Восточный обычай

Сергей Михалев
Турат — человек хлебосольный. Он, как Чапаев. Он чай пьет, ты садись — чай пей. Он вино пьет — ты садись вино пей. Турат киргиз. Он привез из дома киргизский бальзам, который, по его утверждению, «на сто процентов лучше», чем Рижский. И пьет сегодня он не чай или вино, а бальзам с пивом. Угощает всех.
Пьет друг мой Гарт, пьет Олежка Захарчук, пью я. А Туровский попил немного и больше не пьет.
- Саша, почему не пьешь?
- Не хочу. Я выпил, и больше не хочу.
- Ну как так? Все выпивают, все довольны, а ты не хочешь.
- Так я тоже доволен. Просто мне больше не хочется.
- Ты меня не уважаешь?
- Уважаю конечно.
- А почему же отказываешься?
- Турат, давай я тебе расскажу восточную притчу на эту тему. Пригласили одного философа-мудреца на свадьбу. Выпил он, поел, сидит, общается. Но гости продолжают выпивать, и хозяин потчует мудреца.
- Пей, дорогой. Не откажи в уважении. Старшего сына я женю. Выпей еще." И уговорил он мудреца выпить еще. Потом еще и еще.
Едет мудрец домой на ишаке. Остановился у ручья, чтобы напоить скотину. Попил ишак и поднял голову.
- Пей еще, - командует мудрец ишаку.
А ишак машет головой. «Не хочу, мол, больше».
- Пей, ишак. Приказываю тебе.
А ишак все равно не пьет. Тогда мудрец говорит:
- А ведь это ты мудрец, а я ишак.
После небольшой паузы Турат встает из-за стола и подает голос:
- Ты хочешь сказать, что я ишак?
Туровский понимает, что Турат по-своему истолковал восточную историю.
- Да ты что, Турат? Нет, конечно.
Но Турат грозно идет к Туровскому с полным стаканом напитка
- А ну-ка пей.
Туровский берет стакан и, поднося его ко рту, говорит:
В такой ситуации будешь  ишаком, если откажешься.
И начинает пить. Ох уж это восточное хлебосольство.
10 ноября 2010 года.