Италия. Ватикан

Шестакова Евгения
В Ватикан мы приехали рано утром, накануне вечером у нас была экскурсия по темному, почти не освещенному ночному Риму, и мы на пол часа подъезжали к Площади Святого Петра.
По утро  в  Риме пошел не просто дождь, началась гроза, утреннее небо было все в ошметках черных туч, безумно красиво, прохладно и часам к 9 утра мы были уже у стен Ватикана. Очередей не было, хотя на дворе стоял август и весь Рим был под завязку забит туристами, гид купил билеты в кассе, а мы отправились в долгую прогулку по музея Ватикана.

Музеи – это, прежде всего,  шикарнейшие дворцы, это какой-то другой мир, в который нам посчастливилось попасть, кажется, что залы музеев тянутся бесконечно – библиотеки, огромные холлы, капеллы, шикарные открытые дворики – и все это пространство буквально забито бесценными произведениями искусства.

Я очень хочу вернуться в Рим еще раз, не только для того, чтобы побродить самой среди восхитивших меня развалин Римского форума, но и для того, чтобы еще раз пройтись по музеям Ватикана и подняться на купол Собор Святого Петра.

А сейчас мы дружным строем идем по музеям, в которых мастера живописи и скульптуры создавали свои шедевры, начиная с эпохи Возрождения.


Различные Папы в разные времена создавали во дворцах музеи, и вот первый музей, в котором мы оказались, это Музей Кьярамонти, он был основан в 1800-1823 годах, а Папу звали Пий VII Кьярамонти.
Сначала следует длинный Коридор, потом идет Лапидарная галерея и Новое крыло. Все построено и отделано в классическом стиле.
Коридор разделен на 30 секций, в которых находятся бесконечные статуи, бюсты, саркофаги, барельефы… Это все творения греко-римского искусства, здесь находится в общей сложности более 800 работ.
В Лапидарной галерее собраны надписи языческого и христианского происхождения – более 5000 образцов.
В Новом крыле выставлены наиболее ценные произведения.
Здесь стоит отметить статую императора Августа, которая была найдена на одной из вилл в 1836 году, в этот зал ее установил Папа Пий IX.

Самый богатый музей, это музей названный именем двух пап – Пия VI и Клементино XIV. Эти папы жили в 18-19 веке. Самая древняя часть коллекции относится к временам Папы Юлия II и других пап Эпохи Возрождения.

Самые знаменитые залы, это зал Греческого Креста и Круглый зал. В Первом находятся два огромных саркофага из порфира, в одном из них лежат мощи Святой Елены, матери Императора Константина, во втором – его дочери – Константины.

Круглый зал поражает огромной чащей, которая стояла в Золотом дворце императора Нерона. Чаша диаметром 4 метра и я представляю, вернее не представляю,  сколько в нее могло поместиться вина. Это самый ценный экспонат всей галереи. Вокруг чащи установлены большие статуи, самая известная из них – это статуя Антиноя. Она была привезена из Палестины. Антиной был любимцем императора Адриана, который вознес его в сонм Богов, после его преждевременной кончины. В Галерее стоит много красивых и уникальных статуй, например Аполлон, убивающий ящерицу,  спящая Ариадна и тд.
Дальше мы попадаем в зал Бюстов эпохи Древнего Рима. Жемчужина коллекции – бюст молодого Августа. Следующий зал- зал Масок, здесь стоит копия с оригинала Купающаяся Афродита и знаменитая Венера Книдская.

Центр Ватиканских музеев – это двор Бельведера, который относится к эпохе Возрождения, но сам знаменитый Бельведерский торс стоит не во дворе, до этой знаменитой скульптуры еще нужно дойти.


Кабинет Лаокона известен скульптурной группой – которая так и называется группа Лаокоона, это белый мрамор 1 века до нашей эры. Статуя была найдена в 1506 году среди развалин бань.

В кабинете Аполлона стоит статуя Аполлона, в кабинете Персея – статую Персей, отрубающий голову Медузы, и другие, но это все копии с оригиналов, они были созданы в то время, когда Наполеон завоевал Рим и увез оригиналы из Италии.

А вот в кабинете Меркурия находится оригинал, статую Меркурия в середине 16 века нашли вблизи Замка Ангела. Папа Павел III разместил ее в садах Бельведера.
Кабинет Апоксиомента – в нем стоит мраморная копия с бронзового греческого оригинала – Атлет.

Справа от Круглого зала – тот самый атриум с торсом, который во всем мире известнее, как Бельведерский торс – 1 век до нашей эры. Его сделал мастер Аполлоний, сын Нестора из Афин. Эта надпись сохранилась на торсе.

Взгляд за окно – и это тоже Ватикан, страна, гражданами которой являются все католики мира…И в тоже время – это самая маленькая страна за земле. Всего 4, 4 кв км.  Флаг - белый с желтым, посредине два ключа.

Ватикан страна с  абсолютной монархией, правит ей Папа, пожизненно, он избирается
избирается из верхушки иерархии, кардиналов, на закрытом конклаве. Скоро мы окажемся в Сикстинской капелле, где и происходят эти выборы. 3000 епископов помогают Папе в управлении страной, плюс в управлении принимают участие и папские легаты. На территории Ватикана живет около 1000 человек, но паспорта Ватикана имеют человек 600.

При Ватикане аккредитованы посольства всех крупных стран, Также имеется своя почта, радиостанция, железная дорога, войско - швейцарская гвардия в костюмах 1506 года.

В Залах Рафаэля находятся не только его работы, но и фрески его учеников. В зале Константина самая известная фреска ученика Рафаэля – Явление Креста и Крещение Константина, их выполнил Джулио Романо. Здесь же находятся фрески другого ученика – Франческо Пенни. В 1511-1514 годах Рафаэль расписывал зал Гелиодора.
Дальше идет зал Сеньятура – это работы еще совсем юного Рафаэля, которого нанял Папа Юлий II. В 1509 году была закончена большая фреска – Диспут о Святейшем таинстве. Потом идет фреска Афинская школы и Парнас. В этих залах снимать нам не разрешили. Как и не разрешили снимать в Сикстинской капелле.
В последнем зале мы видим большую фреску Пожар в Борго, и спешим узкими коридорами попасть в Сикстинскую капеллу. Она вся забита туристами,  и время от времени раздается громогласный голос священника, который призывает к тишине.

Капелла была построена архитектором Джованни де Дольче  в 1475 – 1483 годах по велению Папы Сикса IV. Этот Папа хотел, чтобы капелла была полностью закрыта и недоступна из вне. В 1508 году молодой Микеланджело начал роспись потолка капеллы. Над потолком он работал почти 4 года, и нужно сказать, устаешь рассматривать все картины на потолке. Мне больше всего запомнилась картина- Рождение Евы. Там такая упитанная Ева. Вся в жировых складочках и с пышными бедрами…
Роспись выполнена на ярко-голубом фоне. Стены и потолок – это 800 кв метров, но эта задача  не оказалась для Микеланджело непосильной. А еще если вспомнить о том. Что все росписи выполняются только по влажной штукатурке…

Огромная роспись на стене - Страшный суд – появилась через 20 лет после того, как Леонардо расписал потолок. Папа Павел III заказал расписать эту стену Микеланджело и мастер работал над ней больше 4-х лет. Когда смотришь на стену, на которой написаны более 300 фигур, то поражаешься их яркости и индивидуальности. При этом все фигуры представляют собой единый образ, в котором доминирует фигура Христа.

С середины 15-го века в помещении капеллы стали проводить конклавы, на которых избирался новый Папа.


фото - http://photo.qip.ru/users/miss-lucky/200626715/

http://photo.qip.ru/users/miss-lucky/200626830/

видео - http://video.mail.ru/mail/flinstoun/5144/