ХР Человек прямоходящий Питекантроп - неандерталец

Александр Суворый
ХР. 2.3.24. Эпоха человека прямоходящего. Питекантроп-неандерталец.

Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»).

ХРОНОЛОГИЯ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Опыт реконструкции последовательности исторических событий во времени и пространстве в корреляции с солнечной активностью

Книга вторая. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ДО НОВОЙ ЭРЫ.

Часть 3. Эпоха человека прямоходящего.

Глава 24. Питекантроп-неандерталец.

Иллюстрация из открытой сети Интернет.


Кайнозойская эра. Антропогеновый период. Плейстоцен.
Древний каменный век. Средний палеолит.
780 000 до н.э.

Земля. Весь мир. Евразия. Северная Америка. Стадия древнейшего Среднего Плейстоцена. Кульминация оледенения. Вымирание всех австралопитеков. Homo erectus и Homo antecessor. Питекантроп-неандерталец. Синантроп. Ашельская культура. Охота на шерстистого мамонта. Орудия труда, охоты и боя. Дубинки и колы-копья. 780 000 до н.э.

Кульминация Гюнцско-Небрасского (900 000-730 000 до н.э.) и Верхнеберезняковского оледенения (800 000-600 000 до н.э.). Мощные ледники покрыли большую часть Северной Америки, Европы и Северо-Западной Азии. Гренландия, территория будущей Канады, Арктида-Гиперборея, острова Северного Ледовитого океана находятся под мощным снежно-ледовым панцирем. Продолжение стадии потепления «интергляциал Гюнц/Миндель I» а Африке и на юге Азии (815 000-760 000 до н.э.).

В условиях засушливого климата в Африке и Азии началось вымирание остатков теплолюбивых австралопитеков. Повсеместно в Африке и Евразии выделились древние первобытные люди близкие к питекантропам и с более развитым человеком – синантропом.

Они делают каменные орудия «ашелльского типа» и используют в своей трудовой деятельности значительный набор разнообразных орудий: ручные рубила, скребки, проколки, острия («свёрла»), заострённые палки, дубинки и колы-копья.

На огромной территории Евразии от Британских островов до Чукотки и на территории Северной Америки обитает шерстистый мамонт. Высота в холке этого слона достигает 3,5 метра у самцов и 2,5 метра у самок.


Африка – Южная Европа. Пиренейский полуостров. Нагорье Сьерра де Атапуэрка (Испания). Пещера Гран Долина. Homo antecessor – идущий вперёд человек. Предки Homo heidelbergensis – гейдельбергского человека. 780 000 до н.э.

В пещере нагорья Сьерра де Атапуэрка (современная Испания) на глубине 18 метров погиб человекоподобный мальчик примерно 11 лет (Homo antecessor – «человек, идущий вперед»). Этот «мальчик» обликом не отличался от современных людей.

Всего в пещере погибло шесть молодых особей. От них остались несколько десятков зубов, обломок нижней челюсти, хорошо сохранившуюся лицевую часть черепа, позвонки, рёбра, ключицы и кости конечностей.

Эти предки неандертальцев и современного человека пришли в Европу из Восточной Африки. Среди них были предки будущего западноевропейского Homo heidelbergensis – гейдельбергского человека (600 000-250 000 до н.э.). 


Ближний Восток. Левант. Долина Хупа. Homo erectus и Homo antecessor. Питекантроп-неандерталец. Собирательство. Питание орехами и плодами. Камни-молоты. Река Иордан. Обжиг камней. Разведение огня. 780 000 до н.э.

Первобытный человек (питекантроп-неандерталец), обитающий в долине Хупа (современный израильский «Gesher Benot Ya'aqov»), использует каменные орудия для раскалывания орехов. Остатки орехов семи типов хорошо сохранились в болотистой почве. Среди этих орехов: дикий миндаль, колючая водная лилия, желуди вечнозеленых дубов Q.calliprinos и Mt.Tabor, атлантические фисташки, обычные фисташки и водный каштан.

Большинство из орехов этих растений можно вскрыть только с помощью молотка. Фисташки и водные каштаны из этой долины подобны тем плодам, которые сегодня растут в Восточной и Северной Европе. Рядом с орехами остались лежать около 50 обработанных под орудия камней-молотов. Некоторые из них размером с молоток, другие – с кувалду и весят по 30 кг.

Поиском орехов и их раскалыванием занимаются преимущественно женщины и дети. Возле реки Иордан небольшое озеро в течение длительного исторического времени регулярно заливало место стоянки первобытных людей, сохраняя потомкам культурные слои следов их пребывания и обитания.

В 12 слоях, оставшихся после различных стоянок-поселений, сохранилось и стали известными более 500 000 артефактов. Возраст самых древних обломков каменных орудий соответствует данному времени. Более 10 000 их этих каменных обломков имеют следы длительного пребывания или обжига в огне.

Все эти обожжённые обломки располагались в ограниченной области и в конкретных местах. При этом нет следов постоянного или длительного поддержания огня в костре. Однако обожжённые обломки располагались в ограниченном месте во всех 12 культурных слоях.

Такое местонахождение во времени и пространстве обожжённых обломков указывает на то, что камень перед или во время обработки подвергался сильному нагреванию в огне костра. При этом огонь в костре не поддерживался непрерывно, а разводился (добывался).

Возможно, это первое свидетельство умения питекантропов-неандертальцев каким-то образом добывать и разводить огонь в месте своего постоянного или преимущественного обитания. 


Земля. Homo erectus и Homo antecessor. Питекантроп-неандерталец. Закономерности онтогенеза психики человека. Первобытная мораль. Взаимопомощь. 780 000 до н.э.

Коллективная борьба за выживание, кроме многочисленных форм динамических стереотипов вражды, враждебности и агрессии, породила также многочисленные формы динамических стереотипов взаимопомощи.

Готовность самки-матери (иногда и самца-отца) защищать своего детёныша даже ценой своей жизни не является результатом воспитания, но естественна и инстинктивна. Такая самоотверженная инстинктивная забота о потомстве длится ровно столько, сколько нужно для приобретения детёнышем минимальных необходимых навыков и качеств для самостоятельной жизни.

Наиболее сильно этот родительский инстинкт проявляется в паре мать-дитя, но он в результате эволюции и стадного образа жизни распространяется на все виды человеческих объединений в форме динамического стереотипа взаимопомощи.

Только в объединении себе подобных можно вовремя услышать, увидеть или предупредить об опасности, громкими массовыми криками напугать и отогнать непрошенных гостей, а также коллективно забить до смерти практически любое животное.

В условиях катастрофических климатических изменений или повышенной враждебности окружающей среды отсутствие сложносоставного динамического стереотипа взаимопомощи обрекает отделившихся членов любых объединений на быстрое вымирание.