром.

В нашу закавказскую вертолетную эскадрилью он был переведен из Германии (ГДР) по замене. Унылые полупустынные пейзажи нового места службы наводили на Стаса неописуемую тоску. Невыносимый летний зной выводил его из себя.

Тут необходимо заметить, что те края считались «местом службы с неблагоприятными климатическими условиями», за что наше заботливое государство предоставляло благо в виде льготной выслуги лет – 1 месяц службы за полтора. Лето там начиналось в апреле и заканчивалось уже в июне, а где-то с середины июля до начала октября начинался какой-то другой период года, название которому трудно подобрать – просто пекло, когда под палящими лучами солнца трава уже полностью выгорала, и всё вокруг превращалось в пустыню. Учебные полеты в этот период мы проводили или с раннего утра до обеда или поздно вечером до глубокой ночи, потому что прикасаться к «железу» в послеобеденный зной было невозможно.

Прослужив несколько месяцев, Стас твердо решил перевестись из этой «забытой богом дыры». Поехал в отпуск домой в Нижний Новгород и взял в тамошней эскадрилье Внутренних Войск отношение на перевод. Долго ли коротко ли но, в конце концов, всё у него получилось. Сборы были недолгими. Стас, по устоявшейся традиции, проставился как положено. Мы пожелали ему успешной службы в России, конечно дружно ему позавидовали и проводили.

Прошел месяц. Поступила команда срочно вылетать в район Нагорного Карабаха. Два звена (8 вертолетов) Ми-24, вооруженные «до зубов», преодолев энное расстояние, заходили на посадку на «аэродром» города Степанакерт. Осматривая живописные окрестности посадочной площадки, экипажи могли наблюдать небольшой палаточный городок, несколько БТРов,  военные грузовики, а на «аэродроме» - звено Ми-8 с белой полосой на хвостовой балке. У вертолетов сновало несколько человек, среди которых была одна, до боли знакомая фигура высокого роста. Это был Стас. Когда мы заруливали, он шел к нам навстречу с широко распростертыми руками и обезоруживающей белоснежной улыбкой «до ушей».

Как оказалось, сразу после назначения Стаса на должность по новому месту службы, их в экстренном порядке отправили сюда в командировку. И Стас находился тут уже неделю, за которую успел получить несколько пробоин в своей восьмерке и один раз «сесть на вынужденную».

- Не отпускает видать меня Кавказ, - говорил Стас в ответ на наши приветственные похлопывания его по плечу.



Замазали мы бортовые номера на своих двадцатьчетверках сапожной ваксой (получились красивые карточные масти) и «командировка» пошла своим чередом. ВВэшные восьмерки перебрасывали спецназ с одной горы на другую, а мы их прикрывали. В общем, ничего особенного – обычная авиационная служба…