Глава 3. Полигиния в исламе - жены Мухаммеда

Наталья Ческидова
   О полигамии в исламе написано множество статей и исследований, постоянно ведутся дискуссии: как относится к этому явлению? Хорошо это или плохо, когда один мужчина имеет несколько жен. Моя задача-  рассказать о полигамии в исламе и показать его исторические корни, но ни в коем случае не давать им оценку. (Здесь мы говорим о полигинии, когда один мужчина имеет несколько жен).
   Я думаю, что читатель сам для себя сделает соответствующие выводы.
   Ещё до принятия этой религии, многие народы Востока допускали у себя многоженство. До возникновения Ислама мужчина мог иметь неограниченное количество жен. В первой главе нашего повествования мы вспоминали о том, что  в Библии говорится о том, что царь Давид  имел 100 жен, а царь Соломон  - 700 жен и 300 наложниц, то есть их браки были полигамными. И это при том, что они были  библейскими пророками!
   Арабы тоже могли иметь неограниченное количество жен.
Обыкновенно полигиния являлась и сейчас является привилегией более знатных, богатых или храбрых.
   С возникновением Ислама мужчине  стали запрещать иметь более 4 жен. Если  он   принимал Ислам, то  должен был ограничить свою полигамию до 4 жен, а  с остальными  обязан был развестись. По этому поводу Пророк Мухаммед говорит так: «Выбери из них четырех и разведись с остальными».
   Итак, полигиния была освящена законами Ислама.
Но  в исламском обществе мужчинам-мусульманам только  на строго определенных условиях дозволено иметь четыре  жены.
Каковы же эти условия?
-требуется согласие первой жены на брак с последующими;
-всем женам следует оказывать равноценное  внимание и не обделять их супружеской лаской;
-необходимо справедливо распределять между женами не только обязанности по дому, но и положенные им пропитание, одежду, подарки и т. д.
-ночи необходимо проводить со всеми женами поочередно, если, конечно, кто-то из них не уступит свою очередь по тем или иным причинам.
   Хотя в  Коране и сказано: "Женитесь на женщинах, которые нравятся вам, — на двух, на трех, на четырех"... ,однако тот же  Коран отмечает, что мужчине порой трудно быть одинаково справедливым по отношению к нескольким жёнам. И это вполне  естественно: одна женщина нравится больше, другая меньше.
   По этому поводу вспоминается всем известный индийский хан Джахан, имевший трех жен и сотни наложниц. Но более всех он любил красавицу жену Мумтаз, которая родила ему 14 детей и скончалась при последних родах. Это ей он построил белоснежную усыпальницу Тадж Махал.
   Коран справедливо отмечает: "Вы не можете одинаково быть расположенными к женам своим, хотя бы этого и желали вы». Как положено поступать мусульманину в этом случае ?
Вот как об этом сказано в Коране ,Сура 4:3:  "Если боитесь, что не можете равно быть правдивыми ко всем им, то — только на одной» . А в Суре «Женщины»,  еще раз повторяется эта мысль: " А если есть в вас страх, что справедливости вы к ним не соблюдете, возьмите в жены лишь одну...».  То есть если мужчина не может относиться одинаково ко всем четырем женам, то надо иметь только одну жену, отказавшись от остальных.
   Некоторые толкователи Корана, особенно из числа тех, кто отрицательно относится к полигамным бракам, видят в этих заповедях призыв к моногамии.Так ли это? Абсолютно нет. Коран призывает в этом случае к тому, что если мужчина позволяет себе многожёнство, то он обязан  относиться к своим женам  с одинаковым вниманием и любовью.Таковы установления Ислама.
   В настоящее время  все чаще женщина желает быть единственной женой своего мужа, поэтому при заключении брака она можем настоять на внесении соответствующей записи в свой брачный контракт. Согласно шариату, при оформлении брачного договора женщина имеет право включить в него пункт, запрещающий мужу брать вторую жену. При нарушении этого пункта со стороны мужа, жена имеет право требовать развод.
   Итак, мы видим, что полигамия была ограничена Исламом цифрой четыре. При этом непременным условием  является одинаково справедливое отношение к женам.
   Патриархальная семья с числом жен от одной до четырех признавалась отныне единственно законной; все прочие существовавшие формы брака объявлялись противоречащими исламу, греховным и безнравственным сожительством.
   Исходя из этих постулатов возникает естественный вопрос: почему  в таком случае Пророк Мухаммед  имел 9 жен?
   Мы рассматриваем официально принятую версию о количестве жен, но это число у разных историков разнится. Некоторые , например Масуди, считают, что пророк Мухаммед имел 15 жён, другие пишут даже о 23. Отчего такие разные цифры? Это происходит оттого, что многие племена претендовали на родственные связи с Мухаммедом, поэтому список  жён может быть сильно преувеличен.
   Наиболее распространена версия Уотта Монтгомери, называющего  только одиннадцать жён (с Хадиджей), что ближе к традиционным представлениям (в это число входят две наложницы).
Итак, почему все-таки 9 жен, а не 4 как предписано Кораном?
Постараемся ответить на этот вопрос.
   Видный исламский деятель и богослов Юсуф Абдулла Аль Кардави дает следующее объяснение этому факту.
   Пророк имел 9 жен еще до того, как Аллахом было введено ограничение на полигамию. Но и у других мужей было более четырех жен, но только Пророку Мухаммеду  Всевышний Господь дал  исключительное право  не разводиться со своими женами, на которых он женился до коранического запрета. Почему?
   Смысл этого исключительного права Пророка  заключался в том, что его жены  занимали особенное положение в мусульманском обществе в силу того, что Коран именует их «матерями верующих». А это означало, что мусульмане не имели права жениться на них после Пророка.
Вот и получается, что  в случае развода, с одной стороны, жены Пророка Мухаммеда на  всю жизнь остались бы одинокими вдовами, не имеющими права выйти замуж, что было бы для них несправедливым наказанием.
   С другой стороны, если бы Пророк выбрал из 9 жен каких-либо 4 женщины, то они сохранили  бы статус «матерей верующих», а оставшиеся жены лишились бы этого почетного положения, что было бы по отношению к ним также несправедливым.
   Поэтому в силу данных обстоятельств Аллах дал Пророку  особенное право: не разводиться со своими женами.
   Но одновременно ему было запрещено обзаводиться другими женами или заменять их. «Но впредь других брать в жены не дозволено тебе, иль этих - заменять другими, даже когда тебя пленит их красота..»,- говорится в Коране.
   Некоторые противники Ислама  утверждают, что Пророком двигали низменные чувства и страсти, когда он выбирал своих жен. Для этого мы рассмотрим каждый из девяти браков Мухаммеда, а читатель сам сделает соответствующие выводы.
   Информация была собрана мною из различных источников как светского, так и богословного характера и соединена воедино.
   Первой женой Пророка Мухаммеда была Хаджиджа - 40-летняя вдова, которая  уже была два раза замужем и имела детей от предыдущих браков.
   Хаджиджа была женщиной  очень красивой,  умной, знатной  и решительной. В наследство от второго мужа  ей досталось богатство. Она занималась тем, что предоставляла свои деньги купцам, которые за определенную плату вели на них торговлю. До встречи с Мухаммедом она никому не позволяла распоряжаться своими имуществом и судьбой. Пророк же в ту пору был простым погонщиком верблюдов, но слыл честным человеком.
   Услышав о надёжности Мухаммеда, она предложила ему свои деньги для поездки в Сирию, доверив ему более крупную сумму, чем она обычно давала другим. Успешно торгуя, он получил большую прибыль, а по возвращении предоставил доверенные ему средства Хадидже, которая получила назад не только свои деньги, но и большую прибыль.
   Хадиджа почувствовала к нему симпатию  и поведала своей подруге, что хочет выйти замуж за Мухаммеда.
   Он решил принять её предложение. В ту пору  25-летний Мухаммед был  в расцвете свой молодости.  Их свадьба состоялась. В качестве свадебного дара Мухаммед отдал за свою жену представителям ее племени по одним данным- двадцать, по другим- шесть молодых верблюдиц.
Он прожил с этой зрелой женщиной в счастье и согласии все свои молодые годы. Но это была самая счастливая жизнь, которую можно себе представить.
   Хадиджа была матерью всех детей Мухаммада, за исключением Ибрахима, которого родила ему наложница Мария, египтянка из коптов.
   Всего родилось семь детей ( четыре дочери и трое сыновей, один из которых- сын Марии)), но мальчики умерли в раннем детстве, а девочки дожили до начала пророческой миссии Мухаммеда и все приняли ислам. Они скончались до смерти Мухаммеда, кроме Фатимы, которая умерла через шесть месяцев после его смерти. Именно ее дети являются потомками Пророка.
   Хадиджа оказала огромную поддержку Мухаммаду, когда он начал призывать людей к Исламу. Она была  первым человеком, принявшим новую религию.
Кроме того она отдала свою собственность, которая исчислялась в тысячи динаров, на распространение этой религии.
   Именно поэтому год, в котором скончалась Хадиджа, был назван «годом грусти». До конца своей жизни Пророк с преданностью и любовью вспоминал ее имя.
   Только после смерти Хадиджи, когда Мухаммеду было пятьдесят три года, он стал брать в жены других женщин.
   Второй женой Мухаммеда стала Сауда бинт Зама , на которой он женился для того, чтобы она устраивала его домашние дела и присматривала за его мамолетними детьми, к которым она стала относиться как к своим собственным.
   Она также была немолодой женщиной и вдовой одного из первых мусульман по имени ас-Сакрана ибн Амра.
   Оба супруга приняли ислам, но им пришлось уехать в Эфиопию, чтобы избежать преследования от противников новой веры. Затем они возвратились на родину. Уже на родине Сауда увидела во сне,  как будто Пророк  стал приближаться к ней, пока ногой не наступил на горло. Когда она рассказала сон мужу, он сказал: «Клянусь твоим отцом! Если верить твоему сну, я скоро умру, а тебя возьмет в жены посланник Аллаха!». Однако она тут же произнесла: «Не допусти, Господь! Упаси!», и обратилась к Аллаху с просьбой уберечь ее от того, что означал этот сон.  Однако сон исполнился, и вскоре ас- Сакран умер, а Сауда осталась одна.
   Овдовев, она оказалась в отчаянном положении - без всяких средств к существованию, с шестью мамолетними детьми. Она была бедна, немолода, некрасива, с тучной фигурой  и медлительностью движений, ей было за пятьдесят, да и влиятельных родственников у нее не было, поэтому она не могла даже мечтать о новом замужестве.
   Услышав о том, что постигло Сауду, Мухаммед проникся к ней состраданием и предложил ей стать его женой. По времени это совпало со смертью Хадиджы, поэтому  он сам нуждался в тот момент в поддержке,  к тому же у него остались дочери, о которых надо было заботиться. 
   Сауда была  послушной, любящей женой, отличалась легкостью характера, была набожна и щедра. Вместе с Пророком она принимала участие в распространение ислама.
   Они прожили вместе 13 лет. Хоть Сауда и скрашивала его одиночество, но время брало свое- и Пророк решил снова жениться, взяв третью жену.
   Из хроник известно, что Мухаммед однажды решил развестись с Саудой, потому что она постарела и стала холодна. Сауда спасла себя, передав свою ночь Аише, которую особенно любил Мухаммед.
Сауда умерла в возрасте восьмидесяти лет.
   Третьей женой Мухаммеда стала Аиша, дочь его ближайшего сподвижника Абу Бакра. Ее родители приняли Ислам еще до рождения дочери. Как сказано в предании, во сне Пророку был показан портрет Аиши на шелковом полотне, и сказано: «Это твоя жена».
   Возраст Аиши (по разным  версиям ей было 6, 9, 12-13, 17 и даже 27 лет)  является предметом критики Мухаммеда.
   По общепринятым сведениям, возраст Аиши на момент заключения брачного контракта составлял 6 лет, а на момент собственно свадьбы - девять. Из сохранившихся записей самой Аиши известно, что он "вошел к ней", когда ей было  девять лет, ну а Мухаммеду, естественно, было на тот момент 57!
   Конечно, женщины на Востоке созревают рано, но можно было немного подождать.
Итак, Аиша стала женой Мухаммеда.
   Это была единственная девственница из всех жен Мухаммеда. Аиша отличалась умом и после Хадиджи названа самой любимой среди жен.
   Мухаммед говорил: «Ты - моя супруга в этой и в следующей жизни» и называл ее разными ласковыми именами : «счастливица», «румяненькая», "беленькая» и подарил ей жемчужное ожерелье, о чем известно из хроник того времени. Это ожерелье стало предметом зависти и разговоров среди других жен и их родственников.
   Аиша ревновала пророка, осуждала его многоженство и часто становилась источником скандалов. Однажды Мухаммед забыл взять её с собой в Мекку, так что сподвижнику пророка Савфану пришлось отправиться с Аишой вдогонку. То, что жена находилась одна в обществе постороннего мужчины, возбудило слухи и подозрения, а Мухаммед некоторое время сторонился её и держался холодно.
   Сама же Аиша была обижена подозрительностью мужа.
   Историки отмечают, что она  была очень скромной и нетребовательной:
комната у нее была из необожженных кирпичей и пальмовых ветвей, ложе заменял матрас, набитый волокнами пальм, от земли его отделяла только циновка, платье у нее было в заплатках. Огонь в ее доме не разводился, поэтому  хлеб не пекся и не готовилась какая-либо другая еда, она обходилась только некоторым количеством воды и фиников, а ведь у ее мужа в окрестностях Медины паслось стадо верблюдов.
   Известно, что однажды Аиша  получила большую сумму денег, но не купила на них ни мяса, ни одежды, а отдала бедным.
   Здесь Аиша прожила около пятидесяти лет. Убранство дома всегда оставалось неизменным.
Она была грамотной, читала Коран, что в то время  мог делать даже  не каждый мужчина и  оставила большое количество записей ( более двух тысяч),  касающихся семейной жизни Посланника Аллаха. В них повествуется о том, что Пророк делал и говорил в стенах своего дома, свидетелями чего в большинстве случаев могли быть только члены его семейства. Кроме того она всегда разумно высказывала свое мнение, если ее спрашивали о чем-либо, хорошо разбиралась в стихах и арабской литературе,  могла подсчитать размер наследства.
Она  овладела врачебной наукой того времени, обучаясь у лекарей,  сама лечила Пророка, когда он заболел.
   Мухаммед, с согласия остальных жен, провел остаток своих дней в комнате Аиши, которая  ухаживала за ним до последнего вздоха.
   Она прожила с Пророком  девять лет. После его  кончины Аиша стала обучать людей  вероучению, праву, литературе. Участвовала в общественной и политической жизни. Считалось за честь услышать о поступках и изречениях пророка из уст его любимой супруги.
Она пережила Мухаммеда на полвека и больше никогда не выходила замуж.
   Четвертой женой Пророка стала Хафса бинд Умар ( дочь Умара).
Родилась она в 605 году в Мекке, в этот же год родилась дочь Пророка Фатима. Имя Хафса в переводе с арабского языка означает "львица".
   Она была из благородного рода, ее родители одни из первых приняли ислам в Мекке.
Хафса научилась читать и писать с самого раннего возраста, как это подобало знатным и высокоуважаемым людям того времени. В этом она преуспела и превзошла своих сверстников.
   Первым ее мужем был верующий молодой человек по имени Хунайс, с которым они жили  в согласии, любви и гармонии, но в борьбе за новую веру ее муж был тяжело ранен и вскоре умер в расцвете лет, не оставив после себя потомства.
   Не достигнув и восемнадцати лет, Хафса  стала вдовой.
Чтобы утешить свою дочь, ее отец Умар стал подыскивать ей мужа. Вначале он предложил своему другу-вдовцу жениться на Хафсе, но тот отказался, оплакивая смерть жены, дочери Мухаммеда.
   Такое же предложение было сделано Абу Бакру, отцу Аиши, но и тот ответил отказом.
   Тогда Умар рассказал о своих проблемах Мухаммеду, и тот решил стать мужем печальной вдовы Хафсы. Так она стала четвертой женой Пророка.
   В мусульманских хрониках написано, что «Медина благословляла пророка, предложившего руку и сердце Хафсе из почтения к её отцу и жалости к ней», хотя вряд ли именно сострадание к некрасивой девушке с трудным характером побудило Пророка к этому браку.
Историки правы, отмечая, что все его женитьбы были совершены в честь веры, так как все жёны Мухаммеда были дочерьми или племянницами его сподвижников. Такое родство служило объединению вокруг исламской общины крупных арабских племён.
   Хотя Хафса была  сильной и образованной личностью, вела множество дискуссий и споров, она, не отличавшаяся  особой красотой, была ревнива.
В некоторых преданиях сообщается, что однажды Пророк  имел близость со своей наложницей Марией в доме и на ложе Хафсы, которая узнала об этом и сказала ему: «О Пророк Аллаха! Ты сделал в отношении меня такое, что не делал в отношении ни одной из твоих жен. Да еще в мой день, в моем доме и на моем ложе». Любая женщина на ее месте была бы в гневе, если бы  застала своего мужа у себя в постели с другой женщиной.
   В ответ на это он пообещал более не приближаться к  наложнице ( хотя Мария родила от него сына) и попросил  Хафсу, чтобы она никому об этом не говорила. Однако она не удержалась и рассказала обо всем Аише, с которой дружила, так как они были примерно одного возраста.
   Узнав об этом, Мухаммед хотел с ней развестись, но друзья упросили его не делать этого, так как  Хафса- хорошая жена, строго соблюдает посты и долго выстаивает намазы, к тому же отношения с ее отцом, сподвижником Умаром, могут пострадать.
   И действительно, Хафса часто раздавала милостыню бедным и нищим и пользовалась авторитетом и почтением среди мусульман. Кстати, после смерти Пророка именно ее дом был выбран для хранения священного Корана,  свитков и записей божественного откровения, которые она бережно хранила.
   Пятой женой Мухаммеда стала Зайнаб бинт Хумайза, на которой он женился через некоторое время после женитьбы на Хафсе. Она была дочерью Хумайза  бин Абдуллаха, между соплемениками которого и мусульманами произошел разрыв. Поэтому эта женитьба имело важное политическое значение в деле укрепления дружбы между мусульманами и племенем Амрa бин Сасаа, откуда происходил отец Зайнаб.
   Зайнаб было в то время тридцать лет, она также была вдовой, муж которой Абдуллах погиб в сражении.
   Считается, что Мухаммед и в этом случае проявил благородство, решив взять ее в жены  для того, чтобы спасти ее от нищеты и унижений.
   Зайнаб была очень великодушной и щедрой, поэтому мусульмане прозвали ее «Уммуль-масакин» , что обозначает "мать бедных". К сожалению, этот брак был недолгим, новая жена умерла через несколько месяцев после свадьбы. Зейнаб была второй из двух жен Мухаммада, умерших при его жизни. Первой, как мы помним, была Хадиджа.
Умерла она в возрасте 60 лет, на ее похороны пришло много сподвижников.
Шестой женой Пророка стала Умм Салама бинт Абу Умая.
Настоящее ее имя Хинд бинт Сухейль , а Умм Салама- это прозвище, обозначающее "вдова арабов", под которым она и вошла в историю.
   Умм Салама, не отличавшаяся красотой,  также была 29- летней вдовой с четырьмя детьми.
   Отец Умм Салама был одним из знатных и высокопоставленных людей и  редким по своей щедрости человеком среди арабов. За это его даже назвали «кормящий караван».
   Ее муж  входил в число первых десяти мусульман. Умм Салама приняла ислам вместе со своим мужем сразу же, как только Пророк начал  призывать к вере, став одной из первых женщин мусульманок.
   Подверженные гонениям противников ислама, они, как и другие преследуемые мусульмане, также были вынуждены бежать в Эфиопию, где им пришлось долго жить, а затем снова вернулись в Мекку, однако на родине они вновь стали подвергаться гонениям и издевательствам, поэтому и отсюда они вынуждены были бежать в Медину.
   Умм Салама очень любила своего мужа и считала его самым достойным человеком, поэтому она последовала за ним в Медину, хотя ее родственники остались в Мекке и просили ее остаться вместе с ними. Однако и во время этого переселения они с мужем претерпели ряд несчастий.
   Из воспоминаний самой Умм Саламы известно, что ее соплеменники пропустили в Медину ее мужа , а ее, сидящую вместе с сыном на верблюде,  не хотели пропускать. Они стали перетаскивать ребенка каждый в свою сторону, пока не вывихнули ему руку. В конечном счете они вырвали ребенка из ее рук и увезли с собой.
   Муж  Умм Салама переехал в Медину, а она осталась в Мекке, оказавшись  в разлуке и с сыном, и с мужем.      
   Так продолжалось целый год, она проливала слезы по своему сыну, пока над ней не сжалились и не вернули ребенка, разрешив поехать к мужу.
  Она снова снарядила  верблюда и вместе  с сыном отправилась к мужу в Медину. Ее никто не сопровождал, рядом не было ни одной живой души, но она, полная мужества, не побоялась пересечь пустыню.
   Путешествие закончилось благополучно, они снова воссоединились с мужем, но их совместная  счастливая жизнь продолжалась недолго: вскоре в битве у горы Ухуд он был ранен и умер.
   После смерти любимого мужа Умм Салама осталась одна с четырьмя детьми и без средств к существованию.
    Все мусульмане Медины сочувствовали ей, искренне сопереживая ее горю. Вот тогда –то ее и прозвали «вдовой арабов».
   Чтобы помочь ей в ее безвыходном положении, к ней стали свататься разные мужчины. Среди них были и отец Аиши, третьей жены Мухаммеда, и отец Хафсы- четвертой жены. Это длилось до тех пор, пока к вдове не посватался сам Пророк Мухаммед.
   Поначалу  она ответила отказом на его предложение, объясняя это тем, что она обременена заботой о детях и  что она ревнива, но пророк смог ее переубедить, и она согласилась.
   Умм Салама стала жить в доме Мухаммеда. Она обладала правильным и смелым для женщин того времени взглядом на вещи и даже могла спорить с самим Пророком, подсказывая ему, как лучше поступить.
   Известно, что однажды Умар, отец Хафсы, решил поговорить с ней об этом, на что Умм Салама ответила: "Я удивляюсь, глядя на тебя, о Умар Ибн аль-Хаттаб! Ты повсюду вмешиваешься. Дело дошло даже до того, что норовишь встать между посланником и его женами!» И этими словами она поставила сподвижника Мухаммеда на место.
   Она также оставила более трехсот записей о жизни Пророка.
   Умерла она, когда ей было 84 года. Большинство версий сходятся в одном: из всех жен Мухаммеда Умм Салама скончалась последней.
Продолжение следует