Гл. 2. Эпоха пророков

Михаил Самуилович Качан
Глава 2. Эпоха пророков

Моисей

Одного мальчика чудом удалось спасти, – его нашла в корзинке в зарослях тростника дочь фараона. Она сжалилась над ним и отдала ребенка кормилице-израильтянке, которая оказалась его собственной матерью.

“И вырос младенец, и она привела его к дочери фараона, и он был у нее вместо сына”.

По преданию, также вошедшему в Ветхий завет, порабощенные евреи сумели покинуть Египет. В Библии это называется "Исходом" евреев из Египта, где они жили около 400 лет. Оттуда их вывел Моисей, весьма почитаемый тремя упомянутыми религиями. Евреи его почитают как пророка, законодателя, основателя иудаизма и вождя, сплотившего 12 колен евреев воедино, сумевшего вывести рабов из Египта.

"библейские чудеса" Моисея

Однажды, выпасая скот возле Хорива, "горы Божьей", Моисей увидел куст, объятый пламенем: ветви, листья и ствол горели, но не сгорали. Сейчас мы знаем, что такой кустарник существует, он и в наши дни встречается на Синайском полуострове и называется диптам, или куст Моисея. Это своеобразное растение выделяет летучее эфирное масло, которое легко воспламеняется на солнце. Экземпляр этого куста привезли даже в Польшу и посадили в горно-степном заповеднике в Скоротицах. В 1960 году газеты сообщили, что, к удивлению местных жителей, куст Моисея в жаркий день загорелся голубовато-красным огнем.

Но для Моисея это закончилось разговором с богом и божьим указанием на его предназначение – вывести евреев из Египта и привести их в землю ханаанскую.

казни египетские

Моисей именем Бога потребовал от фараона отпустить его народ, но фараон не хотел отпускать евреев из своей страны. Тогда Моисей предупредил, что Бог накажет Египет. Фараон не поверил и не послушался, и на Египет обрушились бедствия, известные как 10 казней египетских.

Сначала бог повелел Моисею ударить жезлом по воде Нила. Вода в реке стала красной, как кровь, отвратительного запаха, вся рыба в ней погибла. Поскольку фараон не поверил, что это наказание исходит от бога, Моисей последовательно совершает еще 9 чудес - казней египетских.

Вторая казнь – землю заполнили полчища лягушек: "И воскишела река жабами и вся персть земная исполнилась мошками".

Третья – тучи мошек напали на египтян, облепили их, лезли в глаза, нос, уши".

Четвертая – нашествие песьих мух, тучи которых покрыли людей и наполнили дома египтян. Они отличались неотвязчивостью и лютостью.

Пятая – разразилась эпидемия моровой язвы, и у египтян погиб весь скот.

Шестая – тела египтян и животных покрылись страшными язвами и нарывами.

Седьмая – гром, молнии и огненный град побил в земле египетской все, что было в поле, от человека до скота, и всю траву полевую, и все деревья в поле поломал. А в каждой градине горело пламя.

Восьмая – полчища саранчи, сожрали всю зелень вплоть до последней травинки на земле египетской.

Девятая – известна как "тьма египетская: Темнота, павшая на Египет была необычной, она была густая и плотная, так что ее можно было даже потрогать; а свечи и факелы не могли рассеять темноту.

И, наконец, десятая казнь была самой страшной: в полночь бог поразил всех мальчиков-первенцев в земле Египетской, от первенца фараона до первенца узника, находившегося в темнице. И было даже поражено "все первородное из скота".

После того, как в Египте за одну ночь умерли все первенцы (за исключением еврейских), фараон сдался и разрешил евреям покинуть Египет.

Эти 10 казней символизировали могущество бога Израиля. А сама повесть об исходе евреев из Египта – являла освободительную (спасительную) миссию бога.

Начался Исход. Библия утверждает, что Египет покинуло 600 тыс. евреев.

"библейские чудеса" продолжаются

Море расступилось. Моисей повел евреев через пустыню Синайского полуострова на юго-восток в сторону Аккабского пролива Красного моря, а армия фараона погналась за ними. Достигнув пролива, беглецы увидели широкое, более 20 км шириной, и, казалось бы, неодолимое водное препятствие. Библия рассказывает, что после заклинания Моисея подул сильный восточный ветер, и море расступилось. Все евреи благополучно прошли посуху на аравийский берег. Когда же армия фараона пошла между двумя водными валами, они пришли в движение, и вся армия утонула.

Современные исследователи обнаружили между двумя берегами Аккабского пролива естественное поднятие шириной в два километра. Сейчас там глубины достигают 20-40 метров, дно ровное, а уклоны небольшие. Возможно, в те годы глубина была еще меньше. Так или иначе, евреи оказались в нужном месте и в нужное время, потому что восточный ветер сделал свое дело, пропустив 300 тыс. евреев со всеми их стадами, и погубив армию фараона.

Вода стала пригодной для питья. Придя через три дня в Мерру, люди обнаружили, что питьевая вода в этом месте горькая. Моисей «возопил» к Богу, и тот указал ему дерево, ветви которого, если опустить их в воду, сделают ее пригодной для питья.

Манна небесная. В середине второго месяца исхода израильский народ оказался в пустыне Син, между Синаем и Елимом. Пищи не осталось, и люди стали роптать. Моисей пообещал, что к утру следующего дня пища будет. И действительно, “вечером налетели перепела и покрыли стан, а поутру лежала роса около стана; роса поднялась, и вот, на поверхности пустыни оказалось нечто круповидное, мелкое, как иней на земле, и имело вкус хлеба с медом". Так что Бог спас евреев от голода, послав им манну небесную. Название манна этот хлеб получил потому, что когда евреи увидели его в первый раз, то спрашивали друг друга: ман-гу (что это?), Моисей ответил: "это хлеб, который Господь дал вам в пищу". Евреи и прозвали этот хлеб манною.

Манна покрывала утром землю вокруг еврейского стана во все время их сорокалетнего путешествия каждый день, кроме субботы, во что слабо верится.

Из скалы хлынула вода. Следующей остановкой был Рефидим. Здесь также не было воды. Моисей, вдохновленный Богом, собрал старейшин, привел их к горе Хорив и ударил жезлом в скалу. Из нее обильно хлынула вода.

Сражение с амаликитянами. Возле горы Хорив на евреев напали воинственные амаликитяне. Библия считает их потомками Исава, который был сыном Исаака и братом Якова (Израиля). Моисей послал против них Иисуса Навина с воинами, а сам поднялся на гору Хорив, чтобы оттуда наблюдать за сражением вместе с Аароном, своим старшим братом, и Ором, своим зятем, и воздел руки в молитве. И стали одолевать израильтяне. Но как только от усталости руки Моисея опустились, стали одолевать амаликитяне. Тогда Аарон и Ор встали с двух сторон от него и держали руки его вверху до захода солнца, - к этому времени израильтяне победили.

судьи

В пути Моисей принимал людей для решения спорных вопросов и вершил суд. Такой работы было очень много, и ему было все труднее справляться одному. Тогда Моисей выбрал честных, способных людей из своего рода и поставил их судьями над каждым десятком, каждой сотней и каждой тысячей. Они докладывали Моисею только о самых важных делах, а мелкие – решали сами.

скрижали Завета –  День искупления – “Йом-Кипур”

В аравийской земле, недалеко от места перехода через пролив Красного моря, у подножия горы Синай евреи надолго остановились. Это было на третий месяц после исхода.

Здесь на горе Синай Моисей получил от бога каменные скрижали Завета с десятью заповедями – "...наставление и заповедь, которые Я написал". Они были высечены на каменных плитах с обеих сторон. Евреи всегда считали и считают до сих пор, что это "письмена Божьи".

Но когда Моисей спустился с горы, где он провел 40 дней и сорок ночей, он увидел, что евреи поклоняются не богу, а «тельцу». Тогда Моисей разбил скрижали.

Но вскоре по Божьему велению он высек из камня новые и поднялся с ними на гору второй раз. На этих скрижалях Бог во второй раз написал те же десять заповедей.

Скрижали Завета именуются также "скрижалями свидетельства", так как они свидетельствуют о Завете, заключенном Богом с народом Израиля.

Передача богом скрижалей Завета еврейскому народу считается очень важным моментом в его истории: с этого момента заключен союз между Богом и еврейским народом.

Это событие произошло 10 тишрея по еврейскому календарю, завершая "Десять дней покаяния". день поста, покаяния и отпущения грехов. С тех пор этот день получил название День Искупления, или "Судный день" – Йом Кипур — наиболее священный еврейский праздник.

Скрижали Завета хранились в Ковчеге Завета, который находился в Скинии – походном храме евреев.

Ковчег Завета был впоследствии установлен царем Соломоном в построенном им Иерусалимском храме.

Разбитые скрижали также хранились в Ковчеге, и евреи носили их с собой, идя на войну.

Впоследствии Царь Иосия (Иошияху), предвидя разрушение Храма, спрятал Ковчег со скрижалями, чтобы предотвратить их осквернение руками врагов. Их пока еще не нашли, но ищут.

десять заповедей

1. «Я — Господь Бог твой... Да не будет у тебя других богов...»
2. «Не сотвори себе кумира...»
3. «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно...»
4. «Помни день субботний, чтобы святить его».
5. «Почитай отца твоего и мать твою...»
6. «Не убивай».
7. «Не прелюбодействуй».
8. «Не кради».
9. «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего».
10. «Не желай дома ближнего твоего, не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ... ни всякого скота его — ничего, что есть у ближнего твоего».

Кроме десяти заповедей, в договор вошли другие правила и постановления. Все это вместе составило «закон Моисея», или просто "Закон".

блуждание по пустыне и рабская психология

Моисей повел народ Израиля в землю ханаанскую, которую евреи называли землей Обетованной. Но Моисей не сразу привел туда евреев.

Когда израильтяне впервые приблизились к реке Иордан, а подошли они к ней с востока, Моисей выслал вперед двенадцать разведчиков. По возвращении те доложили: земля очень богата и плодородна, в ней «подлинно течет молоко и мед», а виноградная кисть, которую они сорвали, была так велика, что пришлось нести вдвоем. Однако там живут очень сильные люди, против которых воевать опасно.

Вот ведь, как! В самый решающий момент на евреев напал страх, и они стали роптать. И тогда, как говорит Тора, бог рассердился на них и захотел истребить весь народ. Он предложил Моисею произвести от него другой "народ, многочисленнее и сильнее" теперешнего. Однако Моисей не принял столь заманчивого предложения и заступился за народ Израиля: "Если Ты истребишь народ сей, как одного человека, то народы, которые слышали славу Твою, скажут:
– Господь не мог ввести народ сей в землю, которую Он с клятвою обещал ему, а потому и погубил его в пустыне".

Оказывается, богу можно было возражать. Довод подействовал: Бог не истребил народ Израиля, но в наказание за неверие и непослушание осудил его сорок лет скитаться в пустыне, пока не умрут все роптавшие на Господа.

Сегодня мы этот эпизод трактуем несколько иначе: Моисей 40 лет водил евреев по пустыне для того, чтобы выросло новое поколение, не знавшее рабства, лишенное рабского мышления. Наверное, и в России должно пройти лет-сорок-пятьдесят с момента свержения власти коммунистов. Надо вытравить из сознания людей рабскую психологию, тогда можно что-то путное построить.

гнев бога и расцветший жезл (посох) Аарона

Аарон, старший брат Моисея, всегда выступал и перед фараоном, и перед народом вместо Моисея, так как Моисей был, по-видимому,  косноязычен. А став первосвященником, он нередко подвергался упрекам и оскорблениям со стороны легко возмущавшихся евреев как своего колена левитов, которым было поручено проводить все религиозные обряды, так и других колен. Однажды они даже начали оспаривать у него право первосвященства. Библия утверждает, что последствием возмущения было то, что богу пришлось заступиться за Аарона: зачинщики мятежа "были поглощены землею, а 250 их сообщников были сожжены огнем небесным".

Это грозное наказание Божие не образумило возмутившихся, и на другой день народ снова возроптал на Моисея и Аарона. Тогда бог совсем разгневался, и он начал умертвлять людей: погибло 14 700 человек. Чтобы спасти остальных, Аарон, по приказанию Моисея, взял кадильницу, положил в нее курение, зажег от жертвенника и встал между мертвыми и живыми, – бог опомнился, и больше никого не умертвил. Что это было за божье наказание, мы пока не знаем, но число погибших впечатляет.

Затем первосвященство Аарона было подтверждено еще одним чудом: Моисей взял от руководителей каждого из колен по жезлу и положил их на ночь в скинию. На каждом жезле была надпись с именем родоначальника колена. Утром жезл колена левитов, с именем Аарона, расцвел, пустил почки, дал цвет и даже принес миндаль. Этот расцветший жезл хранился долгое время в Ковчеге Завета, как доказательство того, что священство на веки утверждено Богом за Аароном и его сыновьями. А колено левитов стало священнослужителями. Оно считается 13-м коленом Израиля.

странствия по пустыне продолжаются

Во время последующих странствий ропот усилился, (странствовать по пустыне 40 лет, – это не шутка) и Бог наслал на евреев ядовитых змей. Но одновременно Он приказал Моисею превратить свой жезл в медного змея и поставить его перед народом. На тех, кто с верой смотрел на змея, яд не действовал.

Долго еще скитался по пустыне народ Израиля. С наступлением сорокового года странствования по пустыне евреи снова оказались в безводном месте и возроптали. Бог сказал Моисею: «Возьми жезл и собери общество, ты и Аарон, брат твой, и скажите скале, и она даст из себя воду, и напоишь общество и скот его» (Чис 20:8). Однако братья Моисей и Аарон усомнились в действенности слов. Все же Моисей, как делал прежде, ударил жезлом по скале, и оттуда потекла вода. Поскольку братья усомнились в слове божием, бог в наказание определил братьям умереть прежде, чем евреи войдут в землю обетованную. Вскоре после этого Аарон поднялся на гору Ор и умер там.

А Моисей, наконец, решил повести народ Израиля в Ханаан. Дорога в Ханаан вела на север через страну Эдом.

Эдом

Южнее Мертвого моря располагалось семитское государство Эдом (Идумея). Книга «Бытие» рассказывает об истории его возникновения. У Исаака, сына Авраама были сыновья Исав, старший и Яков-Израиль. Исав уступил Израилю право первородства, тем самым, отказавшись и от особых Божьих благословений, "обменяв этот бесценный дар Божий на миску чечевичной похлебки". Эта красная чечевичная похлебка дала не только название стране Эдом, но и на долгие века разделила два народа: потомков Израиля, т. е. еврейский народ, и потомков Исава, т. е. народ эдомский, или идумейский.

Пока евреи были в Египте, у идумеев возникло государство, и в книге «Бытие» приводится список царей и старейшин Эдома.

Уже с первых дней своего существования Эдом был весьма воинственным и агрессивным государством. Его воины совершали набеги, сея в округе смерть и страх, а затем с награбленным возвращались в свое неприступное гнездо — город Петру (Селу), расположенный в высоких неприступных горах.

Идумеи не пропустили народ Израиля в Ханаан, и евреям пришлось обойти Эдом и Ханаан с востока. Теперь еще две страны лежали на их пути: Моав и Аммон.

заиорданские государства Моав и Аммон

Земля к востоку от Иордана и Мертвого моря тоже не была пуста. Там располагались два семитских государства – Моав и Аммон. Они были весьма воинственны и сами пытались захватить Ханаан еще до прихода народа Израиля.

Евреи считали их потомками племянника Авраама Лота. Книга Бытие рассказывает нам о происхождении этих государств. При разрушении хананеянских городов Содом и Гоморра из жителей спасся только племянник Авраама Лот со своими двумя дочерьми. Девушки, решив, что людей на земле больше не осталось, напоили своего отца вином.

"И сделались обе дочери Лотовы беременными от отца своего. И родила старшая дочь сына, и нарекла ему имя: Моав, он отец моавитян доныне. И младшая также родила сына и нарекла ему имя: Бен-Амми. Он отец аммонитян доныне»

Обойдя Эдом, народ Израиля достиг тех мест, где жили моавитяне и аммонитяне. Моисей успешно завершил войну с моавитянами, и, покорив их, остановился на их территории в Заиорданьи.

Однако евреи стали "смешиваться" с моавитянками и поклоняться их богам. Моисей был весьма жесток с отступниками: он велел судьям убить всех, уличенных в связи с моавитянами. Вот какие были жестокие времена.

народ Израиля готовится к захвату Ханаана

Приблизившись вплотную к Ханаану, Моисей велел провести перепись евреев. Были исчислены все потомки первых двенадцати колен Израилевых, – их оказалось свыше 600 тысяч человек. С такими силами можно было подумать и о войне с хананеянами. Каждое племя должно было получить в земле обетованной территорию для расселения, соответствующую его численности.

Земля обетованная была занята родственными семитскими народами – хананеянами. На юге хананеяне были покорены пришельцами (народами моря) – филистимлянами, по имени которых мы теперь называем эту землю Палестиной. На севере главенствовали хананеяне, которых греки позднее назвали финикийцами (торговцами). Разумеется, ни те, ни другие, ни третьи не горели желанием освободить свои города и отдать их народу Израиля.

Пока что евреи находились восточнее Иордана и Мертвого моря, земля эта, по выражению Феликса Кривина, была "суха и камениста", и евреи явно проявляли намерения поселиться на плодородных землях Ханаана, считая их своими, поскольку бог отдал им эту землю в вечное пользование. Вскоре они начали совершать набеги на близлежащие ханаанские города. Руководил этими набегами помощник Моисея Иисус Навин.

последние наставления Моисея

Моисею исполнилось сто двадцать лет; дело его жизни было закончено. Помня о своей провинности, Моисей попросил Бога поставить, вместо него, нового вождя для евреев. Вождем — преемником Моисея — стал Иисус Навин. Предполагают, что именно здесь в Моаве Моисей завершил свою пятую книгу Торы, которая теперь называется «Второзаконие». В ней он повторил ранее сказанное и дал последние наставления.

Благословив каждое из колен Израилевых, он “взошел на гору Фасги и приложился к народу своему”; место его погребения неизвестно. Память о нем хранится иудеями, христианами и мусульманами до сего дня.

Иисус Навин

Набеги на ханаанские города, которые были разобщены, привели к тому результату, которого евреи и добивались: под руководством легендарного полководца Иисуса Навина евреи за 7 лет отвоевали территории западнее реки Иордан. Там стали жить колена Рахили (Рахиль - жена Якова-Израиля, а коленами Рахили называют колена их сына Вениамина и внуков (сыновей Иосифа): Ефрема и Манассии).

Иерихон

Под руководством Иисуса Навина евреи осадили город Иерихон, который стоял у них на пути. Бог, по-прежнему, руководил действиями евреев. Вот как рассказывается об указаниях, полученных от бога перед взятием Иерихона:

– Бог сказал Иисусу: Я предаю в твои руки город, царя его и всех сильных людей. Шесть дней обходите Иерихон со всеми способными воевать, один раз в день обходите его, и семь священников пусть несут семь труб перед ковчегом. В седьмой же день обойдите вокруг города семь раз, и священники пусть трубят трубами. Когда затрубит юбилейный рог, когда услышите звук трубы, тогда весь народ пусть воскликнет громким голосом, и стена города обрушится до своего основания, и весь народ войдет в город, устремившись каждый со своей стороны.

Евреи послушались бога, осаждали Иерихон шесть дней, и неизвестно, сколько бы еще продлилось стояние под стенами этой крепости, если бы не чудо:
"...В седьмой день встали рано, при появлении зари, и обошли вокруг города семь раз. Когда священники трубили трубами, Иисус сказал народу: воскликните, ибо Господь предал (отдал) вам город! Когда народ услышал голос трубы, воскликнул народ громким голосом, и обрушилась стена города до своего основания, и весь народ вошел в город, каждый со своей стороны, и взяли Иерихон". С тех пор мир знает выражение – “иерихонские трубы”.