ХР Человек прямоходящий Самоотверженность альтруиз

Александр Суворый
ХР. 2.3.28. Эпоха человека прямоходящего. Самоотверженность (альтруизм).

Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»).

ХРОНОЛОГИЯ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Опыт реконструкции последовательности исторических событий во времени и пространстве в корреляции с солнечной активностью

Книга вторая. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ДО НОВОЙ ЭРЫ.

Часть 3. Эпоха человека прямоходящего.

Глава 28. Самоотверженность (альтруизм).

Иллюстрация из открытой сети Интернет.


Кайнозойская эра. Антропогеновый период. Плейстоцен.
Древний каменный век. Средний палеолит.
736 000 до н.э.

Земля. Евразия. Стадия древнейшего Среднего Плейстоцена. Оледенение. 736 000 до н.э.
Продолжение Гюнцско-Небрасского (900 000-730 000 до н.э.) и Верхнеберезняковского оледенения (800 000-600 000 до н.э.). Начало стадии потепления «интергляциал Гюнц/Миндель II (Матуяма/Брюнес)» (изотопная стадия IX 19, 736 000-718 000 до н.э.).

Южная Европа. Апеннинский полуостров (Италия). Чепрано. Homo heidelbergensis или гейдельбергский человек. Питекантроп-неандерталец. Ашельская культура. 736 000 до н.э.
Во время потепления Homo heidelbergensis или гейдельбергский человек, носители древней африканской «ашельской» технологии обработки камня, достигли территории будущей Италии (736 000-718 000 до н.э.). Количество освоенных ими типов каменных орудий составляет 13 (736 000-566 000 до н.э.). В местности Чепрано (недалеко от современного Рима) остались лежать кости первобытного человека, совмещающего в себе признаки питекантропа и будущего неандертальца. Возможно, это был новый вид человека Homo cepranensis – человек чепраненский.

Земля. Homo heidelbergensis – гейдельбергский человек. Питекантроп-неандерталец. Закономерности онтогенеза психики человека. Первобытная мораль. Самоотверженность (альтруизм). 736 000 до н.э.

Естественное и врожденное разумное или рациональное себялюбие (эгоизм) человека неотделимо от его поведения в определённом объединении (семье, группе, стае, стаде). Тот же врождённый основной инстинкт самосохранения неизбежно приводит человека к согласованию своих собственных потребностей с потребностью других членов сообщества и с интересами всего объединения.

Наследственно обусловленные родительские инстинкты, устойчивые сложносоставные динамические стереотипы кровного родства и групповой взаимопомощи (дружбы), соединённые с инстинктивным стремлением индивида получить коллективную защиту и заботу других, порождают противоположную себялюбию (эгоизму) форму внешнего поведения – самоотверженность (альтруизм).

Питекантроп-неандерталец, индивидуально проигрывая сильным хищным животным в ловкости и естественном вооружении (клыки, когти, сила четырёх лап и т.д.), выигрывает в коллективном союзном отпоре или борьбе. Так, например, детёныши стадных обезьян в случае опасности цепляются за спины любых взрослых членов стаи и те стремятся их спасти в безопасном месте или укрытии.

В абсолютном большинстве зоологических объединений обезьян и приматов мать с детёнышем – привилегированное существо, охраняемое всеми самцами стада.

Известен случай (натуралист Евгений Мале), когда леопард подстерегал в засаде около тропы, по которой двигалось стадо африканских павианов, состоящее из самцов, самок и детёнышей.

Леопард был вовремя обнаружен и от стада отделились два самца. Они взобрались на скалу над леопардом и разом прыгнули на него.

Один самец-павиан вцепился в горло леопарду, другой в спину.

Резким движением задними лапами леопард вспорол брюхо первому и передними лапами нанёс смертельный удар второму.

Но за мгновение до смерти первый самец-павиан сумел перекусить яремную вену на шее леопарда.

В итоге погибли и хищник-охотник, и его жертва-добыча.

Вероятнее всего оба павиана испытывали естественный инстинктивный эгоистичный страх смертельной опасности, но они преодолели этот страх, рискнули и спасли стадо.

Такая самоотверженность или самопожертвование собой ради других имеет те же инстинктивные основы, что и себялюбие (эгоизм).

Основной инстинкт самосохранения кроме личной безопасности требует обеспечения безопасности всего рода (вида).

Закономерностью всей жизнедеятельности человека является «производство и воспроизводство самой жизни», имеющее две формы осуществления: производство средств жизни (пища, орудия труда, средства жизнеобеспечения) и «…производство самого человека, продолжение рода» (Ф.Энгельс).

В основе инстинктивной самозащиты в интересах своего рода и всего сообщества, в родительских инстинктах, в единстве и борьбе противоположных условных инстинктов, а также на примере динамических стереотипов героического самоотверженного поведения родителей или предков заложены причины наследственного закрепления самоотверженности (альтруизма).

Забота о продолжении рода или «о благе ближнего», в том числе всех членов кровнородственного человеческого объединения, порождает такие формы внешнего поведения человека как: бескорыстие, взаимопомощь, взаимовыручку, самоограничение, благодарность, уважение, дружбу, милосердие и любовь.

Крайней формой самоотверженности (альтруизма) является добровольное самопожертвование на благо (удовлетворение интересов и потребностей) других членов сообщества.

Самоотверженность (альтруизм) имеет различные виды и формы выражения: родственный, взаимный, территориальный (местнический), иерархический и истинный или абсолютный альтруизм. Все эти виды и формы самоотверженности (альтруизма) присущи питекантропам-неандертальцам данного времени.