Встреча двух миров

Жарасбек Коргамбаев
Встреча двух миров.

Мы живем за пазухой у бога, сидя на иностранном капитале. И наша жизнь сложилась так, что нас, помимо нашей воли, из производства переместили в торговлю, и мы становимся коммерсантами, бизнесменами и прочими. А что это - мы еще не поняли. Об этом мы даже не задумывались. Сегодня ни одна страна не живет своими продукциями. И все находятся во взаимной зависимости в мировых отношениях. И только в рамках этой зависимости мы стали торговцами. Торговец - это самое широкое понятие, соответствующее тому положению, что все продается и покупается, исключительно все. И это нас уже вывело из капитализма в другой мир, нам еще неизвестный.
Но дело в том, что произойдет с нами, если произойдет отток иностранного капитала и мы снова поневоле окажемся предоставленными себе? А этот отток обязательно произойдет в силу того обстоятельства, что деньги в скором времени и в капиталистических странах откажутся выполнять свою производственную функцию по тем же причинам, по каким они отказались работать на социализм. До сих пор думают, что социализм развалили сверху, в то время как его разложили деньги, накапливавшиеся в карманах людей – жажда наживы. А на Западе уже давно происходило это, и деньги уже десятилетиями подтачивали его экономическую основу. И сегодняшний кризис есть лишь выражение того, что размельчение производства стало преобладать над социальными формами капитала, которое породило неограниченную власть денег, обращенную против общества и на уничтожение человека. И никто не остановит эту силу, как не остановили ее и в процессе распада социализма. И вся суть в том, что мы, приспособив все к «маркетингу и менеджменту», уже разучились трудиться и мыслить категориями экономики, а значит, мы утратили многие способности и навыки. И нам даже трудно будет представить, что произойдет с обществом, когда начнется процесс распада владельца денег и когда хлеб нам надо будет производить самым. А ведь история беспощадна. Для этого необходимо четко себе представить, что с нами происходило в процессе распада экономических отношений и как общество «держалось» и даже «процветало» на почве становления денежной формы личности. Денежная форма личности находила опору на иностранном капитале. А с распадом мирового капитала произойдет нечто невообразимое.
Только с этой точки зрения можно понять, почему перестройка впоследствии свернулась и зашла в тупик и что это было связано не с тем, что ее идея оказалась неверной, а, наоборот, социализм невозможно перестроить на демократической и гуманной основе. Потому что он был лишь политической формой, призванной подавить и деформировать экономические законы развития капитализма. И как таковая эта система должна была быть разрушена, если выполнила свою историческую роль и выдвинула проблему человека как самостоятельную задачу, которая могла решаться иными путями и в иных обстоятельствах, действительно освобождающих человека и формирующих его как личность, но что так же осуществляется в неожиданной для нас форме. Таким образом, разложение собственнического отношения человека к человеку оказалось сложным процессом, так как оно приводит к деградации человека. И он действительно оказывается неспособным трудиться и жить по-капиталистически. Стремясь к своему собственному благу, человек вступает в неразрешимое противоречие с обществом.
Так что с распадом экономических отношений нас повсюду подстерегали одни только неожиданности. Никто не понимал, почему свертывалось общественное производство, останавливались заводы и фабрики и рушились все идеалы «светлого будущего». Никто еще не забыл галопирующую инфляцию и ее последствия. Поэтому социализм не только не был перестроен и обновлен, а разрушен перестройкой и в первую очередь отпущенными теми же самими деньгами, оказавшимися в руках индивидов, деньгами, уже не превращавшимися в капитал. А  если социалистическая система была разрушена именно отпущенными деньгами, то и это говорит о том, что последние являются уже не капиталистическими в сущности фактами, а новыми силами, созданными социализмом и скрытые только под капиталистической оболочкой. Стало быть, деньги здесь являются уже далеко не экономической категорией, а значит и люди не те. А раз капитализм уже называется «рыночной экономикой», значит и он уже не капитализм, а система, находящаяся в процессе превращения и которая идет вперед через новые противоречия, то есть превращая все в деньги. Отсюда и представьте те процессы, которые теперь связаны с распадом денежных отношений и которые уже происходят и на западном мире и вскоре его перевернут, как перевернули социализм.
В чем же состоит суть?  Капитализм не может разложиться одновременно во всех странах мира, он не может разложиться даже во многих странах. Он мог разложиться только в постсоветском пространстве. И новое общество не может возникнуть сразу во всем мире. Поэтому этот грандиозный исторический процесс, начавшийся в советском пространстве, и завершается в нем. Тем самым советское общество всему миру дало не эталон будущего, а конкретные пути разложения капитализма. Поэтому и капиталистические страны будут разлагаться по пути социализма. И это и связано с деньгами. А вот как пойдет человечество к будущему, по пути Запада или указанном К. Марксом – это уже компетенция нашего мышления. И, по-моему, история не собирается его показывать нам. И если такое уже произошло и человечество зашло в глобальный тупик, значит здесь и Маркс, и Ленин не причем. Откуда они могли знать то, чего не можем понять мы, уходя на целую эпоху вперед. И нам надо будет размышлять самим.
Отсюда мы можем понять, что именно здесь, когда общество основательно зашло в тупик в результате деформации экономических отношений, проблема будущего неожиданно исчезает и возникает сразу проблема нищеты. А, следовательно, осознается этот факт или нет, в дальнейшем падение происходит в виде деградации человека, т. е. в глубокой и неосознаваемой сущности обусловливается необходимостью его внутреннего развития, хотя и сознательно осуществляется с точки зрения развития «рыночной экономики», давящей на людей, требуя, чтобы они опомнились, одумались и проснулись. Но это не мешает тому, чтобы человек действительно освобождался от собственнического отношения, но, только деградируя, что происходит только противоречиво в виду стихийности и слепого характера самого движения. Весь дальнейший период, называемый  «переходом рынку», так или иначе, решает именно ту задачу, которую поставила перестройка, то есть проблему человека и задачу преобразования всей системы общественных отношений именно применительно к решению этого вопроса. Хотя и в превращенном виде и в перевернутом сознании как развитие капиталистических принципов производства и становление бизнеса.
И здесь общество сталкивается с неожиданной проблемой –  распад и деградация человека, которая имеет тенденцию развиться во всеобщее состояние. И эта проблема складывается далеко не как простой вопрос. Ведь надеялись именно на то, что каждый человек активизируется, освободившись от социалистических ограничений. А люди, а вместе с ними и  общество, напротив, сразу  парализовались в полном смысле этого слова. И эта парализация постепенно превратилась в деградацию человека, на что вообще не обратили внимания, охваченные идеей «обогащения каждого». Таким именно образом, столкнувшись с чуждыми для людей отношениями рыночной экономики, неплохо работавшими на Западе, мы заходим в тупик. И это в первую очередь отразилось на людях, которым «предстояло» превращаться в рабов, чтобы освободиться и не иметь этого собственнического отношения, то есть, чтобы не иметь ничего, даже стимула к жизни, кроме желания уцелеть.