Империалистическая угроза или Монтана не пройдёт

Александр Моржов
               Впервые был опубликован в журнале "Пограничник" за июнь 2006 года,как "Империалистическая угроза."
 

    Гребной винт  теплохода  «Поморье»  медленно  наматывал  последние  мили  перед  заходом  в  свой  родной  порт  Архангельск.  Низенькие  северные  берега  постепенно  приближались  и  судно   плавно   входило  в   устье   широкой  и  полноводной  красавицы  Северной  Двины. Позади  остался низенький  остров Мудьюг, явственно  проглядывались  тоненькие  елочки , слегка покачивающие  на  ветру  своими  вечнозелеными ветками, словно  приветствуя  вернувшихся  земляков-мореходов  из  дальних  походов. Снега еще не было, стояла  тихая , октябрьская погода. На рейде судно уже поджидала архангельская таможня.
   
  В  машинном отделении  теплохода  уже  не так громко,но всё  же очень солидно "ухали" огромные  поршни  «железного сердца» судна –  двигателя  фирмы «Бурмейстер энд Вайн». Моторист первого класса, высокий  брюнет  двадцати лет, Вовка Спирин, носился  по  машинному  отделению с  промасленной тряпкой в  руках и  наводил  порядок. Он уже пробежался по  верхним  железным  трапам , регулируя  вручную температуру охлаждающей воды  и теперь  протирал  наиболее  грязные  места  двигателя, очищая его железные бока  от  вездесущего  машинного масла. Вахта была в самом  разгаре, а работы у вахтенного моториста всегда  хватало.  На  лице   Вовки   сияла  счастливая улыбка –  он  уже  сбегал  наверх  и  лично  видел  приближающуюся  полоску  берега.  Хорошая  и  веселая энергия так  и распирала его сейчас. Ведь всего через какой-то час или два  и  он увидит свою молодую  жену  Иринку, да  и  знакомые  ребята  должны  встретить, а  как  же   иначе, ведь четыре месяца  дома  не был!
  Он  подтянулся  с  десяток  раз  на  железной перекладине, воткнутой над верхним выходным трапом  и   снова  заспешил по  делам  - до  верхних  и  очень жарких  площадок  утилизированного котла.
  -  Ну вот, вроде бы  все в порядке - решил Вовка , пройдя все свои  контрольные участки.
   
    Пора  было  подумать, как  провести  сегодняшний  вечер! Вовка спустился к пульту  управления, где  покуривал, удобно развалившись  в  тяжелом кресле, привинченном   к  платформе, чтобы  не  упало при  качке,  третий  механик, Алексей Петрович, по  прозвищу  «Динамка». Казалось, что  вся  личная  жизнь  Алексея Петровича  проходила  только  вокруг  судовых  дизель-генераторов  или  проще  сказать-"динамок".  На  каждой стоянке, в  любой  точке  мира, куда забрасывала  его  судьба, Петрович  неизменно разбирал, замерял  и  чистил свои  любимые  дизель-генераторы , иногда  находясь  при  этом  в  состоянии  сильного опьянения. Ведь стоянка всё  же!
   
   В  курилке  Петрович  вечно докучал  мотористам  разговорами о  ремонте своих  капризных  «динамок».  Даже  в  родном  порту, в  присутствии  жены  на  борту, Петрович ходил  в  промасленной робе, с чернющими  руками, готовым  в  любую минуту нырнуть в недра машинного отделения, чтобы снова  и снова  перебирать до винтика  свои  любимые детища  и  лишь  перекур  был  для  него  святым  ритуалом  выхода  из  отделения. Мотористы на него не обижались, ведь он  был  трудяга  и  старался все сделать сам,  никому ничего  не  приказывая , а лишь   просил  помочь.
 
    В  данный  момент  Петрович курил  возле пульта управления, ожидая маневровых команд с мостика и  стряхивал пепел в старую ,жестяную баночку из-под кофе.
 - Ну, что,Петрович, заходим? – спросил у него Вовка и присел рядом на маленькую табуретку.
 -Да, всё  уже , ход сбавляем – ответил Петрович.
 - Хорошо бы на нашей вахте таможню  пройти, все эти  дурацкие  досмотры – помечтал вслух Вовка. Петрович невозмутимо курил, наблюдая за показателями на пульте. Ему было все равно, когда , куда и  во сколько заходить, всё  равно  по  приходу в порт  первые сутки у  него  будет  приёмка топлива  и  дежурство, а  потом  проверить  нужно  будет правую  «динамку» -  что то там клапана не так стучат...
 
   С  мостика  тем  временем  поступила  команда  на самый малый ход, а затем и вовсе на задний и стоп.
  - Ну  все, пришли - радостно  сказал   Вовка  и  вскочив, побежал присматривать за приборами  двигателя, работающим  на самых  малых оборотах.
   Тут  тебе  и опять температуры  поползли  и  компрессор  врубать нужно, и  левую  «динамку»  запустить. Так, за всей этой привычной суетой, он и не заметил, как судно встало на рейдовую стоянку, как  наверху  встретили  катер с  комиссией на борту, как  традиционно  первым на борт поднялся санитарный  доктор, а  потом  и  пограничный  наряд  с таможней.
    Дома  Володю  ждали, знали, что  его  судно  уже  на  подходе. В  "Трансфлот", наверняка названивали  со  вчерашнего дня.  Володе  вспомнился   свой   последний выход  из  Архангельска  четыре  месяца тому назад,  когда у  закадычного  его  друга, Лешки Маслобородова,как  раз была свадьба.  Прямо  в  день отхода , ну  обычный закон подлости. Хорошо, хоть  утром Вовка заскочил  к  другу, всегда такому  шумному и веселому, выпил в его честь  соточку  водки , да  поспешил  на  рейдовый  катер .
    По  иронии судьбы, судно  весь  вечер простояло тогда на городском рейде  в  ожидании то ли лоцмана , то ли  еще  кого  то  и  вышло  в  море  только утром. И  весь вечер Вовка с тоской наблюдал с  палубы  за  светящимися  огнями города, где отлично проглядывались  яркие  огни  ресторана «Двинские зори», где  все  друзья  гуляли  на свадьбе, а он  торчал   на  вахте  на  судне .  Вовка  был  совсем  ещё  молодым  выпускником  архангельской  мореходки , оторвался  от  дома  совсем  недавно   и  все  праздники, проходящие на берегу  без него, переживал, как  личную  трагедию.  До  могиканского  спокойствия  третьего механика ему было еще далеко...
   
     Между  тем, в машинном отделении стало почти тихо, хоть ватные вкладыши из ушей вынимай, теперь  лишь  одиноко  постукивала  любимая  «динамка»  Петровича , да гулко  гудел  стояночный  водогрельный  котел, запущенный  Вовкой  при  помощи горящего факела.  Выполнив эту   эффектно смотрящуюся со стороны процедуру, Володя снова присел на табурет. Теперь в голову полезли  мысли о приобретенных в Амстердаме  подарках  и кому, что он должен  подарить.
    За первые полгода  работы  в море он еще не насытил себя и родню модными  джинсами, вельветами, куртками  и прочим  импортным ширпотребом  и  старался  это  делать равномерно, не  забывая  всех - сестру, маму, себя с  женой. С Голландии он вез новую джинсовую юбку и  брюки фирмы «Montana», набор фломастеров,немного жвачки, два  зонтика, да шесть мотков мохера – вот и всё, на что хватило его двадцати валютных суток, которые  заканчивались  сегодня  после  аккуратно проставленного  штампа прапорщиком-пограничником в паспорте моряка загранплавания...
   Между тем, Петрович пошел замерять уровень топлива в цистернах, а Вовка остался возле пульта караулить сигналы с мостика. Внезапно сверху  послышались чьи-то торопливые шаги и  Вовка  увидел   спускающегося по  трапу плотника Толика Илюхина – темноволосого  и чернобрового   южанина  с    Крымского полуострова, шустрого мужичка, имеющего за плечами  пять лет морской жизни.
 
 -  Вова, пожалуйста, дай ключи от токарки – надо срочно кое-что сделать! – выпалил он без всяких приветствий. Володя недоуменно посмотрел на него, а тот продолжил:
 - Трясут, гады, по-черному. Представляешь, до чего додумались? Заставляют всех орлов срывать со штанов  и  флажки  штатовские срезать! – затараторил он.
  Вовка побледнел.
 - Говорят, символика загнивающего империализма все это! – Толя показал на свой сверток, который принес с собой и  быстро открыл его, показывая  на горделивого орла, устроившегося на заднем кармане синих вельветовых брюк, вытесненного на поблескивающем металлическом кружочке. Такие знаки были почти на половине всех джинсовых брюк и юбок, вошедших в самую моду и стоящих на берегу бешеные деньги – до двухсот пятидесяти рублей за одни джинсы.
 -  Так что, срывают все знаки? – недоумевал Вовка.
 - Ну да, я же говорю, указание у них какое-то есть с  Москвы , вот и отрабатывают, блин.
 - А, ты чего придумал, спрятать что ли у нас  что хочешь? – уставился на плотника Вовка.
Тот хитро прищурил глаз и расплылся в улыбке, обнажая целый ряд золотых коронок.
 - Да, ходил сейчас с таможенником, тот вроде нормальный  мужик, так разрешил мне орла американского  аккуратненько сточить на станке и всё, и не надо ничего срывать.
 - Сам придумал? – удивился Вовка.
 - А ты думал, кое-что соображаю - горделиво протянул шустрый Толик, взял протянутый ключ  и заторопился стачивать своего орла.
   Вовка расстроенно поглядел ему вслед. Ничего стачивать, а тем более срывать ему крайне не хотелось. Он стал лихорадочно думать, что делать. Первой мыслью было бежать наверх в каюту и все свои вещички, приготовленные для досмотра, куда-нибудь подальше запрятать. Но в мыслях сразу  мелькнула история  знакомого  электромеханика  с теплохода «Степан Разин» Гены  Попова, который любил повторять  одну и ту же фразу: «Кто-то любит коллекционировать марки, а  я  коллекционирую  только  денежные знаки».
   Весёлого  электромеханика взяли на таможенном досмотре в Риге, когда нашли в его хозяйстве на  корме  большую  партию контрабандных джинсовых брюк. Гена великодушно не отказался от своего родного  электрооборудования и  припрятанных прямо  в нем  товаров  и  загремел на три года за контрабанду. Жестко!
 
  - Вот же, чума, что  придумали – империалистическая угроза! Да  за  оторванные бляшки наши  модницы  сразу  цены  скидывать на треть будут! - подумал Вовка.
  Конечно, в машинном отделении можно  было спрятать большого африканского крокодила,  особенно, где-нибудь под нижними машинными  платформами. Сколько раз, по просьбе пограничников, тот же  Петрович прятал какого-нибудь молодого  морячка  и  часто   пограничники  не находили  его  на   своих  тренировочных  занятиях - настолько искусно Петрович  находил  укромные местечки  в машинном отделении.
  Но  сейчас, из-за какой то  ерунды  подводить Володе никого не хотелось. Ведь если найдут какое-нибудь бесхозное имущество, то отвечать будет тот, на чьей территории нашли,а это  будет второй , третий  или  четвёртый механик. И если уж  не по таможенной линии, так по линии Управления кадров пароходства этому человеку попадет. Могут и визы  лишить...
 
  К пульту управления вернулся Петрович и снова уселся в свое любимое кресло.
 - Петрович, а ты что-нибудь везешь с Амстердама? – спросил у него Вовка.
  Петрович скромно улыбнулся: -Да, нет, чего оттуда везти то , баловство одно.
  Петрович явно копил на машину. Как все опытные  моряки - «сорокоты», как их называли, он не очень-то любил бегать по заграничным магазинам, утомляя после вахты  ноги, предпочитая брать сразу что-то серьезное, типа подержанной машины, которую, как  передовику производства, ему разрешалось приобретать один раз в пять лет. Обычно  это  делалось где  нибудь  в  Германии.
    Любили "сорокоты" еще брать  ковры,  фирменные двухкассетные магнитофоны, а то  и партию мохера. Одевались  мужики по старинке в простые  советские костюмы, баловали  фирменными тряпками  разве что любимых детей и жен. Также не было у них большого желания после вахты мотаться по заграничным окрестностям просто так, предпочитая посылать более молодых  коллег  в составе выходной «тройки» (а менее, чем по три человека выходить в увольнение за границей не допускалось) и просили  взять  на  берегу  пару  литров медицинского спирта, который свободно продавался в  испанских или французских аптеках по скромной цене. Ну  и закрывались потом по  каютам, подальше от пронзительного взгляда первого помощника капитана, не гнушаясь  и  дешёвым  бренди или ромом.
   
  Вовка  же  был  совсем  зелёным  морячком  и сам стремился  на берег при любой маломальской возможности. Ему  было   интересно  погулять по  чужим незнакомым улочкам, посмотреть на  людей, на  другую природу, прицениться  к вещам, что-то купить на память.
  Всю  свою  мелочь, что зарабатывал в рейсах, Вовка  тут же тратил. Хотелось попробовать  и   местного пива в  жестяных  банках  или  даже  виски,  чего  в Союзе не  было, купить что-то  модное   из одежды.
   На стоянке  ему  очень  нравилось  участвовать во всяких спартакиадах,  играть в волейбол  и  футбол, бегать и прыгать по земле, по которой  успевал  в  море  соскучиться. Молодость так и  кипела в  нем,  половина судовых грамот за призовые места оставались в Вовкиной  каюте.
  Он уже побывал в нескольких  западноевропейских странах, так  похожих друг на друга своими уютными городками, любовью  к своей истории  и  изобилием магазинов, но  жаждал  увидеть весь мир, всю  его красоту и  необъятность.
 - Петрович, а нас, может, вообще не будут досматривать? - спросил Вовка третьего механика.
  Петрович безразлично пожал плечами – ему было как то все равно.
 -  Да, может и не дойдет до нас, хотя  пусть  проверяют. А что ты переживаешь? –наконец протянул  он, поглядев в сторону Вовки.
 -  Да так, просто плотник тут прибегал, сказал, что трясут сегодня таможенники сильно - недовольно пробурчал Вовка.
  Петрович вздохнул и ничего на это  не ответил. За двадцать лет в  море он насмотрелся всякого и никакие замашки таможни его давно уже не удивляли. Видел он в работе и «черную таможню» в Англии, и придирки кубинцев, обязательно вскрывающих нераспечатанную пачку сигарет, взятых с судна на берег, и целевые набеги Калининградской таможни с разборкой половины судовых механизмов...
 
    В этот момент к пульту вернулся Толик с сияющей улыбкой и джинсовыми брюками в руках.
 - Ну вот, принимайте  работу! – показал он мужикам задний карман брюк, где блестела аккуратно обработанная на токарном станке металлическая бирочка.
 Никакого орла на ней уже не было, зато  буковки  были  на  месте. Петрович и Вовка потрогали ровно сточенную бирку.
 - Во молодежь дает - усмехнулся Петрович.
  Вовка сокрушенно вздохнул: -Нет, все равно уже не так смотрится.
 - Да ладно, надо будет, еще не то пришпандорим - бодро отозвался Толик и побежал обратно.
 - Толя, ты к нам  то  никого  не приводи, мы  на  вахте! – вдогонку  крикнул ему Вовка, и тот  успел  кивнуть, перед  тем, как исчез в верхнем проеме. Прошло еще  полчаса  и Вовка уже решил , что таможня до них не дойдет...

     Наверху  между  тем  шла  обычная  оформительская работа  комиссии, прибывшей  на судно. Доктор, немолодая  уже  дама, уставшая от бесконечных поездок  на суда, безучастно  сидела  в  уголке кают-компании  и  смотрела  какое то  кино  по  телевизору.  Её  работа всегда  была самая короткая. Пограничник-прапорщик  давно   проверил  возбужденные  физиономии  прибывших  моряков  и гордо  удалился  штамповать их  паспорта . А  вот  таможенной смене  Сергея  Зубова  досталась основная  и неблагодарная работа. Сегодня  им  нужно было отличиться в  работе  по  идеологической  сфере, так  как  поступило срочное  указание  из Москвы, из  Главного  Таможенного Управления , с  требованием  пресечения  провоза  вещей с  символикой  США. В указании  говорилось, что  вся  эта  символика  -  империалистическая  и  чуждая  нашему  дружному  социалистическому  народу  и   она   не  должна   допускаться   в  советскую страну.
 
  Сам отличный  поисковик, Сергей Иванович Зубов, к такого рода  указаниям  относился крайне отрицательно. Работать он любил  и  на  контрабанду у него был просто  изумительный нюх, но сегодня он решил просто  поработать с документами, предпочитая отправить  на   досмотр   двоих   молодых   инспекторов   смены –  Колю Данина и Юру Онищенко. Сам  же  Сергей  Иванович прочно уселся  в  кают-компании и  неторопливо зашуршал судовыми документами. С  интересом  разглядывал он список судового состава, находя в нем знакомых людей, ведь судно-то было местной прописки, а сам  Сергей  когда-то тоже ходил по морским  просторам  третьим штурманом, и  только семейные дела  увели его на берег. Так незаметно прослужил он  на  таможне целых  десять лет, дослужившись до советника. Море по-прежнему ему снилось и манило...
 
    А  в  это же  время ,  таможенные  инспекторы , в  сопровождении  плотника  Анатолия Илюхина  и  пожилого матроса  Сергея Федоровича, пошли  проводить досмотр. Оба  они  были  бывшие  комсомольские  работники , с людьми  работать  умели, а  поэтому  без  всяких сантиментов, сразу  начали с  жилых  кают. Онищенко  с  матросом  пошел  по  каютам  левого  борта , а  Данину  достался  соответственно  правый  борт и  в  сопровождение судовой  плотник Толя Илюхин. Застигнутые  врасплох  джинсовые  брюки и юбки  стали  быстро  терять свои  металлические эмблемы  с   американскими орлами  и  вшитые  звёздополосатые   флажки. В  работу пошли ножницы и даже  ножи. Народ застонал, но старая советская школа быстро сделала свое дело, и  заранее приготовленный старенький кожаный портфель Данина  и стал  быстро наполняться новыми "показателями" в работе.
   
  Поначалу, "блямбы"  с  джинсовых  изделий  срывались как то неохотно и  тяжело, но старательный плотник  Толя  притащил  хорошие  плоскогубцы  и  дело  пошло на лад. Моряки  безропотно срывали и срезали  пришитую  символику  и  Николай  только успевал все это записывать и учитывать. Когда в улов Николая попал еще матерчатый ремень, сшитый целиком из американских флажков(!),да   с пряжкой в  виде  американского  орла, то он удовлетворенно подумал, что так  и  лучшим по профессии за этот месяц можно стать!
     А там  глядишь,  путёвочку  бесплатную  шеф  выделит  на  Соловки. Недавно  в соседней смене, такую  путевку   дали  Сашке Быстрову. Тот  потом долго хвалился, как хорошо он  прокатился  на комфортабельном  теплоходе  «Буковина», возившем  туристов  на  выходные дни  с  Красной  пристани   до  чудесных  Соловецких островов. Николаю давно хотелось  туда, но путевка стоила  дорого, пятьдесят три рубля,  и  он  всё  только собирался её приобрести.
   А  Сашка  Быстров  просто  нашёл  недавно  на  рыболовецком  траулере целую партию порнографических  видеокассет, они были спрятаны  внутри деревянной обшивки  двери – входа в судовую сауну. Понятно, что  вся  смена потом  тщательно просматривала сюжеты  кассет до самого утра, оживленно смакуя подробности. Но все-таки  это  была контрабанда, а не какое то  задержание  добровольно сданных предметов с  вражеской символикой.  Николай  ,конечно  понимал это, но с энтузиазмом  делал  свое дело- все таки это тоже показатели !

   Он  обошел  все каюты  комсостава,  потом спустился  вниз, где жили  мотористы и матросы.  Наконец, дошла  очередь и  до  каюты  самого  плотника, который  и  придумал  гениальную  мысль по  уничтожению  эмблем  Северной Америки  без  обрывания  самой  железки  и  сохранения всех  надписей  на ней. Коля посмеялся над находчивостью шустрого плотника, но разрешил ему  сточить  выгравированных  американских орлов, пока он перекуривал  в курилке возле машинного отделения. Портфель был и так достаточно наполнен. Плотник быстро вернулся и гордо предоставил Николаю свою работу. Тот, для вида, внимательно посмотрел на обточенную блямбу на заднем кармане брюк и  удовлетворённо продолжил свой обход. В принципе, работу можно было заканчивать, ничего такого интересного в каютах не было, а поиск  настоящей контрабанды  сегодня   и  не намечался. Для этого нужно было вооружиться отвертками, гаечными  ключами и копать часа два-три, как это умел  делать старший смены Зубов...
   
   После досмотра крайней угловой каюты электрика, где ему  пришлось снимать целый ворох флажков и эмблем, Коля устало спросил своего сопровождающего:
 -Ну, что, всё?.
  Анатолий немного помедлил, но  вспомнил  про  свои  изуродованные штаны  и  твердо заявил:
 - С этой стороны  вахта осталась, вахта третьего механика.
 "Добрый" же  у нас в России народ, особенно в отношении своих соседей! Плохо  у  нас  должно  быть  всем . Николай сразу решительно произнес:
 - Давай, зови их, а я здесь, возле каюты, подожду.
  - Сейчас, я  быстро! - уже на ходу ответил плотник, резво  направляясь к  двери машинного отделения. Через секунду отворил он грохочущую железную дверь машинного отделения, из которого потянуло горячим духом машинного масла и исчез ,захлопнув за собой дверь.
 
 - Работают  же  мужики в таком  аду! – уважительно подумал Коля  о механиках, закуривая очередную сигарету. Вообще, ко всем морякам Николай относился очень уважительно, компании их не чурался, да и   в  его  смене было полно бывших моряков. Мог  и выпить с ними после рабочих будней. А  однажды у него был  короткий, но бурный роман с  одной судовой буфетчицей, с которой  познакомился  в   ресторане  "Юбилейный". Хорошая была  деваха!
 
    Весь  город  был  пронизан связями с  моряками, ведь это  старейший  порт   России – город   Архангельск. Да  и морской  таможне  архангельской   было  уже  четыреста лет, как  и  городу. Но  дружба дружбой, а  на службе Николай сразу преображался. Сегодня строгая  серая  форма, голубая, милицейская рубашка и зеленые петлички с двумя звездочками придавали  молодому, но  уже  лысеющему парню  вполне  солидный вид...
 
   Служба на  таможне  Коле нравилась. Работа была интересной,постоянно новые  люди, часто иностранцы, у которых на судне можно было попить пивка  втихаря из необычных жестяных баночек, попросить для себя пару пачек дорогих  импортных сигарет, а то и  блок, выпить хорошего натурального кофе. А  на советских судах их  часто кормили обедами, а порой удавалось хорошо "отовариться" в судовой артелке , набрать  домой дефицитных консервов – тушенки, ветчины, сгущенки и  все по смешной, государственной цене. В магазинах таких вещей давно уже не  было.
    Платили им  тоже неплохо - оклад в сто пятьдесят рублей, да   премия каждый квартал, и всякие проценты к окладу, да и за звездочки, которые  он получил сразу после успешной полугодовой  аттестации...
  Размышления Николая прервал  грохот  вновь открывшейся железной двери машинного отделения. Запыхавшийся Толик привел высокого , худощавого  моряка , лет сорока , в  серой  промасленной рубашке, с  закатанными по локоть рукавами.
 - Вот  третий механик!- заявил Толик.
 - Здравствуйте, пройдемте в вашу каюту для досмотра – уверенно произнес Николай.   Механик  невозмутимо повел таможенника по  узкому коридору к своей маленькой каютке. Оказалось, что у  Петровича и  вещей то  вновь приобретенных не было, кроме  литровой  бутылки «Смирновской» водки.
  - Так, на  день рождения взял - смущенно заявил Петрович, протягивая красивую и большую бутыль Николаю.
 - Говорят, она  мягковата  на  вкус? – почему то вдруг  спросил Николай.
 - Да  ничего особенного. Хотите, попробуем по случаю прихода?– улыбнулся Петрович.
 -Нет, нет, спасибо. У вас больше ничего нет?- сконфуженно ответил  Николай.
 -Нет, ничего. Вот  моя  декларация - протянул листочек Петрович.
 -Ладно, спасибо, до свидания – отпустил третьего механика Коля и снова взглянул на плотника Толю.
 – Ну, что, всех прошли?-спросил Николай.
Толя  замялся, но  увидев, что третий механик  значительно  удалился,  решительно заявил: - Нет, еще моторист остался вахтенный.
 - Ну что, давай его тоже приглашай - протянул Коля.
 
   Они снова дошли до двери машинного отделения, и снова Илюхин  спустился  вниз. Николай остался терпеливо ждать. По коридору  в этот момент  проходил Онищенко со своим  сопровождающим. Он  подмигнул Коле, и  всем своим видом  показывал, что свою работу он уже закончил. Юра Онищенко  явно  направился  в кают-компанию, где его ждал старший по смене.
 - Наверное, кофе сейчас будет  там  пить - с небольшой   завистью подумал Коля о своем  коллеге. Юра пришел в таможню  чуть  пораньше его, но прежняя  совместная работа в комсомоле  быстро сделала их  неразлучными друзьями. Коле  всегда  нравился  веселый балагур  Юра, в любое время  суток  готовый  рассказать  новый  анекдот  или  очередную байку про  свою  бурную  комсомольскую  жизнь. В  свободное время смены ,когда не было судов, они  с удовольствием  играли  друг с другом  в  карты, иногда  по  полночи напролет.
   
    Вовка  терпеливо сидел на табурете возле пульта управления  и  ждал окончания вахты и  отлучившегося Петровича. Как только вернулся Петрович, он его сразу спросил: " Ну  как, что-то  спрашивали?".
  - Да ничего особенного, все нормально. Так, спросили для порядка,что везу. Сейчас они вроде бы на выход пошли-ответил третий механик.
  - Ну, слава Богу! – сказал  Володя  и успокоился.
   Джинсы с  флагом на переднем кармане и орлом сзади он уже решил от греха подальше продать на  барахолке рублей за двести, а то  в следующий раз  сорвут чего с них, раз такое время настало,а  юбку он  всё равно жене подарит.
  - Так, давай вахту сдавать, сейчас Боря придет! – скомандовал  Петрович. Боря, молодой, бородатый четвертый механик, всегда внимательно принимал вахту, хотя  и не жаловался, когда замечал, что  где  то плохо прибрано или  еще чего. Но зато демонстративно  устранял  выявленные  неполадки   сам, чтобы предыдущая вахта  все это видела. Вовка озабоченно вскочил с табуретки  и побежал вверх по трапу, где вдруг столкнулся со спускающимся  вниз плотником Толиком.
 
 - Володя,  тебя  на  досмотр  приглашают - виновато выдавил он,отворачивая взгляд. Вовка от неожиданности ничего и сказать не смог  и просто молча  поплёлся за плотником.
  – Я то  молчал, Володь, а таможенник  велел, чтобы  всех  пригласили к нему и  кто на вахте тоже. - рассказывал по дороге плотник, поднимаясь с Вовкой по высокому железному трапу.
  Дойдя до  раздевалки,  Вовка  переобулся в  свои обычные домашние тапочки, сняв  тяжелые рабочие ботинки  и вышел из машинного отделения. В коридоре его  поджидал невысокий  и  полноватый   мужчина  в серой таможенной форме, с толстым и помятым портфелем  в руках.
  - Добрый день" -  выдавил Володя и  даже протянул руку для приветствия.
 Плотник, стоявший сзади пояснил: - Вот, это  последний  -  вахтенный моторист.
  - Добрый день, пройдемте  в Вашу каюту для проведения досмотра.– представительно пробасил Николай.
   
   Идти  далеко не пришлось. Маленькая  каюта  моториста  находилась всего в трех метрах от входа в машинное отделение.
   Аккуратно заправленная  койка, расположенная перпендикулярно дивану была огорожена  светлыми занавесками. Вид   крошечной  каютки  украшал  большой круглый  иллюминатор, в  который пробивались последние лучики заходящего за горизонт осеннего солнышка. Над  письменным столом висели  разноцветные треугольные вымпелы с эмблемами разных стран. Собирать  их Вовка стал сразу, как  пошел в море, в  каждом порту приобретая  новый   треугольничек.  Последнее такое  приобретение он сделал в  Амстердаме. На  диванчике были разложены  приобретенные Вовкой  товары – джинсовые  брюки , юбка,  зонты , да разноцветные  пачки с  жевательной резинкой,ну  и   набор  фломастеров. Всё! Оглядев  этот  нехитрый скарб, Николай для порядка заглянул в письменный стол и заметил  там несколько лежащих аудиокассет.
 - Вы  записи Розенбаума, Токарева  или  Шуфутинского приобретали за границей? – спросил Николай  у  моториста.
 - Нет,не приобретал – ответил тот.
 - А вообще, что-то из кассет приобретали? – заинтересованно повторил Николай. У него, старого меломана, как раз  имелись  записи  из  так  называемых  "блатных" песен ,записанных за рубежом  и  очень  нежелательных  к  ввозу  в СССР.
 - Нет  таких денег, чтобы за границей кассеты  покупать – пробурчал Вовка. Он  стал пояснять, показывая на кассеты:
 - Вот  это Челентано, вот "Битлы", советская эстрада.  Хотите  послушать?
 - Нет, нет, не нужно - покачал головою Николай.
    Когда  полгода назад он засел за документы, готовясь к  аттестации, то  большим откровением  для  меломана  Николая  стал  некий  список, обнаруженный в толстых старых папках с  правилами, касающимися  запрещенных к ввозу в СССР различных музыкальных произведений. Кое-что из этого списка у Николая имелось  в наличии  дома, но делиться этим с коллегами по работе он не стал, только заучил для порядка запрещенные названия музыкальных групп, к примеру  "Чингисхан" или "Секс Пистолс"... 
 
  – Слава Богу, хоть  Высоцкого там  не  было - подумал еще тогда  Николай, хотя старики-таможенники утверждали , что и он  был под запретом  какое-то определенное время.  Николай еще раз окинул усталым взглядом каюту и уже собрался было на выход, как вдруг обратил внимание на лежащие на диванчике  джинсовую юбку и  брюки.
  - Так, Владимир Сергеевич,а  что у вас за символика на джинсовых изделиях? Кажется, это  вещи с  американскими эмблемами?– пытливо поглядел Николай прямо в  округлившиеся от волнения Вовкины  глаза.
 
  Моторист  вздохнул  с  таким   убитым  видом, что Николаю  захотелось чем нибудь  помочь  молодому и   симпатичному парню  в  темно-синей спецовке.
  - Да. Товарищ инспектор, а можно  не  срезать  эти  эмблемы? Я  в подарок  жене везу всего одну юбку, так  жалко  их  срывать, будет  некрасиво, я обещал именно такую привезти, фирменную  - неуверенно замямлил  Вовка.
  - Понятно -  ответил Коля и захотел  было  уже  выйти из каюты – показателей  то у него на сегодня и так хватало. Но в этот момент Николай вспомнил  про  терпеливо прислонившегося к  косяку  двери  плотника, напряженно вникающего в  возникшую ситуацию. Ситуация  кардинально  менялась.
  - Нет, извините, но у  нас есть приказ  Главного таможенного  управления  о том ,  что  всю   американскую  символику  в  виде  изображения американских флагов  и империалистических  орлов  в  нашу страну провозить  нельзя,  поэтому  это  нужно  снять и  уничтожить. Вы же не хотите,чтобы  мы   изъяли  вашу  юбку, как  рекламу  американского  империализма - поджигателя  войны?! – строго  проговорил Николай и  указал на  плоскогубцы в руках Анатолия.
   
   Плотник быстро протянул инструмент Вовке ,который  стал с  унылым видом срывать злополучную железку на заднем кармане джинсовой юбки. Два-три  неумелых движения, и железка, на которой гордо красовался американский "символ" с клювом и когтями , была содрана и  полетела в портфельчик Николая. Такую же участь постигла и  железку  на джинсовых  брюках. Хмуро поглядывая на плотника и таможенника, Володя протянул обратно плоскогубцы.
   Николаю  стало как-то неуютно под  взглядом  парня  и  он  быстро попрощался с ним и вышел  из каюты, забыв даже указать, чтобы  моторист  срезал  еще  и  маленький американский  флажок, пришитый  на  переднем  кармане  брюк. Вовке же  было на это уже все равно, расстроенный, он поплёлся сдавать свою  вахту.
   А  таможенный  инспектор  третьего ранга, Николай  Данин  на  этом  закончил   досмотр, поблагодарил  за  работу  угодливо  улыбающегося  плотника  и   поспешил  по  трапу  наверх, в  уютную кают-компанию, где за  чашкой  крепко  заваренного  чая, любезно  предложенного  капитаном , уже  собралась  вся  их  смена.  Империалистическая  угроза  была  успешно  сорвана...

                2006г.