Чёрное и белое

Александр Балтин
ЧЁРНОЕ  И  БЕЛОЕ
Чёрное  с  белым…Смысловая  оснастка  ночи  сулит  её  кораблю  великолепное, торжественное  плавание – плавное, как  эпическая  поэма. Снег, днём  отливающий  синевою, ночью  подчёркнуто бел, и  кипень  оного  противостоит  стремительно  набирающей  силу  ночи.
 Противоборство  различных  сил, определяющее  жизнь – реальность  её, суть  сути…
  В  самую  сердцевину  сути  чей  мозг  отправляет  мысль, чтобы – вооружённая  новым  знанием – донесла  она  искры  его  до  готовых  воспринимать  информацию?
Бархат  ночи, её  мистические  шахматы…
Всадники  деревьев  не  ускачут  никогда, но  и  битва  не  грозит  им – корневым, могучим.
 Ткань  ночи  сдёрнуть  ради  света – жажда  видеть  его: волновой, метафизический – тот, что  за  пределом  реального, данного  очам.
 Белые  мысли  снега  немо  передадутся  не  спящему, глядящему  на  двор, вбирающему  тишину…

ВОТ-ВОТ
 Снег – лёгкий, невесомый – ложится  на  пышную  шубку  собаки, и  будто  седеет  на глазах  маленьких  пуделёк, нюхающий  участок  дорожки.
 Тепло.
Кусты – ежата  под  снегом; кажется, вот-вот  снимутся  с  места, и, пофыркивая, убегут.
Всю  жизнь  казалось: вот-вот  изменится  что-то  и  вступишь  в  заповедный  сад, предназначенный  только  для  твой  души. Всю  жизнь  жить  в  состоянии  вот-вот, в  состоянье  пограничном, нелепом…
 Снег  идёт.
Тепло.
Ежата  кустов  не  тронутся  с  места, не осуществится  вечное  твоё «вот-вот», и  ласковое  равнодушье  мира  останется  прежним.

ЛАСКОВОЕ  РАВНОДУШЬЕ  МИРА
Ехали  вдоль  реки – зачехлённой, белой. В  салоне  старенькой  машины  мысли  текли  гладко, и  было  уютно, тепло. Город  на  том  берегу, ветхий  и  древний, тёк  суммой  огней, пестрела  их  лента, изгибалась, и  частные, деревянные  домишки  казались  накрошенными  в  огромный  овраг…Церкви  темнели  таинственно, и  взмывы  колоколен  мало  беспокоили  устоявшиеся  тёмные  небеса.
 Вот  оно – подумалось  ему, пассажиру – ласковое  равнодушье  мира: огромное, как  океан.

ОПАВШИЕ  ЛЕПЕСТКИ
Детства  цветок  раскрывается, потом  увядает – перебираешь  опавшие  лепестки…
…ночью  уезжали  в  Анапу, и  стоял, стоял  у  окна, пока  поезд  не  вздрогнет, и  вокзал, лаковый  от  стеклянного  блеска, не  поедет  назад, удаляясь, чтобы  могли  промелькнуть  городские  пейзажи. В  Анапе жили  в  белом  домике  с  садом, а до  моря  было  метров  триста. Утром – ещё  до  жары – шли  купаться; маленькие  крабы  забавно  передвигались  в  лёгких  кольцах  пенной  пряжи  по  береговой  кромке. А  раскол  воды, когда  нырял, зеленел  вечным  золотом  света.
 И  был  ещё  дачный  мир – под  Калугой – целый  город  дач, где  шестисоточные  участки  сливались  в  единое  зелёное  великолепие, и  жаркие  лучи  стекали  с  листвы  берёз, яблонь, груш, вишни.
 Пруд  мерцал  чернотою; ловили  карасей, и  плескались  они  в  ведре – склизкие, плотные. Ходили  за  грибами  в  ближайший  лес, и  целые  семейства  белых  делали  жизнь  осмысленной  и  большой, а  сыроежки  не  брали, не  брали…
 Завядшие  лепестки  детства  трогаешь  нежно, и  будто  вновь  оживают  они  в  недрах  воспоминаний.

ИМПРОВИЗИРОВАННЫЙ КОНЦЕРТ
Ковёр  был  истёрт, а  мебель  играла  полировкой, и  детские  лица  отражались  в  створках  секретера  чуть  искажённо, как  бывало  на  даче, если  смотреть  в  самовар…Решили  для  родителей  записать  импровизированный концерт, и  весело  им  было, весело. Тяжёлый, большой  магнитофон, мотки  ленты…
Двоюродный  брат  приехал  в  гости  к  другому – в  провинцию: из  окна - квадрат  заснеженного  двора  с неровным  рельефом; каток, синевато  играющий белизной, угловой  магазин – булочная, чьи  стёкла  расписаны  калачами  и  баранками.
Сначала  пел  один  брат. Включили  запись. Свой  голос, искажённый  как  будто, показался  ему  смешным, нелепым – паренёк  повалился  на  ковёр, каррикатурно  дёргая  ногами. Потом  читали  стихи, разыгрывали  сценки.
Через  два  часа  надоело  и  пошли  гулять – в  зиму, в  жизнь – такую  неведомую, такую  манящую… 

БЛАЖЕННОЕ ТЕПЛО ВОСПОМИНАНИЙ
Каникулы  зимы…В  провинциальном  городе  снег  особенно  пушист, и  Ока, закрытая  пышным  чехлом, кажется  не  рекою, а  спуском  в  овраг.
Двоюродные  братья  миновали  мост, и  тотчас  узнали  норов  резко  начавшейся  метели: дуги  её засверкали, играя  серебром, спирали  свивались  в  кольца, свистели.
-Зайдём  к  старикам, - решили  братья.
Дедушка  и  бабушка  одному, никто  другому.
Дом  в  переулке  за  церковью двухэтажен, жёлт. Крашенная  красным  лестница  ворчливо  скрипит. В  комнатах  уютно, басовито  гудит  дед – властный, могутный. Карминный  чай  крепко  заварен, и  вишнёвое  варенье  багрово  поблёскивает  в  блюдечках. У  окна – кадка  с  фикусом, а в  окне – церковь, данная  в  мерцающем  серебре  звёздно-зимних  хлопьев. Бабушка, беспрерывно  куря «Шипку»,  расспрашивает  московского  брата о  школе: сама  40  лет  преподавала  русский  язык.
Блаженное  тепло  воспоминаний.
После  зимы  жизни  так  нужно  тепло.

ТОРГОВЫЙ ВАВИЛОН
Торговый  Вавилон,- изобилье, сочащееся  бессмыслицей…Осётр – целиком! что  за  громадина – возлежит  во  льду, зеленовато-чёрные  раки  вяло  шебуршатся  в  пластиковой  ванне, а  янтарная  форель  кажется  чрезмерной -  цветом…Горы  бананов, лимонов, ананасы, ощеренные  хвостиками, километры  бутылок, бессчётное  количество  ярких, пёстрых  упаковок. Люди, утратившие  индивидуальность, равные  в  еде, толкают  полные  тележки, тащат  металлические  корзинки, дети  просят  этого, того. Очереди  выстраиваются  к  кассам, потолки  высоки – как  в  бальных  залах  былых  времён, и  ровно  работают  вентиляторы…Что-то  неживое  в  живом – будто  стерильна  жизнь, построенная  на  инстинктах, жизнь, лишённая  оболочки  мысли, взрывов  чувств, глубоких  эмоций…
А  как  без  еды?

ЗАКАТ НАД ЛОСИНЫМ ОСТРОВОМ
Розовато-лепной, сине-дымчатый морозный закат над Лосиным островом. Острые линии лыжни, и некто мчит, сопровождаемый весёлым лабрадором цвета топлёного молока. Рассыпается лай, и два играющих меховых комка вываливаются на тропу, опережая хозяев.
     Повсюду скань, ажурная филигрань, плетенье естественных кружев; горы, холмы, детский, зимний, каникулярный рай – на лыжах, санках, маленьких сноубордах слетают дети к реке, постигая движенье. Река не замёрзла – черна и мазутна; водоворот крутит пластиковые бутылки, издалека кажется – утки плывут.
    -Гля, лоси! – чей-то крик и смотрят, смотрят все, как два важных, неспешных, почти торжественных зверя поднимаются в гору – равнодушные к людскому вниманию.
     И закат – тяжелеющий, набирающий силу над высоковольтками, вековыми деревьями, завораживающей белизной…
   
МАЛЬЧИК И ЧАСОВЩИК
Мальчику очень интересно в квартире часовщика-соседа.
    Он приоткрывает высокую, створчатую дверь, и пищит тоненько, вопросительно – Мозя?
    Пожилой часовщик отрывается от замысловатого механизма и говорит подчёркнуто бодро – А! Сосед! Заходи!
    Мальчик протискивается в дверь и останавливается посреди комнаты, не зная, куда девать маленькие ладошки. – Я посуровать, - говорит он; а буква «ш» никак не даётся. – Конечно, конечно, - отвечает часовщик, - давай.
    Мальчик подходит в огромному, пузатому, выпуклому, украшенному виноградными виньетками комоду и выдвигает ящик – тот, до которого дотягивается.
    Ящик идёт медленно, застревая, но уже приоткрытый выбрасывает снопы разноцветных лучей и обнажает свои богатейшие недра. Мальчик глядит сперва на все эти колесатые, шестерёнчатые детали, на множество разных пружинок и колёсиков, потом берёт одно – приглянувшееся, рассматривает, фантазируя о своём, - другое, третье...
    Часовщик работает под лампой, и её густой, янтарный свет вспоминает почему-то сейчас пожилой человек, проходя мимо дома, где жил когда-то ребёнком – этот свет и похороны старого, доброго часовщика будто соединяются в его сознанье, перегруженном жизнью…
    
ВЕЧЕРОМ НА ОКЕ
Вечером на Оке – славный островок жёлто-серого песка, впадающий в траву, песка, усеянного мелкими щепочками, крошечными, причудливыми камешками, битыми скорлупками ракушек; шатры ракит, и за спиною зелёные холмы; постелили истёртую ткань, уселись, муж потихоньку пил водку, наливая её в пластиковый стаканчик, жевал бутерброды, жена пила минералку – и неподвижно, грандиозно, темно играя водой текла Ока, переливаясь бликами.
     Из кустов вышла чёрная курчавая пуделиха, за ней мужчина, разложивший на песке лодку – и начал её надувать. Пуделиха подбежала к мужу – он дал ей ломтик колбасы. Собачка села, привалясь к нему тёплым боком.
    -Джулька, не приставай, - сказал хозяин, обернувшись.
    -Да, ничего, - ответил муж. – У нас тоже пуделёк. Только рыжий.
    -Моя обожает плавать в лодке. Рыбачка! Да старенькая жаль уже, подслеповата.
    Он поволок лодку к воде, и собачка побежала за ним, виляя хвостиком, вскочила в лодку первой и поплыли они, слегка покачиваясь, к середине реки.
     Густотою света и жизни тёк августовский вечер…
   
РАЗГОВОР
В недрах двора сидели в песочнице, курили «Приму»…
    -Сейчас-то всё, - говорил один. – А когда я мечтал стать писателем – каждый день писал.
     Крутанулось в мозгу: с десяти лет: сначала тетради в линеечку, потом листы писчей бумаги заполнял и заполнял своими фантазиями…
     Он затянулся, выпустил сизые кольца, завившиеся зыбкими восьмёрками.
    -Я в писатели не мечу, - отвечает другой, вычерчивая на песке узор носком ботинка. – Просто захотелось кое-что описать.
    -А знаешь, у тебя прямая речь здорово получается. Это редко бывает.
    -Да? А как тебе вообще?
    -Да занятно читать было…Это ж из жизни рокеров, а я о них ничего не знаю.
    -А я больше не рокерю! – и пронеслось в мозгу ураганом: ночные улицы Москвы, переплетение пёстрых огней, и ощущенье полёта, свободы, пронизывающей каждый атом тела, и скорость – замечательная скорость – будто завихряющая сознанье сложным лабиринтом.
     Другой же представил горы листов, сталагмитами нарастающие на столе – сталагмиты, покрытые мелким узором текстов – снесённые потом, выброшенные…
    -Ну что, идём?
    -Ага.
    И идут они - 18-летние, идут по двору, потом по улице, и это вовсе не улица жизни (извините за банальность), и один из них не знает, не знает – что стать ему литератором…
   
ЛОСКУТКИ ВОСПОМИНАНИЙ
 -Молоко пить, ребята, молочко! – кричит с веранды бабушка, и внучата, весело крутившиеся у турника, бегут, садятся за стол, хватают твёрдые пряники…
     Деревенское молоко сияет чудесным светом, струится жидким опалом, наполняя стаканы.
     Дача. Лето.
    Мир чудесно раскрывался пинг-понгом и лазаньем по деревьям, маленьким бильярдом, где блёсткие металлические шары выписывали замысловатые фигуры, игрой в ножички и кеглями, выточенными из вишни.
     Отец и мать одного – дядя и тётя другого приедут вечером, а завтра, в субботу повезут ребят на Голубые озёра, где золотист песок, и юркие ящерки вьются у кустов, а глубина начинается сразу от берега.
    И будут ещё поездки за грибами, с вставанием в пять утра, и надо пососать сахарок для остроты зрения, и бархатные лапы елей скрывают крепкие семейки боровиков, а бабушка ждёт с вкусным обедом…
   
     Бабушка – такая мёртвая – много лет спустя лежала на столе одной из дачных комнат, и гроб, пустой и страшный, ждал её жадно. Через год умер дядя, тётя – за ним: не вынесла жизни без него, не смогла, не сумела…
     Остаются пёстрые лоскутки воспоминаний, что не исчезнут никогда, не поблекнут даже…
   
ОСЕННИЕ... ПОЧТИ РАССКАЗЫ
Рассказ первый… Но он не состоится – ничего не вспыхивает в мозгу, лабиринты его пусты и сквозящи…А во дворе горят тусклые костры листьев, вяло шевеля серыми, дымчатыми хвостами…
     Осенью обычно пахнет терпко, крепко, мокро – и наблюдаешь, сообразуясь с предшествующими слоями опыта, как постепенно изменяется листва, как Византия входит в силу, и, не жалея солидов, сыплет их пригоршнями; а потом раздерут порфиру басилевса, и…что узнаешь ты? Сквозное обнаженье тайны?..
     На углу обнимается пара, на углу, у витрины, под пустыми взглядами манекенов – обнимаются так, будто суждена им разлука – властная, как пароль, едкая, как щёлочь…Из этого мог бы получиться рассказ…но стоит ли? Вот они пошли, держась за руки, посмеиваясь, у них всё хорошо. А где всё хорошо – там нет места рассказу: из безоблачности не добыть золотых зёрен.
     Поезда осенью уезжают не так, как зимой или летом…разница едва ощутима: тонкий баланс различных сил организует её, но боишься назвать, обозначить словом, прикоснуться к чему-то сердцевинному – боишься тронуть его, опорочить прикосновением.
     Из шёлковых коконов вылупляются волшебные сны…
     Бабочки их пролетают по лабиринтам мозга, чтобы исчезнуть в слишком материальной - для них – ленте яви.
     Осень пустеющих скверов, парков…Раковина эстрады растворена, но скамейки пустуют – раковина эта не смогла произвести жемчужину. Утверждать, что это сумела твоя душа – значит поддаться напору амбиций (у-у-у! жуткие их, пупырчато-бугристые рожи!)
     И ткётся, ткётся словесная ткань, причудливо мерцая узорами, созидая тебя, созидая почти осенние рассказы…
   
ПУЛЬПА
  Дом старый, старый… Всякое бывало в густом вареве жизни, где много пьянства, и драка, вспыхнувшая внезапно, вполне может завершиться пьянкой - к обоюдному удовольствию.
    Свадьба на втором этаже… - Колька-то мой – правильный: армию отслужил, - тараторит мать, - на завод устроился. – Отец – сизоносый, квадратнолицый, пьяный уже – обнимая соседа гудит: Выпьем, Иваныч!
     Столы сдвинуты на обе комнаты – из второй можно вылезти с трудом. – Толь, а, Толь, - басят оттуда, - бутылку передай.
     Орёт магнитофон, мнутся пары.
    -Эхма, молодёжь – ну-ка дай я отчебучу! – дядя жениха врывается, ломает круг, изображает дикую, разнузданную пляску, вращая глазами.
    На лестнице курят жених со товарищи.
    -Значит, Колян, ты из нас последний, кто… - Да ладно, Пашк, чего тут считать. Пойдём накатим.
     С Пашкой долговязым сидели за одной партой, с Равилем из второго подъезда сошлись, когда били парней с соседней улицы, а Гошку- кастета зарезали год назад.
    -О, Виталь Евгеньич! К нам, к нам прошу! – Подмигивает в сторону: Ну-ка подпоим представителя власти!
    Мордатый, чревастый участковый охотно принимает штрафную.
     Дом терпит. Людская пульпа кипит…Что на бумаге грядущего напишут времена?