Выродок

Григорий Примаченко
— Не помешаю, казак?- спросил я, пристраиваясь на корме наполо¬вину вытащенной на берег лодки.
-Да какой я казак - в сердцах прошипел вместо приветствия дед, сплевывая в камыши. -  Казаки кончились ишо в революцию, когда повернули штыки не против иноземцев, защищая Отечество, а друг против друга. Вот тогда все и кончилось. И красный казак, присягая новому идолу и белый казак, бежавший от смуты за границу, и оттудова, как шавка из подворотни лающая в белый свет, изменили своему  народу.
    Дед ловко подсек и в лодку плюхнулся небольшой, с ладонь, гиб¬рид.
- Вона Дон как запоганили: настоящей рыбине к крючку не подступиться, то гибрид, то толстолоб, словом, мусор один - проворчал он. А ить деды наши столько ее ловили, что возами возили. И Дон- Батюшку, кормильца своего, берегли. Уставы были! Писаные и неписаные законы, нарушение которых строго каралось.  Порядок был!            
       Дед забросил удочку и затих, глядя то ли на застывшие на водной глади поплавки, то ли в собственную душу. Так бывает, когда человек  тронет глубинные струны души своей и надолго замолкнет, уставившись в одну точку,  не видя перед собой ничего, как бы отрешась на время от мира сего. А струны звенят и звенят не переставая, и он целиком уходит в этот звон, слышный ему одному, не замечая ничего вокруг.  Я не мешал ему, тихо сидя на корме и вглядываясь в противопо¬ложный берег. Песчаная коса уходила вдаль за поворот, исчезая в тени столетних плакучих ив. Перемежаясь с тополями, карагачем и прочим разнолесьем, деревья круто взбегали вверх по склону и, казалось, еще немного и они зацепят вершинами медленно плывущие розово - багряные облака. Редкий всплеск резвящейся рыбины нарушал покой этого  умиротворенного уголка природы . Ленивое солнце, казалось, застыло на одном месте и никак не хотело склоняться к закату.
- Boт при  моей жизни, - нарушил тишину дед, - апосля революции, всё вроде пережили: и смуту, гражданской и голод, и репрессии и отечественную… Я ить совсем мальцом  ишо был, когда отца белые  зарубили. Осталась мать с нами четырьмя мал-мала меньше. Сколько их, вдов, сирот, беспризорников появилось в те годы. Младшие мои сестра с братом умерли не прожив и пяти лет от роду. Вскорости отмучилась и матушка. Остались мы с младшим братом десяти и семи лет. Ни отца с матерью, ни родных поблизости. Ходили по соседям, такой же гольной бедноте, кто что даст, пока сельсовет не пристроил в район, в приют. Там хоть тоже не куличи с медом но жить можно. Там и наукам и ремеслу обучили. С пятьнадцати лет уже сам на хлеб зарабатывал, и братишку подкармливал.
Дед снова умолк, углубившись в себя. Не клевало. Да и рыбалка уже не интересовала ни его, ни меня. Возможно, впервые в жизни этот человек увидел во мне настоящего слушателя, которому можно доверить свое сокровенное, наболевшее. Я старался запомнить каждое его слово, чтобы потом осмыслить и по возможности передать детям. Я часто ловлю себя на мысли, что вот отошли в мир иной мои дедушки и бабушки, нет на свете матери, стареет отец, а мы, их дети, внуки, даже не пытаемся поговорить с ними по душам, узнать и познать их жизнь, их мир, их и нашу историю. Ведь ни один учебник этого не расскажет.
- Посля  ремесленного  поработал я трохи на заводе да и уехал в деревню. Я ить крестьянских  кровей. Трактористом работал, комбайнером. От зари до  зари в поле. И как радовались искренне, что  большое дело творим, светлое будущее строим, хоть за "палочки" работали. Перед войной у меня уже двое деток было, хозяйство свое, хатку своими руками построил, не курень, но вполне прилично. Да и к чему они хоромы энти, что счас "новые русские" понастро¬или? Нежилое оно какое то, музеи да и только. И не стыдно им в глаза селянам смотреть-то.
        Деревня наша разрастаться стала, похорошела вся. Люди добрей и веселей стали.  Посевную отсеем и всем гуртом на  бережок, на зеленку. Песни,  танцы, хороводы, костры…  Уборочную закон¬чим- тоже.  И не пили как щас. до умопомрачения. Душой и телом  от тяжкого доброго  труда отдыхали, жизни радовались.
Это щас - свобода, воля...  От кого? От чего? Одно рвачество. И человек стал не тот, злой, неподельчивый. Топчутся по головам, топлють друг -  дружку, калечуть, убивають. Волками друг на друга смотрють. Ни Бога, ни духа общего! Какой уж к чертям патриотизм   коды на запады как на идола смотрють. Будто русского ничего хорошего и быть не могёть. Да и кто он такой ентот "новый русский"? - Проходимец, жулик. Ить у него и дом нерусский и  что  в дому, и машина, и одежда нерусские. Да и спеть и сплясать или помянуть по-русски он уже не  могёть. И детей своих по-заграницам обучаеть...
Ну а в Отечественную Вы воевали? - выбрав паузу, спросил я. Небось награды имеете?
 - Воевал, да недолго. Я и немца толком не видел. С первых дней в дальнобойной артилерии отступал до родного Дона - батюшки. Тута меня, у самого берега и садануло, да так, что, почитай до сорок седьмого по лазаретам да госпиталям. Аж в Казахстане очутился.  Вернулся, домой,   а тута и не ждуть меня.  Потому, как ждать некому. Сельчане,  кто уцелел все, как было перессказали. Немцы уже здеся квартировали.  А моя возьми коромысла, да поди по  воду с  мальцом то. Идёть по улице высокая, статная,  ведра колышатся и обочь оголец вихрастый подпрыгивает,   за подол держится.  Тута на грех пьяные немцы на мотоцыкале.  Остановились недалече и ну со своих шмайсеров стрелять.  Один по  одному ведру, другой по другому.   Гогочуть, как вода струями  забила.  А как вода из ведер то повытекла, тута же их    горемычных и порешили  ...
Дед отвернулся,  смахивая запоздалую, слезу и снова умолк. Вечерело, блики резали глаза, поплавки оказались прямо  на сол¬нечной дорожке.
У Вас  же  было двое, деток ? - осторожно спросил я.
- Да, двое,- не с разу ответил он. - Дочурку соседка приютила. Как толь¬ко  немца первый  раз  отбили, она подхватила своих двоих и мою да и подалась подальше от фронта.   Где я  их только ни искал, куда только ни ездил, кого только ни спрашивал - никаких следов.  Вот тогда- я и пристрастился  к горькой. С ней ложился, к ней поднимался. Да так она проклятущая меня  приголубила, что и  работу  бросил и  на себя стал  непохож, и уважение всяческое среди сельчан порастерял. Просили меня,  уговаривали остепениться, стращали. Наконец участковый  не выдержал да и оформил на три года за тунеядство ( та самая статья, какую счас  к репрессиям притуляють). Отсидел от звонка до звонка, протрезвел, вроде.задумался. Начальник  бумагу выписывает на другой район. -А разве домой  нельзя?- спрашиваю. -Да нету твоего дома. И района нету. Пока ты тут сидел, люди там уже море сделали. Во как! И семьи нету и адресу... Опять всё сызнова начинать. Ну, поехал я, куда указали, а у самого на душе...- дед тяжело вздохнул - И за что меня судьба так-то, не спрашивая? Устроился вроде, работу дали, жильё. А покою – нету. По пьяному делу украли с дружками подводу совхозного зерна. Взял всё на себя. Ещё десять лет Колымы. Очнулся я только апосля третьей отсидки, на поселении. Не встреть я там одного мудрого человека, уже наверное и сгинул бы вовсе. Зазвал как-то наш мастер цеха, Михалыч, на огонек, да и разбудил что – то в душе. Я и представить до этого не мог, что два взрослых мужика, без водки, без крика и мата могут до зари вести беседу о том, на что я раньше просто махал рукой. Стал он мне книжки давать, да какие! Иную и в руки брать боязно – ей не одна сотня лет. Потихоньку отошел я от веселых компаний, начал ума – разума набираться. Жаль, что поздно судьба меня с Михалычем свела, да и срок мой вскорости кончился. Воротился я, задёргался было, засуетился, да поздно уже, семью создавать, детей заводить … нашел себе хорошую женщину да и доживаем, досматриваем друг-дружку. И детей не вырастил и внуков не понянчил. Выродок стало быть.
-Как это ?- не понял я.
-Да так,   на мне мой род кончается, вырождается то есть. Вы-ро-док значитца- по-слогам произнёс дед.
 А брат Ваш ? Где он ?- спросил я в надежде, что, ставший как бы  близким мне за несколько часов общения человек, по  этой ветви, продолжится в его детях и внуках.
 -Брат ушёл на фронт неженатым. Дослужил до майора, батальоном танковым командовал.  Убили его на второй день мира в Берлине. Где-то там и похоронен.
- И всё-же выходит Вы казак по происхождению, по сословию, так сказать?
 -Да, казак. Но сословного, родового происхож¬дения мало, надо  блюсти обычаи,  обряды,  весь уклад жизненный. В этом мудрость вековая.  И лозунгами да митингами тута ничего не переделаешь. Вона наши станишники сход собрали, атамана выбрали, бумагу прописали, устав значитца. Все чин по чину. И начали по ентой бумаге  в казаки принимать.  А по ей выходить,  что казаком могёть быть любой,  кто принесёть литру водки и денег как на две литры.  Хоть ты вчера ишо был японцем, а принес деньги и водку-значитца казак. Чинов друг- дружке понадавали, побрякушек понавесили, книжечки повыдали. Даже атаман себе прописал:  национальность- казак. - Да казак спокон веку был русским и служил верой и правдой Руси Матушке! – а всех инородцев  селили отдельно. И не инородец, а казак в жестоком бою и тяжком труде тыщу раз доказывал преданность Руси Матушке. По первому зову: За Веру, Царя и Отечество он седлал коня и вставал в строй. Я все книжки, какие есть в станичных библиотеках перечел,  спасибо Михалыч меня к ним приучил, сто лет ему жизни, и поверь, мил человек, что ни одна нация на земле, акромя русской не породила ничего подобного казачеству.
    Ну, для примеру, напринимали в казаки азербайджанцев, евреев, японцев… какой танец на свадьбе спляшуть енти казаки? А песню какую заведуть? Про страну восходящего солнца, аль про страну обетованную? А молиться в какой храм пойдуть? В церкву? В синагогу? В мечеть? Да и какому богу? А за какую Веру, за какое Отечество будут они стоять, какого царя, изберуть они над Рассеей? Чтой – то тут не складуется насчет общины, круга. Вот ить и меня туда звали: вступай, значитца. А чего вступать то, когда я казак от роду и могеть быть ближе всех их к ентому  делу…. Вырядються чисто петухи, регалии понацепляють, сивухи надерутся и ходють по поселку кур пугають. Ка-за-ки! - язвительно  проворчал, дед,- срам да и только.               
Вечерело. Солнечный  шар наполовину скрылся за деревья  высвечивая ажурную изгородь вершин. Потемневшая вода казалось набирала свинцовую тяжесть ночи. В камышах изредка перекликались пичуги, устраиваясь на ночлег.
- Ну, будя, - произнес дед, выдергивая из воды удочки с пустыми крючками.  - Ты помоги мне, добрый человеку выбраться на ровное.- робко, как бы не надеясь, попросил дед. - А то  моя самокатка в гору не едеть. Ноги то у меня так, для близиру.
И только тут я понял назначение  устройства из дощечек,  алюминиевых трубок и разномерных колес приткнутое к камышам.  Я выкатил "самокатку" на тропинку, а затем просто перенес в нее деда и его нехитрые пожитки. Он ловко приторочил снасти к краю самокатки.
-Война?- опросил я, взглядом указывая на ноги.
- Да нет, опять же дурь виновата. Хребтину-то  в войну зацепило, да врачи, спасибо им, сумели на ноги поставить. А отнялись ноги уже на последней  отсидке. Потому как нельзя столько над людьми да над собой издеваться...  Ну, прощевай,  махнул он мне рукой и  вскоре "самокатка" с понурой фигуркой раство¬рилась в густеющих сумерках.
    Вот так! Прошагал человек длинную тяжелую дорогу по полю жизни, а оглянись-ни борозды, ни следа, ни вёшки.  И душой погреться на закате жизни негде!            
Как иногда непростительно поздно люди трезвеют и умнеют, думал я, шагая по безлюдным переулкам станицы.
Утром ….
                I992- 2000г.