Гл. 4. Эпоха царств

Михаил Самуилович Качан
Глава 4. Эпоха царств

Саул - первый царь Израиля

Под предводительством Саула, который стал первым царём Израиля около 1020 года до н.э., были разгромлены и филистимляне, и аммонитяне.

Давид против Голиафа

Вскоре войска Израиля освободили Иуду от власти филистимлян. К этомук времени относится притча о битве Давида с Голиафом.
Армия филистимлян, вторгшаяся в Израиль, стояла у города Сокхоф против армии царя Саула. Ни та, ни другая не решались начать сражение. Тогда выступил богатырь филистимлянин Голиаф. Он приблизился к войску Саула и начал издеваться над израильскими воинами. Саул пообещал награду тому, кто выйдет и сразится с Голиафом. Нашелся только один смельчак юноша Давид. Давид пытался отговорить его: «Ты еще юноша, а он воин…». На что Давид отвечал ему: И льва, и медведя убивал раб твой…Господь, который избавлял меня от льва и медведя, избавит меня и от руки этого филистимлянина». Отказался он и от доспехов Саула, которые тот надел на него. Взял только посох, пращу и пять плоских камней.

Голиаф, увидев противника, стал насмехаться над ним. Давид побежал навстречу Голиафу и бросил камень из пращи. Камень попал в лоб Голиафу, и тот рухнул на землю. Давид бросился к великану, схватил его огромный меч и отрубил Голиафу голову. Подвиг Давида остался в веках. Он стал народным героем.

Великий Давид

Через несколько лет Саул и его сын Ионафан погибли в бою с филистимлянами. Старейшины колена Иуды избрали его своим царем

А через 7 лет остальные колена избрали его царем Израиля.А вскоре он стал и первым царем объединенного царства Израиля-Иуды.

Давид расширил еврейское государство, покорив одно за другим царства вокруг Израиля: Сирию - на Севере, Аммон и Моав - на востоке и Эдом - на юге. Его государство возросло в размерах в шесть раз по сравнению с царством Саула. К этому времени город Силом был разрушен, и Давид перенес ковчег завета в Иерусалим, небольшой иудейский город в 20 милях к югу от Силома. Иекрусалим он сделал столицей объединенного государства Израиль-Иуда. Построил он и скромный храм, хотя мечтал построить новый великолепный храм и установить там ковчег. Его остановило только откровение бога, который возвестил, что дом для него построит наследник Давида: «Он построит дом имени моему».

Давиду удалось объединить нацию как в политическом, так и в религиозном смысле.

Его правление было настолько триумфальным, что впоследствии с обретением письменной формы древних преданий страной обетованной, завещанной богом потомкам Авраама, стала именно империя Давида. Слова завета звучат так: "Потомству твоему даю Я землю сию, от реки Египетской (Нила) до великой реки, реки Евфрата".

Давид и Вирсавия

Однажды Давид увидел очень красивую купающуюся женщину. Давид воспылал страстью к ней и ради своей любви послал на смерть ее мужа – храброго воина. После смерти мужа Давид взял Вирсавию в свой гарем, и она родила сына.
Бог увидел это и послав к нему пророка призвал к покаянию. Давид понял, что он совершил преступление, что он дал повод врагам бога хулить его. В наказание божье у него умер родившийся сын. Но Давид понял всю низосьб своего преступления и раскаялся. И бог простил его. Вирсавия и после смерти первенца осталась его любимой женой и спустя год родила ему еще одного сына. Это был соломон, будущий великий царь Израиля.

псалмы Давида – Тэилим

Давид был царем-музыкантом и сочинителем псалмов. До нас дошли Псалмы Давида. Все поколения еврейских женщин читали их. Читая Тэилим, они изливали свою душу, обращаясь к Богу со всевозможными просьбами. Любой человек в радости или в беде находил в них стихи, соответствующие его чувствам. Например, сохранилась и плачевная песня, которой он оплакивал гибель царя Саула и его сына Ионофана.

Соломон Мудрый

Его сыну Соломону Мудрому удалось сохранить в неприкосновенности империю, созданную Давидом. Он был мудрым правителем, вел обширную торговлю, и государство при его жизни не знало войн.

"Песнь Песней" Соломона

С именем Соломона связывают собрание любовных гимнов о взаимных чувствах Соломона и девушки по имени Суламифь (Суламита). По одной из версий она не захотела стать его женой (или наложницей) и сохранила верность своему жениху, простому пастуху. Смуглая кожа невесты позволяет некоторым комментаторам предполагать тождественность Суламиты царице Савской или дочери фараона — одной из жён Соломона. Иногда имя Суламиты связывают с Ависагой Сунамитянкой, последней наложницей царя Давида.

"Песнь песней" Соломона воспевает самую чистую, самую высшую любовь, к какой только может стремиться душа человека. "Песни песней" приписывается Соломону, который, как утверждается в Третьей Книге Царств сложил 1005 песен. В каноническом тексте "Песни песней" всего 117 стихов, которые условно разделяются на пролог, семь «поэм» и эпилог.

Ввиду ярко выраженного эротизма у евреев существовал запрет на чтение "Песни песней" до достижения тридцатилетнего возраста. Лютер тоже был сторонником подобного запрета.

Лирический любовный характер затрудняют возможность её иносказательного понимания, однако религиозные толкователи "Песни песней" считают, что эту книгу не следует воспринимать буквально — как любовное, эротическое произведение. В еврейской традиции основным смыслом "Песни песней" считается отношение Бога и еврейского народа: "...весь мир не стоит того дня, в который дана была Израилю Песнь Песней, ибо все книги святое, а Песнь Песней — святое святых".

Похожая символика использована и христианами, начиная с апостола Павла, говорящего о браке Христа и Церкви. Невеста из "Песни песней" считается прообразом Богоматери. А многие эпитеты и выражения, заимствованные из "Песни песней" («запечатленный источник», «заключенный виноград», «порока нет в Тебе» и т.д.), используются в богородичных песнопениях и текстах богослужений на богородичные праздники. В богослужении католической церкви чтение "Песни песней" обязательно в праздник посещения Марией Елизаветы.

"Песнь песней" включена в Ветхий завет (22-я книга). А в Новом Завете имеется около десяти упоминаний о "Песне песней".

строительство Первого Храма

Поколения евреев чтят Соломона, прежде всего, за то, что он построил Храм. Большой и величественный. Площадь его была 150мх100м. Стены были сооружены из огромных тесаных камней. Снаружи они были обложены белым мрамором, а внутри кедровыми досками, покрытыми золотом. Внутри Храм делился на 3 части: Святая Святых (там хранился ковчег завета), Святилище (где возлагались благовония и хлеба) и притвор. К стенам Храма примыкали три строения с комнатами для священнослужителей и службы.

Перед Храмом стоял жертвенник, на котором горел вечный огонь, и «медное море» – громадная чаша, наполненная водой (40 000 л)для омовения священнослужителей. Он не жалел на него ни сил, ни денег. Храм был освящен в 954 году до н.э. и почти 400 лет служил местом поклонения богу Яхве.

мудрость Соломона

В Библии несколько раз отмечается мудрость Соломона. Там говорится, что когда в 20 лет он вступил на престол, он попросил у бога даровать ему «сердце разумное, чтобы судить народ и различать, что добро и что зло». Мудрость царя отмечает и царица Савская, все загадки которой Соломон разгадал: «Блаженны люди твои, которые всегда предстоят перед тобою и слышат мудрость твою».

Внутренняя и внешняя политика Соломона

По всей стране шло большое строительство. В городах строились фортификацуионные сооружения, дворцы, склады, конюшни для боевых лошадей. Соломон разделил страну на 14 административных округов и поставил своего наместника во главе каждого округа.

Он наладил весьма оживленную внешнюю торговлю. В Азии скупал лошадей и продавал их в Месопотамию и Египет. Из Египта привозили боевые колесницы и продавали их в другие страны. Соломон построил флот на Средиземном море и Красном море, который обслуживали финикийцы. За золотом и драгоценными камнями корабли плавали в Африку и Аравию. При Соломоне началась выплавка не только меди, но и железа..

Объем работ при Соломоне можно проиллюстрировать следующими цифрами:
– ливанские кедры, доставленные морем в Яффо, переносили вручную в Иерусалим 30 000 рабочих; –
– в заиорданских горах работали каменотесами 80 000 рабочих;
– переносили заготовленные камни на строительную площадку в Иерусалиме 70 000 рабочих.
–  руководили работой 3 300 надзирателей.

Царский двор был великолепен. Даже Библия отмечает его роскошь.  У Соломона был огромный гарем, который он пополнял иноземками. Вместе с ними он заимствовал и их богов, разрешая женам и их слугам исповедовать идолопоклонство. Библия считает, что тем самым Соломон предал Завет с богом.

Чтобы осуществить строительство и содержать двор Соломон ввел большие налоги  и трудовую повинность.  Все это отмечается как грехи Соломона.

распад империи Давида

После смерти Соломона его государство распалось практически сразу, и уже никогда больше не возрождалось. Причиной распада стали непосильные налоги и тяжелый труд.

Когда в Сихеме для избрания царя собрались руководители всех колен старейшины северных племен (10 колен израилевых) попросили наследника Соломона его сына Ровоама уступить просьбам народа. Тот отказался:

« Отец мой наложил на Вас тяжкое иго, а я увеличу иго ваше; отец мой наказывал вас бичами, а я буду наказывать вас скорпионами». Скорпионы – это плетки, унизанные металлическими иголками.

10 северных колен взбунтовались и провозгласили независимость, а своим царем выбрали главу старейшин северных колен Иеровоама, который уже поднимал мятеж против Соломона, но потерпел поражение и бежал в Египет. Теперь он стал царем Израиля, столицей которого была провозглашена Самария.

Теперь отдельно существовал Израиль, и отдельно Иуда с ее столицей Иерусалимом. Но Иерусалим, где был построен величественный храм, оставался центром религиозного поклонения всех евреев.

Библия утверждает, что распад империи Давида и провозглашение царем Израиля Иеровоама было предсказано пророком Ахией. Встретив Иеровоама, он разорвал свой плащ на 12 частей и сказал ему:
– Возьми себе 10 частей, ибо так говорит Господь, бог израилев, вот: “Я исторгаю царство из руки соломоновой и даю тебе 10 колен. А одно колено останется за ним ради моего Давида и ради города Иерусалима, который я избрал для всех колен израилевых. Это за то, что они оставили меня…”.

Израильское царство

Северное царство – Израиль – существовало 208 лет, с 930 по 722 г. до н.э. За эти годы там было 12 царей, 7 из которых были зарезаны. 7 раз были совершены государственные перевороты. Израиль воевал с иудейским и сирийским царствами и с ассирийской империей и, в конечном итоге, пал под ударами ассирийцев. Пал, и уже не восстановился.

Но самое страшное, что отмечает Библия, – это распространение в нем идолопоклонства. После распада царства Давида у Иудеи остался храм в Иерусалиме, объединяющий народ этого государства в нацию. В Израиле Силом с его ковчегом Завета был разрушен до основания. Столицей Израиля вначале стал Сихем столицей ефремлян, и царь Иеровоам был из колена Ефрема. Но царю , как раньше Давиду, не нужно было делать верховенство ефремлян столь очевидным. Но самое главное, ему очень хотелось уменьшить влияние пророков.

Он перемещает столицу в г. Фирцу, чуть севернее Сихема. Потом он основал два культовых центра – один недалеко от Иерусалима (Бетель), а другой на самом севере – в Дане. Но тут он делает крупную ошибку: в каждом культовом центре он устанавливает фигуру молодого буйвола, как символ плодородия. Это ужаснуло партию пророков. С этого момента и практически всегда в Израиле была вражда между царями и партией пророков, что существенно ослабляло государство.

Евреи становятся народом книги

С момента распада царства Давида священнослужители Израиля и Иудеи собирали предания давних времен и записывали их.

Легенды Северного царства свое божество называли Элохим (Elohim), и эти легенды составили Е-документ. В преданиях Южного царства имя божества было Яхве (YAhveh), и документ был назван Y-документом. Буквы E и Y можно рассматривать также, ка обозначения племен Ефрема и Иуды. Оба документа почти одинаковы. Отличия – в деталях и стиле. В документы вошло все, что помнили священнослужители о прошлом от сотворения мира до завоевания Ханаана под руководством Иисуса Навина.

Борьба между Израилем и Иудеей

Общее наследие, происхождение, религия не стали препятствием для постоянных войн между Израилем и Иудеей. Она то разгоралась, то тлела и был причиной ослабления обоих государств.

В Иудее правил вначале 7 лет царь Ровоам, а после его смерти 2 года его сын Авия. Его через 2 года сменил сын Авии Аса, который правил 40 лет. Род царя Давида просуществовал еще три столетия. Подвиги его настолько крепко сохранились в умах жителей Иудеи , что на протяжении всей истории этого царства против династии Давида не было массовых восстаний. Постоянство власти, иерусалимский храм и приверженность к иудаизму оказались величайшей силой этого царства, и даже когда оно было разрушено, память об этом стала главным фактором для всех уцелевших на протяжении многих веков.

Израилю с самого начала не повезло, он остался как бы без корней. У него даже не получилось создать собственную царскую династию, вокруг которой можно было бы сплотиться.

Когда умер первый израильский царь Иеровоам, один из военачальников Вааса поднял восстание, убил сына Иеровоама Навату и всех членов царского дома. Вааса правил до 900 г. до н.э.

Вааса сразу начал воевать с Иудеей.  Аса, царь Иудеи обратился за помощью к северному соседу Израиля – Сирии. Венедад, царь Сирии после распада царства Давида стал такой же большой страной, как Израиль. Столицей его был г. Дамаск, а население говорило на арамейском языке. . следующие полтора столетия Иудея в союзе с Сирией воевала против Израиля.  Они то воевали то мирились на время. но вначале Вассса потерпел поражение от объединенных сил Иудеи и Сирии.

У Иуды и других государств этого района был еще один враг – Египет. В Библии утверждается, что в этот период времени Иудея разбила миллионную армию Египта.

После смерти Вассы его сын не удержался на троне и был свергнут и казнен. А через год еще один военачальник Амврий захватил трон Израиля, и это была уже третья царская династия Израиля.

Деяния Амврия

Амврий был сильным правителем. Он отбросил от Израиля сирийские войска и укрепил власть над государством Моав в Заиорданье.

Недалеко от Фирцы Амврий основал новую столицу Семерон на высоком холме, который господствовал между Иорданом и Средиземным морем. Он построил там крепость, а город быстро вырос и стал самым большим городом в Израиле. В истории осталось его греческое имя – Самария.

Амврий был настолько авторитетен, что в ассирийских летописях Израиль называли землёй Амврия даже когда его династия уже прервалась. Библия о нем пишет мало, потому что библейские летописцы больше интересовались религиозными вопросами, чем государственными.

Яхвизм, сложившийся в Иудее «чужеземными» для Израиля царями Давидом и Соломоном с их Храмом в Иерусалиме казался Амврию неподходящей религией. Партия яхвистов (пророков) безусловно в Израиле была, но она не доминировала в управлении странойЦари Израиля боялись, что яхвизм может восстановить власть врагов Израиля –иудейских царей. Поэтому они искали другую религию, которая бы объединила нацию и рбеспечила ее самосознание. Амврий решил позаимствовать культ богини Астарты. Обряды, связанные с плодородием, и изощренные ритуалы оказывали сильное эмоциональное воздействие. Полагают, что они особенно нравились женщинам. И это был культ друга, а не врага.

Царь Тира Итобал, а в прошлом жрец Астарты тоже был заинтересован в распространении этого культа, так что, Амврий и Итобал быстро договорились. Амврий даже взял в жены своему сыну Ахаву дочь Итобала Иезавель.

Царь Ахав

Когда в 869 г. до н.э. Амврий умер, Ахав продолжил его курс на принятие дружбу с Тиром. весьма важную с экономической точки зрения, и принятия тирского культа в качестве государственной религии в Израиле.

В политическом отношении Ахаву удалось подчинить себе Иудею, заключив с его царем Иосафатом союз, согласно которому Иосафат признал руководящую роль Израиля во внешних делах. Израиль сначала отбил нападение сирийцев на Самарию, а на следующий год разгромил сирийскую армию, верну часть территориальных потерь двухвековой давности.

А вот в религиозном отношении Ахав стал для религиозных историков самым нечестивым царем Израиля:
“И поставил он Ваалу жертвенник в капище Ваала, который построил в Самарии”.

Случившаяся вслед за этим засуха была воспринята людьми как божественная кара. Израильские пророки, которые, как известно, говорили от бога, призывали Ахава к покаянию. Один из самых известных пророков того времени был Илия.

Илия

Илия призывал покарать нечестивого царя. Илия считается особым пророком у евреев, да и у христиан. Он долго жил в пустыне, одевался в овечью шкуру и подпоясывался ремешком из невыделанной кожи.  Потом в Новом завете в таком же виде появится у христиан Иоанн Креститель.

Илия призывал народ Израиля сделать выбор между богом Израиля и Ваалом. Он попросил принести двух телят и предложил пророкам Ваала выбрать одного и приготовить его для сожжения, но не поджигать дрова на жертвеннике:

Это состязание происходило на горе Кармил. Языческие пророки, призывая огонь на жертвенник, плясали, кричали, ранили себя, но все их усилия были тщетны. Илия в это время насмехался над ними. Так что, жрецов Ваала постигла неудача.

Вслед за ними Илия подготовил свой жертвенник, положил на него теленка и вознес молитву:

Господи, боже Авраамов, Исааков и Израилев! Да познают в сей день, что ты один бог в Израиле.

Как утверждается в 3-ей книге царств 18, в тот же миг  огонь, сошедший с неба, поглотил “… поглотил и жертву, и дрова, и камень, и песок, и воду».

Пораженный чудом народ пал ниц и воскликнул: “Господь есть Бог!”

Бог простил народ Израиля. Тут же пошел дождь, и засуха прекратилась. Спектакль этот был устроен самим богом. Илия только выполнил всё, что ему сказал бог.

Пророк Илия изображается в виде возносящегося на небо в огненной колеснице, т.е. считается, что он был взят на небо живым. Евреи верили, что именно Илия возвестит им о приходе мессии и совершит его помазание на царство.

пророки

Бог передавал свое слово через пророков, которые были наделены особым даром, даром восприятия божьего слова. Получив же волю бога, пророки передавали ее людям.

В библии много примеров, когда пророки резко изобличают преступления богатых людей или власть имущих.

Пророк Натан клеймил царя Давида за его поведение по отношению к Урии, которого Давид послал на смерть, чтобы завладеть его женой Вирсавией.

Пророк Илия вступился за Навуфея, чей виноградник понравился Ахаву. Иезавель от имени Ахавы попросила старейшин судить Навуфея за то, что он якобы ругал бога и царя. И старейшины осудили Навуфея к побитию камнями. Вот когда, оказывается, был неправедный суд. Ахав после смерти Навуфея приобрел его виноградник.
Илия, встретив Ахава, сказал ему:
“Так говорит господь: ты убил и еще вступаешь в наследство? На том месте, где псы лизали кровь Навуфея, псы будут лизать и твою кровь”. Пророчество Илии сбылось.

А Илия остался в памяти пророком, боровшимся за чистоту веры и социальную справедливость.

Возвышение Ассирии

На северо-западной оконечности Междуречья в середине IХ века усилилось государство Ашур (для греков, а вслед за ними и для нас – Ассирия) со столицей в г. Калах. Если двигаться по прямой, то между Калахом и Самарией было всего 450 миль. На самом деле, и з-за особенностей рельефа местности – больше.

Когда в 859 г. царем Ассирии стал Салманасар III, он решил увеличить свое царство, хотя к тому времени города-государства, расположенные западнее Евфрата, уже платили ему дань.

Через 5 лет его войска достигли севера Израиля, взяли город Каркар и достигли Средиземного моря. Ему противостояли объединенные силы Сирии, Израиля, к которым примкнули и другие союзники. Причем у Сирии был самый большой контингент пехоты, аИзраиль поставил колесниц больше, чем все остальные союзники. В Библии об этом сражении не упомянуто, а вот в ассирийских источниках битва при Каркаре преподносится  как большая победа ассирийцев.

Но в этих источниках ничего не говорится о присоединенных территориях и о дальнейшем продвижении, так что, вероятно, битва закончилась либо ничьей, либо даже поражением ассирийцев. По крайней мере, больше Салманасар III на Сирию и Израиль не нападал, а он жил еще 34 года.

Война между Израилем и Сирией

Но зато теперь воевали друг с другом Израиль и Сирия.

Ахав попытался вернуть территории, утраченные еще в 900 г. до н.э. при Ваасе. Теперь объединились Израиль и Иудея и совместно напали на сирийские войска. Возможно они бы и победили , но случайная стрела смертельно ранила Ахава. Сражение прарвали, и земли восточнее галилейского моря остались у Сирии.

Моавитский камень

Смерть Ахава стала сигналом к восстанию в Моаве, расположенном восточнее Мертвого моря. Он был завоеван еще Давидом и после разделения его государства оставался у Израиля во время правления Ровоама. При Ваас е он потерял его, но Амврий вернул его Израилю.

Царем Моава был Меса (Меша). Он уже поднимал восстание против Израиля ранее. Теперь сделал это вторично. Хотя новый царь Израиля Иорам действовал в союзе с Иудеей, поход на Моав провалился.

Меса отметил свою победу надписью на куске черного базальта высотой 3.5 и шириной 2 фута. Эта надпись сохранилась и известна как Моавитский камень. Надпись сделана на древнееврейском языке. Из надписи мы узнаем, что богом у Моавитов был Кемош. Он сначала разгневался на свой народ, а потом пожалел и спас его.

Иезавель и конец династии Амврия в Израиле

Сразу после прерванного похода на Моав царь Иудеи Иосафат скончался, а вскоре умер и его сын Иорам, женатый на Аталии дочери Иезавели. Править Иудеей стал Ахазия, внук Иезавели. Напомню, что сын Иезавели Иорам (ошибки нет) был царем Израиля. Оба – и Ахазия и Иорам были сторонниками тирского культа.

Пророк Илия в Израиле к тому времени уже умер, и на его место главы яхвистской партии стал пророк Елисей. Легенды говорят о том, что он был сильной личностью. Елисей подготовил заговор против царя Иорама. А тут и подоспел удобный случай.

Война с Сирией продолжалась, и в одном из сражений Иорам был тяжело ранен. Он уехал в царскую резиденцию Изреели, где его навестил иудейский царь Ахазия, его племянник. Израильская армия осталась под началом Ииуя, который пошел на сделку с партией проповедников, провозгласил себя царем Израиля и сразу же двинулся с войском к Изреели, взяв его.

Десятый царь Израиля Ииуй убил и Иорама и Ахазию и всех мужчин из царского дома Амврия. А Иезавель выбросили из окна ее дворца. Ииуй распорядился похоронить ее как “царскую дочь”, но оказалось, что псы уже растерзали ее тело.

В Израиле эпоха влияния Финикии завершилась, и, можно сказать, что в Израиле победил яхвизм без храма.

Конец влияния Финикии в Иудее

Когда весть об убийстве мужа Ахазии дошла до Аталии, она упредила яхвистов в Иерусалиме и приказала уничтожить всех мужчин из рода царя Давида, т.е. и собственных внуков. Это позволило ей править еще в течение 6 лет. Правление было неудачным. Сначала восстал Эдом, бывший в подчинении Иудеи два с половиной века, и завоевал независимость. Филистимлянские города, подчиненные прежде Иудее, перестали платить дань и начали совершать набеги на Иудею. У нее осталась только сама земля племени Иуды с Иерусалимом.

В это время первосвященником был Иодай. Он понимал, что Аталия вот-вот пойдет против храма. Поэтому он нашел способ объединить армию и народ  против нее, использовав династию Давида, правившую Иудеей все время до Аталии.

В 836 году до н.э. Иодай созвал военачальников на тайную встречу и представил им мальчика семи лет. Он рассказал, что годовалого мальчика, сына царя Ахазии удалось шесть лет назад, когда вырезали всех потомков Давида, спасти. Иудейские военачальники поверили этой истории и провозгласили мальчика Иоаса царем Иудеи. Аталию убили.

Теперь и в Иудее завершилась эпоха влияния Финикии. В Иудее победил яхвизм с храмом.

Государственный переворот в Сирии

В том же году, что и в Израиле государственный переворот произошел и в Сирии.Венедад II был убит, убийца, один из приближенных царя Газаил (Азаил). Очень большая вероятность того, что к перевороту приложил руку пророк Израиля Елисей. Тем не менее Газаил оказался хорошим правителем, и Сирия стала проводить самостоятельную политику.

Ассирия снова нападает

За Финикией, Сирией, Израилем и Иудеей все время приглядывала Ассирия, и последние события не остались незамеченными ею. Как только Ассирия усмотрела ослабление государств в результате государственных переворотов, она тут же со своими войсками оказалась в пределах Сирии и северного Израиля. Салманасар III все еще был на троне и он решил отомстить. Дамаск был осажден войсками Салманасара III, и только неприятности на других границах Ассирии заставили Салманасара III снять осаду и уйти., удовлетворившись контрибуций, которрую уплатила и Финикия.

Обелиск Салманасара III.

В честь своей победы Салманасар III воздвигает черный обелиск, на котором были перечислены все цари, заплатившие ему дань. Записан там был и царь Израиля “Ииуй, сын Амврия”. Мы-то знаем, что Ииуй вырезал всех его потомков, до которых смог добраться, но, видимо, Ассирийцам разбираться с этим было некогда.

Сирия укрепляется и растет, Израиль и Иудея слабеют, а Финикия основывает Карфаген

Газаил быстро реформировал армию и снова начал воевать с Израилем, который был весьма слаб, т.к. Ииуй искоренял тирский культ и восстанавливал яхвизм. За одну военную кампанию Газаил отобрал все земли, которыми Израиль владел за Иорданом еще со времен Судей.
Газаил мог не один раз взять и Самарию. Израиль стал крошечным государством. Газаил угрожал и Иерусалиму, но ограничился выплатой дани.

Повзрослев, царь Иоас стал нетерпимым. После смерти первосвященника Иодая подстроил так, что его сына забили насмерть камнями. Наконец, во время военного мятежа в 797 г. до н.э. его убили.

Другая часть армии Газаила пробилась к побережью Средиземного моря и установила свое господство над городами филистимлян.

В 1814 г. до н.э. Ииуй умер, и на престоле оказался его сын Иохаз.

Финикия занималась совсем другими делами – мореплаванием и торговлей – и в том же 814 г. до н.э. ею был основан город Карфаген (Карфадашт – новый город), сыгравший огромную роль в будущем. Он был соперником Рима. Для греков они были финикийцами, римляне произносили это название как «пуни», и войны между Карфагеном и Римом известны как пунические.

Газаил умер в 806 до н.э., и к этому моменту именно Сирия владычествовала в Ханаане.

Ассирия разгромила Сирию. Упадок Сирии

Через несколько месяцев после смерти Газаила всё фантастически быстро изменилось. Ассирийская армия напала на Сирию и взяла Дамаск, который выплатил огромную дань. Предыдущее десятилетие для Сирии было десятилетием имперского величия. Теперь наступил упадок.

Война Сирии с Израилем

В Израиле в 798 г. н.э. на трон взошел сын Иохаза Иоас (чтобы отличить его от Иоаса иудейского царя, этого Иоаса я буду называть израильским). Он немедленно возобновил войну с Сирией, разгромил в трех сражениях ее царя Венедада III, сына Газаила, и вернул себе все земли, которыми владел при Ахаве. Пророк Елисей, умерший примерно в 790 г. до н.э. успел увидеть эти события.

Победа Иудеи над Эдомом

После убийства Иоаса (иудейского) царем стал его сын Амасия. Он сумел восстановить власть Иудеи над Эдомом. Последующие несколько лет Иудея успешно восстанавливала свои силы, укрепляясь и расширяясь.

Иудея терпит поражение в борьбе с Израилем

Амасия решил, что теперь он может отнять часть земель у Израиля, но в битве при Вефсамисе в 15 милях от Иерусалима Израиль одержал полную победу. Амасия был взят в плен. Иерусалим был оккупирован, часть городских укреплений была разрушена, храм разграблен. Иудея стала зависимой от Израиля, как в годы правления царей Амврия и Ахава.

Иеровоам II

Этот царь правил Израилем около 40 лет. Основным его занятием было усиление власти правителя и ослабление влияния пророков.

Пророк Амос и его пророчество о гибели Израиля

После смерти пророка Елисея партия проповедников утратила свою силу и сильно изменилась. Целью новых религиозных лидеров была социальная реформа.

Теперь пророками были не экзальтированные дервиши, а политики, яростные защитники реформ, призывающие народ покаяться в грехах и грозящие божьей карой, если народ не покается.

Одним из таких пророков был Амос.

В прошлом пастух он отправился в Самарию из Иудеи. Амос называет Самарию городом разгула и разврата.

Амос нацелил свой гнев против социальных и моральных пороков: роскоши и наслаждения богатых, ограбления бедных, неправды в суде, беззаконий, совершаемых правящей верхушкой: “Выслушайте всё это алчущие поглотить бедных и погубить нищих…”

Амос осуждал и пышные богослужения со множеством жертвоприношений: “Ненавижу, отвергаю праздники ваши и не обоняю жертв во время торжественных собраний ваших”.

Слова Амоса не доходили до людей, не находили отклика в их душах. И тогда, как утверждает Библия, Амос «по повелению божьему» возвестил израильтянам о гибели их государства. Это пророчество, действительно, вскоре сбылось.
Книга пророка Амоса – старейшая из книг современной библии.

Другим известным пророком был Осия.
Библия утверждает, что через 10 лет после Амоса бог послал в Израиль еще одного пророка Осию. Это были годы духовного упадка израильского народа, усиления идолопоклонства и моральной распущенности. На долю Осии выпали тяжелые личные испытания. Его любимая жена начала поклоняться культу Астарты и Ваала и предалась священной проституции. Осия отождествлял свою личную драму с драмой между Богом и его народом. Осия верил, что бог любит свой народ и спасет его от надвигающейся гибели.

Его проповеди можно найти в книге пророка Осии. Все пророки, известные из Ветхого завета были иудеями, кроме Осии. Он был израильтянином.

Иудея во времена Иеровоама II

Царь Иудеи Амасия, потерпевший поражение в войне с Израилем был убит в 769 г. На престол взошел его сын Азарий (его чаще называют Озием). Иудея по-прежнему была подчинена Израилю, и Озия не пытался изменить эту ситуацию. На самом деле, такое положение шло на пользу Иудее. Озия заново отстроил все фортификационные сооружения Иерусалима. Затем он подчинил Иудее ряд городов государств филистимлян. Озия восстановил порт Эйлат на Красном море, что способствовало процветанию торговли.

Но в Иудее с иерусалимским храмом всегда была проблема соперничества между царем и первосвященником.

Нам сообщают, что он стал недееспособным и что с 749 года регентом был назначен его сын Иофам. При Аталии торжественным жертвоприношением стали руководить первосвященники как лидеры яхвистов. После нее цари вели борьбу с первосвященниками за восстановление своей власти. Не исключено, что цари Иоас и Амасия были убиты в результате заговоров, за которыми стояли первосвященники.

Озия тоже попытался установить свое верховенство, но попытка его не удалась. Нам сообщают, что с 749 года до н.э. он стал недееспособным, и регентом был назначен его сын Иофам. Это была победа первосвященника над царем. Библия сообщает нам об этом с восторгом, приведя даже легенду о том, что Озию поразила проказа в тот момент, когда он попытался руководить богослужением в храме. Заболевание проказой лишало царя права даже входить в храм.