Живи, Вилор! 8

Михаил Лезинский
 63.3(2)722.5 Л4
Лезинский М. Л., Эскин Б. М.
Л 41 Живи, Вилор! : Повесть. —М.: Мол. гвардия, 1983. — 112 с, ил. — (Юные герои).
15 коп. 100 000 экз.

Часть вторая
       ПОДВИГ

ИДЕТ ВОЙНА НАРОДНАЯ...

Ребята примчались в свой Северный комитет комсомола одними из первых. Райком быстро наполнялся все новыми и новыми людьми. Пришли не только секретари комсомольских организаций, но и школьники-старшеклассники. В зале собрались сотни парней и девчат.
— Товарищи! — сказала секретарь Тамара Алешина. — Получена телеграмма Крымского обкома ВКП(б). — Она развернула листок. — «Введено боевое угрожаемое положение. Приведите в боевую готовность все средства воздушной обороны. Поднимите отряды самообороны... Вооружите боевым оружием, организуйте сеть постов наблюдения за самолетами и парашютными десантами, усильте охрану предприятий, важнейших объектов..."
Нашему райкому, — продолжала она, отложив телеграмму, — поручено выделить значкистов ПВХО* в помощь противовоздушной обороне, направить в милицию сто лучших комсомольцев.
Последние слова заглушил гул голосов.
— Меня запишите!
— И меня!
+++
ПВХО — противовоздушная и химическая оборона.
+++

— Тише, товарищи. — Тамара подняла руку. —
Во всех районах города создаются группы по борьбе с диверсантами. Северный райком предлагает назначить руководителем группы комсомольца Мусу Джигита.
Вилор сразу узнал черноглазого крепыша в белой футболке. Муса учился в соседней школе. Когда в Доме пионеров была выставка юных художников, рисунки Чекмака и Мусы Джигита оказались рядом, на одном стенде.
Вилор вскочил.
— Муса, включи меня в свою группу!
— Какой окончил?
— Восьмой.
Муса окинул его внимательным взглядом. Вилор был одного роста с ним.
— А я думал — десятый. Вот что, иди сейчас домой. А к трем часам возвращайся — будет сбор группы. Поговорим.

Война пришла -в город. Всюду патрули с противогазами на боку и, несмотря на палящее солнце, в касках. На домах, где есть подвалы, появились надписи: «Бомбоубежище».
Во всех дворах и на пустырях роют щели, чтобы укрыться в минуту опасности. На Историческом и Приморском бульварах, на площади Коммуны и улице Карла Маркса долбят окопы.
Севастопольцы «штурмуют» военкомат.
Усталый военком составляет списки призванных в ряды Красной Армии и флота. Остальным терпеливо объясняет:
— Товарищ, вы кораблестроитель. Вы необходимы городу. Призовем, когда потребуется...
К столу подошли Ищенко, Юрьян, Ященко и Мукомель.
— Ждите вызова, ребята. Война только началась... — Только началась — завтра кончится!
-— Это было бы счастьем, — вздохнул военком.
Больше друзья сюда не пришли. Они записались в истребительный батальон по борьбе с танками. Туда принимали граждан непризывного возраста.
Мальчишки вооружились ведрами с песком, длинными щипцами для захвата «зажигалок». Некоторые раздобыли пожарные каски. Во главе мальчишеской пожарной команды — значкисты ПВХО.
 Истребители «зажигалок» пока без работы. И хотя налеты почти каждую ночь, разрушений в городе мало. Зенитчики мешают прицельному бомбометанию, да и «ястребки» не дремлют.
Ребята научились по звуку различать самолеты;
— «Фокер» летит!
— Точно! А вот наш Як пошел - на сближение с «мессером».
Немцы изменили тактику. Затемненный город не виден с воздуха — участились налеты на рассвете. Белые кварталы в ранних лучах солнца хорошо различимы с высоты. После первого же утренного налета дома замаскировали: перекрасили в зеленый, замазали сажей, облепили глиной. Город стал неузнаваемым.
На улицах появились дежурные старшеклассники с красными повязками на рукавах. У горкома партии вывешена карта боевых действий. Возле нее всегда много народу. Флажками обозначена линия обороны: Литва, Западная Украина, Белоруссия. Фронт растянулся от Балтийского до Черного моря.
Судьба вновь свела Вилора с Сережей Алафердовым. Они оказались в одной группе у Мусы Джигита.
— А ведь я серьезно решил стать артистом, — поделился Сережа. Заметив, что Вилор улыбается, уточнил: — Нет, не певцом, конечно. Драматическим артистом. В прошлом году я все каникулы в театре проработал. Помогал декорации ставить. Вот и на это лето договорился...
— Ничего, еще поработаешь. Вот скоро разгромим фашистов!
— Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, как пройти к горкому партии?
Долю секунды Вилор изучающе смотрел на незнакомца.
— Вы только что приехали?
— Да, из Москвы. Журналист.
— Понятно... Сейчас мы вас проводим.
Вилор махнул рукой — с десяток мальчишек во главе с Сережей Алафердовым подбежали к ним. Окружили корреспондента, повели по Большой Морской к проспекту Фрунзе.
Вслед неслось:
— Шпиона ведут!
— На парашюте забросили!
— Чемодан у него. С вокзала шел. Взрывчатка в чемодане. Вы бы проверили, ребята!
— Там проверят!
Корреспондент только сейчас понял, что на парашюте забросили его, что взрывчатка в чемодане — у него.
— Ребята, мне же в горком партии!
— Проходите вперед. Вот сюда, на лестницу.
Они прошли в Северный райком комсомола.
— Гражданин интересовался объектами.
— Да не интересовался я объектами! — возмутился журналист.
Тамара Алешина нахмурилась.
— Разберемся,



Не прошло и месяца, как началась война, а бригады содействия милиции задержали десятки подозрительных. После тщательной проверки «подозрительные» оказывались артистами, приехавшими на гастроли, кинооператорами, снимающими город, журналистами...
Многие видели парашюты, сброшенные немецкими самолетами. Потом оказалось, что на парашютах сбросили не диверсантов, а мины. У фашистов был план: уничтожить эскадру, не давая кораблям выйти из бухты. Возле Константиновской батареи уже подорвался эсминец «Быстрый», чуть дальше — буксир с плавучим краном. Но, как обычно бывает, слухи мгновен¬но обросли несуществующими подробностями. В милицию сообщили: «На Историческом бульваре окопались парашютисты!»
Муса Джигит со своей группой помчались туда. Дальше площади Коммуны ребят не пустили.
— Это дело взрослых, сынки, — сказал пожилой милиционер.
Все подступы к бульвару были оцеплены. Милиционеры по-пластунски пробирались склонами вверх, к Панораме, проверяя каждую складку на местности. Через полчаса поняли: никаких парашютистов нет и в помине.
После этого злополучного случая секретарь горкома партии устроил разнос. Вот тогда-то Тамара Алешина услышала слово «шпиономания». И сейчас, когда перед ней появился очередной «диверсант», растерялась.
Скорее всего человек никакой не шпион, а прибыл по делу. А если все-таки?.. Ведь в первую ночь войны, когда город был в полном затемнении, когда выключили даже — неслыханный случай! — маяки, чтобы вражеские самолеты не могли ориентироваться, один маяк все-таки светил! Верхний Инкерманский. Маячникам не могли дозвониться по телефону — оказался перерезан кабель.
Алешина чувствовала, что ребята опять ошиблись. Но все же подняла трубку и позвонила на второй этаж в райком партии.
Дежурный быстро спустился вниз. Взял в руки командировочное удостоверение и паспорт журналиста.
— Вы свободны. А с вами, ребята, поговорим. Хватит самодеятельности.

Солнцу нет дела до того, что началась война. Солнце продолжает беззаботно светить, заставляя искриться синюю гладь бухт, щуриться, закрываться газетами от его ярких лучей.
Сегодня — 3 июля 1941 года. На площади, у памятника Ленину собрались тысячи севастопольцев.
Пришли на площадь бойцы истребительного батальона. За городом они рыли рвы, учились стрелять из противотанковых ружей, метать связки гранат.
Вилор и Сережа Алафердов протиснулись к друзьям. Чекмак обнялся с «мушкетерами», пожал руку Мукомелю.
— Ну, как там Ральф? Устает?
Мукомель в ответ только вздохнул. В часы бесконечных тренировок истребительного батальона он учил Ральфа бросаться под танки. Собака быстро поняла, что от нее требуется. И как только ей подвязывали «мины», искала глазами «танк» со свастикой на башне, выпрыгивала из окопа и бросалась под гусеницы...
Оба проводника молчали, потому что им одновременно пришла в голову мысль: в предстоящем бою с настоящими танками Ральф погибнет непременно.
От этой мысли стало и больно и стыдно: как же так? Ты еще сможешь уцелеть, а Ральф, их славный Ральф обязан погибнуть!

— Раз... Два... Три... Проба! Проба! Проба! — захрипели раструбы громкоговорителей.
Площадь стихла.
— Внимание! Внимание! Говорит Москва! Слушайте...
Все затаили дыхание. Казалось, даже «ястребки», стерегущие небо, на мгновение приглушили моторы.
— Товарищи! Граждане! Братья и сестры! Бойцы нашей армии и флота! К вам обращаюсь я, друзья мои!
Звучит всем знакомый глуховатый голос Председателя Государственного Комитета Обороны товарища Сталина.
— Враг жесток и неумолим. Он ставит своей целью захват наших земель, политых нашим потом, захват нашего хлеба и нашей нефти, добытых нашим трудом. Он ставит своей целью восстановление власти помещиков, восстановление царизма, разрушение национальной культуры и национальной государственности русских, украинцев, белорусов, литовцев, латышей, эстонцев, узбеков, татар, молдаван, грузин, армян, азербайджанцев и других свободных народов Советского
Союза, их онемечивание, их превращение в рабов немецких князей и баронов...
Вилиной руки коснулась рука Пети Ященко и крепко сжала пальцы. Десятки раз читал Вилор в книгах, слышал от учителей и от родителей и, ему всегда казалось, понимал умом и сердцем, что такое «братство советских народов». Но сейчас, слушая эту речь, он просто физически ощущал это. Вот рядом с ним — с украинцем — его друзья: Муса Джигит, Сережа Алафердов, Изя Мукомель, Юрьян.
— Дело идет, таким образом, о жизни и смерти
Советского государства, о жизни и смерти народов
СССР, о том — быть народам Советского Союза свободными или впасть в порабощение...
Умолкли громкоговорители, но никто не расходился. Люди чего-то ждали... И вдруг над площадью раздалась незнакомая песня:

Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой...

Простые и вроде обычные слова. Но от этих слов сжимались кулаки и расправлялись плечи. Все стоящие на площади почувствовали, что эта песня станет для них необходимой, как воздух, как хлеб, как винтовка. Рожденная в Москве, мелодия пришла в Севастополь, как приходит на передовую боевое подкрепление.

Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна...

Тысячи голосов подхватили припев. Над площадью неслось величественное и грозное:

Идет война народная,
Священная война!




© Copyright: Михаил Лезинский, 2008
Свидетельство о публикации №2805220634