Явление системности

Судаков Пётр Васильевич
ТЕМА-2
к курсу лекций «Природа сознания»
редакция 1-12

ЯВЛЕНИЕ СИСТЕМНОСТИ

Эмпирия, человеческий опыт неизменно констатирует, что материя – некая сущностная субстанция, образующая «ощущаемую» часть действительности,–  всегда структурируется  в силу неких, внутренне присущих ей (имманентных ) свойств. Технический, а за ним и научный прогресс, ускоряющиеся на протяжении последних 2 – 3-х веков, позволили установить, что свойства структурирования материи определяются фундаментальными взаимодействиями. Тем не менее, понять закономерности явления системности, необходимые для решения множества практических задач, а вместе с ним и сформулировать соответствующие дефиниции ешё не удавалось. Поэтому, основываясь на позиции, изложенной в предыдущей теме о формировании тезауруса, сформулируем дефиницию термина «система» в вербальной и семантической формах.

Многовековой практикой логики выработаны правила определения понятий :
1)понятие определяется через ближайший род и видовое отличие;
2)определение должно быть соразмерным, т.е. таким, чтобы объёмы определяемого понятия и понятия, посредством которого определяется искомое понятие, совпадали, были одинаковы, соответственны;
3)видовым отличием должен быть признак или группа признаков, свойственных только данному понятию и отсутствующих в других понятиях, относящихся к тому же роду;
4)определение не должно содержать круга, т.е. определяемое понятие не должно определяться посредством такого понятия, которое само становится ясным только посредством определяемого понятия;
5)определение не должно быть только отрицательным;
6)определение не должно быть логически противоречивым;
7)определение должно быть ясным, чётким, т.е. не должно содержать двусмысленностей (неоднозначности терминов).
В соответствии с этими правилами для формирования дефиниции необходимо определить родовое понятие, содержащее видовые понятия, среди которых находится искомое.

Для понятия «система» родовым является понятие «образование действительности», включающее все возможные формы представлений о существовании материальных и информационных, взаимодействующих и не взаимодействующих объектов действительности. В качестве видовых понятий в него входят такие понятия как:
; множество – представление о группе  невзаимодействующих объектов
; скопление – представление о группе локализованных невзаимодействующих объектов,
; совокупность – представление о группе взаимодействующих объектов,
; система – представление о группе соответствующих и соответственно взаимодействующих объектов,
; таксон  – представление о группе объектов, имеющих одинаковые признаки,
; информационная модель – представление о группе взаимодействующих информационных объектов,
; элементарные частицы – представление о группе микрообъектов, имеющих исключительно энергетические проявления,
; и некоторые другие, природа которых не установлена либо определена недостаточно.

Видовое отличие явления «система» от других феноменов в составе явлений обозначенных понятием «образования действительности» заключено в одновременном наличии свойств взаимного соответствия входящих в неё объектов действительности, их соответственного взаимодействия и их адекватности, являющегося количественным условием существования явления действительности, обозначенного термином «система». Учитывая остальные правила определения понятий и то, что природа феномена системности, как мы выяснили в составе предыдущей темы, при рассмотрении феномена соответствия, заключена в образовании связанных состояний (взаимно) соответствующих объектов действительности при их соответственном взаимодействии и при условии адекватности, которые в подавляющем большинстве случаев ускользают от нашего сознания вследствие действия эффекта эклипсиса.

Таким образом, вербальная часть дефиниции термина «система» определяется как:

система – это образование действительности, состоящее из взаимно соответствующих и соответственно взаимодействующих объектов, адекватных друг другу.

Семантическая часть дефиниции отражает следующие закономерности существования систем:
; существование системы обусловлено обязательным наличием одновременного соответствия и соответственного взаимодействия объектов действительности, т.е. существование системы возможно тогда и только тогда, когда объекты действительности принимают такое состояние, когда реализуется соответственное взаимодействие их взаимно соответствующих компонентов;
; в процессе взаимодействия взаимно соответствующе компоненты связывают указанные объекты вполне определённым образом (зависящим от природы компонентов и характера взаимодействия), существенно ограничивая их свободное функционирование, поэтому их функционирование в составе системы оказывается существенно отличным от функционирования в несвязанном состоянии;
; образование действительности, возникшее вследствие связи, образованной посредством взаимодействия взаимно соответствующих компонентов является системой;
; ограниченный характер функционирования компонентов системы, устанавлива-ющийся при образовании новой системы, при возникновении соответствующих потенциальных барьеров, является новым свойством системы, отсутствующим у тех же, но несвязанных в систему объектов действительности, не приобретших свойств компонентов системы;
; система существует тогда и только тогда, когда  выполняется условие адекватности компонентов системы;
; объекты действительности, образовавшие систему, приобретают качество её компонентов;
; в образовании системы принимает участие не менее 2-х компонентов;
; существенное отличие функционирования указанных объектов действительности во взаимно связанном состоянии от их функционирования в несвязанном состоянии является новым свойством этих объектов, возникающим у них во взаимно связанном состоянии;
; такая взаимная связь объектов действительности может создавать потенциальные барьеры, удерживающие возникшее образование действительности в стабильном состоянии, образуя такую из разновидностей явлений действительности как «устойчивые системы»;
; образование систем может осуществляться по любому из оснований соответствия.
 
Новое свойство, возникающее вследствие ограничения характера функционирования компонентов системы в связанных системой состояниях обозначим термином синергизм (от греческого – synergia – сотрудничество, содействие, соучастие, помощь).

Возникновение нового свойства объясняется уменьшением количества степеней свободы каждого из объектов действительности при их взаимодействии. Например, у некоего вала имеется 3 поступательных и 3 вращательных степени свободы и  относительно пространства, всего – 6 степеней свободы, а у диска имеются такие же степени свободы, но свои. При их несоответственном взаимодействии каждый из этих объектов сохраняет свои степени свободы, а всего в совокупности вал-диск имеется 12 степеней свободы. При соответственном взаимодействии этих объектов, т.е. при надетом диске на вал, оказывается, что диск относительно вала может только вращаться, а прочие степени свободы либо совпадут, либо будут ограничены, к также появятся относительные степени свободы.

Следовательно, в результате соответственного взаимодействия этих объектов образуется новый объект – колесо (система вал-диск), которая будет иметь 3 поступательных и 3 вращательных степени свободы относительно пространства, а у её компонентов останется только по одной степени свободы относительно друг друга – относительное вращение. В данном случае 12 степеней свободы соответственное взаимодействие уменьшает до 8, а его синергизмом является эффект превращения объектов действительности, имеющих признаки относительного соответствия (вал-отверстие) при их соответственном взаимодействии, в другой объект – систему, позволяющую производить качение, опираясь на относительно неподвижный вал,– колесо.
Свойство диска вращаться относительно вала является свойством, отсутствующим у её несвязанных компонентов до соответственного взаимодействия вала с диском, феномен появления которого и есть синергизм.

Так можно понять смысл феномена синергизм, заключённый в том, что при образовании системы во всех без исключения случаях реализуется одно из свойств соответственно взаимодействующего объекта с другим настолько, насколько его другие свойства блокируются этим, соответствующим ему объектом.

В приведённом примере: диск, до того, как был насажен на вал, имел все 6 степеней свободы относительно вала, т.е. мог перемещаться: вверх-вниз, вправо-влево, вперёд-назад, и вращаться вокруг каждой из этих осей, а после того, как его насадили на вал, то относительно вала у него остаётся только одна вращательная степень свободы – остальные оказались жёстко связанными валом, а возможности их реализации перешли из актуального состояния в потенциальное.

Таким образом, суть вновь появившегося свойства оказалась ничем иным, как реализацией возможности актуализации только одной из 6-и возможных степеней свободы данного объекта, в частности диска. Таких возможностей не существовало до реализации соответственного взаимодействия рассматриваемых объектов, которое открыло возможности такого ограничения степеней свободы, невозможное ранее.

На этом примере хорошо прослеживается физический смысл образования принципиально нового феномена на основании определённой комбинации актуальных явлений действительности, а представления о сверхъестественном перешли в категорию представлений естественных и чуть ли не тривиальных.

Следовательно, сам феномен образования нового явления действительности, обозначенный как  синергизм является тривиальным, ничем не выделяясь из полей её других явлений, а тот факт, что он выделен после выделения основной массы таких явлений, то это – не более чем недостатки нашего ума, замутнённого религиозными представлениями, являющиеся клеветой на природу.

Синергизм – суть появления новых возможностей при возникновении новой системы – это то явление действительности, которое возникает при образовании системы и исчезает при её разрушении.

Введение этого понятия полностью разрушает основу редукционизма , усматривающего «единственную "причину" организации в частях», постольку, поскольку обнаружился именно тот компонент системы, отсутствие которого явилось причиной многовекового конфликта между редукционистами и антиредукционистами, ненайденным компонентом которого является поле возможностей реализации её новых свойств.
Здесь же удобно пояснить затронутое ранее понятие адекватности, которое раскроется и уточнится в приведённом примере.

Для образования системы, в данном случае – колеса, недостаточно любого соответствия её компонентов. Любого вала любому отверстию в диске, система образуется только при достаточности соответствия – при выполнении условий адекватности соответственно взаимодействующих систем.
Диаметр отверстия должен быть не меньше диаметра вала, разность их размеров должна обеспечить прокручивание без качания и т.п. От взаимной адекватности компонентов технической системы зависит её качество – возможность реализации соответствующего назначения системы.
Кстати, понятие «адекватность» во всех случаях применениях имеет смысл достаточности для образования системы соответствующих друг другу объектов, имеющих возможность соответственно взаимодействовать, вне зависимости от рода таких систем.

Раскрытие смысла феномена системности вызывает необходимость решения задачи таксономии  – определения места для феномена системности в иерархии представлений о действительности,– в результате решения которой построим систему соответствующих информационных образований, адекватных явлению системности и реализующихся по законам системности.

Из такой постановки вопроса вытекает, что в действительности существует два рода систем:
1) системы материальных образований действительности,
2) системы информационных образований действительности,
постольку, поскольку материальные и информационные образования действительности обладают совершенно разными типами взаимодействия, а следовательно, и основаниями соответствия.

Системы информационных образований действительности – системы информационных моделей и их взаимодействия с материальными образованиями в форме результатов деятельности – мы будем рассматривать позже, по выяснении природы информации постольку, поскольку их специфические и неспецифические взаимодействия радикально отличаются от известных нам фундаментальных взаимодействий.

Системы материальных образований действительности, исходя из цели настоящего исследования, заключённой в выяснении природы сознания, можно подразделить на 2 типа по критерию источника условий их возникновения:
1) системы возникшие под действием условий, сложившихся в естественной природной среде – естественные системы,
2) системы возникшие под действием условий, целенаправленно созданных (человеком или животным) – креативные  системы или системы артефактов , построенные посредством длинных цепочек реализации редких возможностей, имеющих практически нулевую вероятность реализации в природной среде, постольку, поскольку сверхзадачей настоящей работы является нахождение способов оптимизации построения креативных систем. Поэтому сформулируем дефиницию термина «естественная система» как:
 
естественная система – это образование действительности, состоящее из взаимодействующих и взаимно соответствующих объектов, образованная действием условий, сложившихся в природной среде.

Семантическая часть этой дефиниции отражает их единственное отличие от креативных систем, заключённое в том, что естественные системы, являясь разновидностью материальных систем, образуются спонтанно, под действием условий, сложившихся в природной среде.
 
Соответственно формируется вербальная часть дефиниции термина «креативная система»:
креативная система – это образование действительности, состоящее из взаимодействующих и взаимно соответствующих объектов, образованная действием условий, сформированных их создателем, как правило, с целью их утилитарного  назначения.
Семантическая часть этой дефиниции является ёмкой настолько, насколько она вытекает из целей человеческой деятельности и деятельности прочих субъектов информационных взаимодействий, исследование которых является непосредственной задачей настоящего исследования. Она будет развиваться и уточняться на всём её протяжении.

Поэтому, прежде чем приступить к рассмотрению креативных систем, необходимо выяснить возможности их реализации, предполагающие существование субъектов информационных взаимодействий, т.е. выяснить природу информации и сущность информационных взаимодействий. Эта задача решается на пути исследования сложной системы информационных моделей, отражающих генезис формирования сложных естественных систем с адекватностью, достаточной для каждого из их уровней. Однако до рассмотрения креативных систем нам предстоит разобраться с иерархией естественных систем, а к рассмотрению креативных систем мы вернёмся позднее, в процессе рассмотрения деятельности.

Рассмотрение этой задачи начнём рассмотрением структуры естественных систем, закономерностей их образования и функционирования.