Совесть, интуиция... ну и зачем всё это?

Вячеслав Абрамов
Совесть. Кто-то скажет: «Ну вот, опять о совести!» Реже скажут: «Ну вот, наконец-то вспомнили о совести!»  Это слово кого-то воодушевляет, а кого-то раздражает. Кого-то радует, а кого-то обременяет. Так действует одно только слово «совесть», от которого можно отмахнуться. Сама же совесть более надоедлива и беспощадна, хотя люди и научились её глушить. Откуда она такая берётся, совесть?

Совесть – явно не функция тела. Совесть – это не функция разума. Часто разум говорит одно, а совесть свидетельствует другое. Неблаговидные деяния, предпринятые под воздействием разума, потом обличаются совестью. Совесть явно не пребывает в безмятежном союзе с разумом.
   
Совесть – это даже не функция души. Это не просто различение добра и зла, возникающее на основе усвоенной морали. Работа совести независима и не меняется от эмоций, желаний, привычек, предпочтений. Совесть поднимает свой обличающий голос тогда, когда человек поступает неправильно. Этот голос можно заглушить, но нельзя изменить его направленность и сущность.
   
Таким образом, в основе действия совести – самопроизвольное, прямое суждение. А посему выходит, что совесть – это функция духа.
   
Рядом с совестью живёт и трудится ещё одна функция духа – интуиция, так называемое внутреннее чутьё. Интуиция – это также прямое знание, независимое от ума и внешних влияний. С помощью интуиции мы действительно знаем, а разум только фиксирует и помогает понять это знание.
   
Если голос совести стоит на страже и обличает по факту нарушения, то голос интуиции поучает и даёт советы. Если человек с его душой – охраняемый объект, то совесть – это охранная сигнализация, а интуиция – указание, какое средство защиты (или нападения) лучше использовать.
   
Когда человек не ощущает и не распознаёт своего собственного духа, он понимает и принимает только действия и проявления души в виде мыслей, чувств, эмоций. Тогда он ограничивает себя внешней жизнью, не замечая внутренней.
   
Когда человек распознаёт свой дух, то его совесть и интуиция начинают действовать согласованно, в глубокой взаимной связи. Отношение между совестью и интуицией тогда заключается в том, что совесть судит согласно с интуицией и осуждает всякое действие, которое не следует указаниям интуиции.
   
В таком идеальном случае совесть и интуиция работают как антивирусная защита в персональном компьютере, выявляя вредоносные программы, предупреждая об угрозах его программному обеспечению и о действиях, могущих привести к повреждению.

Такая защита даёт рекомендации по лучшему способу действий, а следовать этим рекомендациям, или нет, решает пользователь. А так как мы, в прообразе компьютера,  почти не работаем в автономном режиме, а работаем «в сети», то получается, что задача совести – воздействовать на пользователя так, чтобы он не нанёс ущерба всем включенным в сеть ПК и самому серверу.

По нашим меркам, регулирование слишком мягкое, можно было бы и пожёстче. Но Творец дал венцу Своего творения, – человеку, свободу. Творец любит Своё творение и даёт ему инструмент прямого знания для защиты, и не только для защиты, но и для «жизни преизбыточной», которым человек может пользоваться, а может и не пользоваться. Ad suum cuique, каждому – своё.