В ритме танца

Мирра Вильмовская
  Танец….Природа его возникла в незапамятные времена. Почти все важные события в жизни первобытного человека отмечались танцами: рождение, смерть, война, избрание нового вождя, исцеление больного. Каждая удачная охота завершалась ритуальным танцем мужчин племени- добытчиков еды. Почему? Ведь можно восторженно прокричать молитву – благодарность. Оказывается, природа и человека такова, что нуждается в подкреплении телесным движением какой-либо эмоции.
 
   Отмечая победу в войне или удачную охоту, один, второй третий бойцы племени топчут ногами землю. Топот имеет достаточно определенный ритм -  именно в согласии с душевными эмоциями. Позднее топот человеческих ступней подкрепляется боем ладоней о высушенную и натянутую между двух палок шкуру животного. Сформировалась примета: не устроить пляски после победы - проиграть в следующий раз.

   Однажды задумавшись над историей возникновения танца, родилась у автора идея сегодняшнего литературно-музыкального вечера.

   Итак, танец -  это вид искусства, художественный образ в котором создается средствами пластических и ритмичных движений человеческого тела, имеет событийную, бытовую направленность. Или, музыкальное произведение в четком двудольном или трёхдольном ритме, которое можно изобразить средствами пластики человеческого тела.

    Говоря о танце, можно пойти дорогой истории, начать с показа танцев древних, ритуальных, украсить для образности гостиную тушей зверя, жарящегося на костре), отсюда подняться к первым  жонглерским танцам темной эпохи Средних веков; от них - к крестьянским и салонным танцам эпохи Возрождения….

   Европейские крестьянские танцы были очень интересные, театрализованные-даже существовал такой излюбленный вид танца-с яйцом, смысл которого заключался в том, чтобы исполнить положенные па в чулках ,вокруг яйца ,и не разбить его.

   Но наши зрители пришли послушать музыку - яркие, выразительные ритмы. Надеемся, что программа из танцевальных мелодий, предназначенная для вас, дорогие зрители, не разочарует вас.

  Парубок Молдовы
После чарки настойки
Медовой
В жаре пляски
Распоясался,
Шаровары шаром
Вокруг танца.
Пыль стоит столбом
Взявшись за руки
В гуляньи жока
Празднество кругом!

                Номер: «Молдавский танец Бэтута»

  Живой, динамичный танец хорош для начала вечера!
  У Северного моря в Нидерландах тоже любят танцевать. У молдаван и голландцев и костюмы и символы стран похожи. Сверкает шафранными лепестками крупный шар цветка подсолнечника. Зернятся, наливаются, зреют тёмно-жёлтые гроздья аппетитных дыр головки сыр. А танец в Голландии всегда массовый-в ночь с 29на 30 апреля, в ночь рождения Королевы на улицах не протолкнуться - танцуют все!

                Номер: «Старинный голландский танец»

   Хочется плавности движений,
Островка ночного веселья,
Раз,два,три,раз,два….
Шепчет партнер
и …шипит от укола шпилькой
Через пальчик в пол.
Блеск паркета,
стрелы глаз,
Пышность юбок,…………..
флирты масок,
Аристократией полон зал.

                Номер: «Вальс» из оперетты Иоганна Штрауса «Летучая мышь»

   Для нас, современников 21го, то время-век 19ый особенно притягателен. Может потому, что век родил невероятное количество гениев искусства-музыкального, литературного. Век расцвел разнообразием танцевальных жанров - чешской польки, польского полонеза, немецкого марша.

  Танец, как и музыка, всегда был сильнейшей страстью европейских бюргеров. Под танцевальные вечера отводились крупнейшие залы города. Порой рестораны, обычно имеющие свои небольшие бальные залы, не могли вместить всех желающих, и тогда танцы переносились в сады, на открытый воздух.

                Номер: «Два венгерских танца»

  Середина века 19го в России ознаменовалась творениями русского содружества композиторов-МОГУЧЕЙ КУЧКИ. Русским романтикам была  не чужда жанровость танцевальная. Примечательно, что в восприятии иностранных жанров не случилось простого копирования. В России зарубежные танцы потеряли чопорную салонность, а приобрели непосредственность-бурный, залихватский характер, неудержимо несущие вперед ритмы.

                Трио домр. А.Бородин « Полька»

   Танго…. общеизвестно, что танго появилось в Буэнос-Айресе в 1880-х годах как песня, но она могла служить и музыкой для танца, а мелодия могла исполняться без пения - как инструментальная пьеса. Почти все известные танго конца XIX в. имели куплеты, которые распевались посетителями развлекательных заведений. Вот послушайте:

                Милонгита

Помнишь - самой красивой девчонкой
Ты в Чиклане когда-то слыла;
И короткая в меру юбчонка,
И коса твоя так тебе шла.
Тебя звали тогда Эстерситой,
А сегодня в ночном кабаре
Называют тебя Милонгитой,
И пристало то имя к тебе.
 
                Номер: А.Пьяццола «ТАНГО»

  Мохнатый шмель – на душистый хмель,
Мотылек – на вьюнок луговой,
А цыган идет, куда воля ведет,
За своей цыганской звездой!

  Знакомые слова? Бархатный голос Никиты Михалкова в любимом фильме поколения 80-ых годов 20 века - «Жестокий романс» … Отнюдь! Поется- то про цаплю серую, нырнувшую в камыши… Предисловием к последнему номеру послужили строки Редьярда  Киплинга - английского поэта и писателя, автора известной повести про индийского малыша, воспитанного стаей волков, и, скорее всего, знакомого вам только по этой книге - «Маугли».
  А в нашем последнем номере- страсти покруче индийских – буйные ритмы цыганского раздолья!

                Номер: Дуэт домр «Цыганский танец»

   Дорогие зрители! Угодили вам? Музыкой, красочными слайдами, экскурсами в прошлое замечательного жанра - ТАНЦА?! Музыкальная  экскурсия в мир танца заканчивается….Вы - чудесные  слушатели! Спасибо!