Глава 9. Прощальный музыкальный вечер
Самое запомнившееся на всю жизнь событие, связанное с отъездом из Тамбова в родной Харьков, было прощание с моими друзьями - музыкантами и певцами из музыкального училища.
Прощальный вечер со мной они организовали буквально в последний перед отъездом день. Поезд, которым я уезжал - Саратов-Москва.- останавливался в Тамбове в 6 утра. А наша встреча была назначена на 6 часов вечера накануне. Собрались в доме Ревелева, бывшего завуча музыкального училища, в его прекрасном, старинном деревянном особняке. Он находился на большой отдельной усадьбе на улице не то Флотской, не то Лермонтовской (помню только, что обе они спускались к реке Цна от центральной - Советской).
Усадьбу эту я бы назвал барской, настолько всё там, как и в самом доме, дышало стариной. Каким-то чудом там сохранился дух прежней, не советской по своему укладу жизни.
Собрались только преподаватели и студенты-выпускники музыкального училища: сёстры Емельяновы: Нина - музыковед и Таисия - сопрано, пианисты и мои неизменные концертмейстеры - Люба Борер и Эдик Сергиевский (кажется, он был племянником хозяина дома), певцы: Володя Горин - тенор, Юра Морозов - баритон, Шишкин - бас и совсем молоденькая студентка(ни имени, ни фамилии её не помню) – потрясающее драматическое сопрано, любимица Марии Николаевны Ростропович. К сожалению, самой Марии Николаевны не было, она приболела.
Семья Ревелевых исконно русская, коренные тамбовчане. И пир они закатили истинно русский, хлебосольный: кулебяки - мясная, и рыбная, икра – красная и чёрная, настоящий тамбовский окорок и другие мясные деликатесы, по тем временам настоящие «излишества», домашние соленья, всего не упомнить и не перечесть. И всё это, с обилием водки и вина подавалось на огромном столе, накрытом белоснежной скатертью, с роскошным фарфором, хрусталём, серебряными приборами и туго накрахмаленными салфетками.
Всю ночь мы пили, ели, слушали музыку и пели. Боже мой, какая всю ночь звучала музыка! Она была настоящим гвоздём программы этого роскошного ужина.
В зале стоял старинный рояль. Пианисты играли Бетховена, Шуберта, Шопена, «Времена года» Чайковского, Рахманинова.
А как вдохновенно, прекрасно мы пели! Без всякой подготовки, импровизируя - и соло, и дуэты, и все вместе, хором. Не помню более прекрасного исполнения «Элегии» Массне, чем спетая в ту ночь басом Шишкиным. И мы с Таисией, кажется, никогда так слаженно, так замечательно не пели дуэт «Не искушай меня без нужды».
Пиршество у Ревелева, cкорее, пиршество духа, продолжалось в ту ночь до 5-ти утра.
Вся атмосфера этого вечера была настолько духовной, настолько возвышенной, мы так любили друг друга, так ценили таланты каждого. Но была и грусть, и слёзы, ведь я прощался с ними. Конечно же, думали, что это – не навсегда. У большинства из собравшихся там впереди была ещё целая жизнь, и надежды на будущие встречи казались вполне реальными.
Увы, оказалось, что эта встреча была последней! Уехав из Тамбова, мы с Лилей ещё раз побывали там – приехали встречать со старыми друзьями Новый, 1963 год, и ещё раз я один ездил туда в специально организованную для себя командировку. У тамбовских друзей – юристов мы были желанными гостями, были задушевные встречи с ними, обмен впечатлениями, много водки, а времени встретиться с моими друзьями – музыкантами не хватило. Очень жалко и стыдно…
Прощаясь, я не только не думал, что это прощание навсегда, но и не подозревал, что тогда почти навсегда распрощался и со сценой.
В Харькове меня ждала совсем другая жизнь...
Немудрёные вещички в дорогу у меня предусмотрительно были с собой. Когда приехала дежурная милицейская машина, чтобы отвезти меня на вокзал, мы двинулись туда всей компанией. Так что, провожали меня, что называется, с музыкой!
© Copyright:
Владимир Гугель, 2012
Свидетельство о публикации №212030201067