Гл. 1. Эпоха патриархов

Михаил Самуилович Качан
Глава 1. Эпоха патриархов

народ книги

В междуречье Тигра и Евфрата и далее на запад до побережья Средиземного моря, а также на Аравийском полуострове жили народы, которых относят к семитам.

По Библии - это потомки Сима, сына Ноя, спасшегося в ковчеге во время всемирного потопа. Но из семитов только один народ, тот, который называл себя потомком Авраама, пришедшего в Палестину (Ханаан) из междуречья Тигра и Евфрата, и детьми его внука Иакова (Израиля) отличился тем, что создал письменное предание о себе - книгу, которая впоследствии вошла в Библию. Кроме того, в отличие от всех других современных им народов, они создали монотеистическую религию - единобожие. У всех народов было много богов, а у евреев только один. Они называли его Яхве (Иегова), приносили ему дары и воздавали жертвы. Теперь эта книга, называемая Торой, или Ветхим заветом, вошла не только в Иудейскую, но и в христианскую, и в мусульманскую религии.

Мусульмане-арабы, тоже считают Авраама своим предком, и по Ветхому завету они ведут свое происхождение от его другого сына, Измаила. Когда им это выгодно, они называют евреев своими двоюродными братьями.

амореи захватили Междуречье

Междуречье Тигра и Евфрата (Месопотамия) было местом возникновения великих империй древности. Самая известная из них и древнейшая была создана в Шумере около 2300 г. до н.э. царем семитского народа Саргоном Аккадским.

Через 300 лет, около 2000 г. до н.э. с Аравийского полуострова в Междуречье и на западные берега Средиземного моря пришла группа довольно диких племен, которые известны как амореи (амореи - это библейское название этих племен, жители Междуречья называли их амурру, т.е. пришедшими с запада).

Они положили конец шумерской культуре в Междуречье, а на западе, вблизи Средиземного моря, захватили и разграбили города на территории современных государств - Сирии, Ливана, Иордании и Израиля.

Амореи были, как и более ранние жители, семитами и говорили на языке, который был древней формой древнееврейского языка. На таком же (или близком) языке разговаривали и те, кого они покорили. Именно их, этих завоевателей (возможно, уже смешавшихся с жившими там ранее народами), библия называет хананеянами (хананеями), а землю, где они поселились вблизи Средиземного моря – землёй ханаанской. Возможно, хананеяне и сами себя так называли в те времена.

Вскоре захваченные города начали оживать под властью амореев - хананеян.

семья Авраама пришла из Месопотамии

Прародитель евреев Авраам, тоже был из амореев. Согласно книге «Бытие», Авраам – первый еврей и родоначальник всего еврейского народа, как, впрочем, и арабского. Он по преданию потомок некоего Евера (Эвера), правнука Сима (Шема), первого сына Ноя. Именно того Ноя, который по преданию спасся в ковчеге во время великого потопа.

Авраам родился в шумерском (халдейском) городе Ур. Потом он бродил по многим землям с отцом, своей женой Сарой и племянником Лотом. Когда они жили в верхнем Междуречье (г. Харран), его отец умер, и Авраам с остальными членами своей семьи, слугами и стадами  переселился на землю ханаанскую.

Земля эта понравилась Аврааму. Поэтому Авраам, «поговорив с богом», заключил с ним завет (т.е. договор или союз), имевший силу закона. По этому договору бог даровал евреям, потомкам Авраама, землю Ханаанскую в обмен на поклонение ему.

В Книге «Бытия» (главы 12-15) записана эта история. В ней упоминаются несколько ханаанских городов, которые существовали в то время: Сихем, Вефиль, Салем (впоследствии Иерусалим), Хеврон и Беер-Шева. Так что, земля эта была занята, и ее надо было еще завоевать. Но то, что она была заселена другими людьми, значения для Авраама и его потомков не имело, раз так распорядился бог. 

А все описываемые события эти происходили между 1800 и 1600 гг. до н.э.

О народах и обещаниях бога

Бог пообещал Аврааму не только землю. Жена Авраама Сарра была бесплодна, а возраст ее был уже почтенный, да и Аврааму было уже 75 лет. А бог, тем не менее, пообещал произвести от Авраама великий народ. И не только сдержал слово, но даже перевыполнил план, поскольку от Авраама произошло два народа – еврейский и арабский. Кроме того, от племянника Лота произошли моавитяне, а от Исава – амаликитяне. (идумеи).

Авраам и его потомство

Авраам был первым из трёх библейских патриархов эпохи после Потопа. Придя со своей семьей в землю ханаанскую, Авраам жил вначале в Хевроне. Потом, когда в земле Ханаанской случился недород, он ненадолго переселился в Египет. А когда вернулся, стал жить в Беер Шеве.

Бог сдержал слово. Сначала Сарра, продолжая оставаться бездетной, отдала в жены Аврааму свою рабыню Агарь, и та родила сына Измаила. А вскоре и Сарра забеременела и родила сына Исаака (это имя означает «улыбка бога») Исаак и стал вторым патриархом.
Своего сына Измаила Авраам вместе с Агарью отправил в пустыню. Он вырос, и у него было 12 сыновей от жены египтянки. Кочевые племена, произошедшие от Измаила называли себя арабами. Так что, Измаил – родоначальник многочисленного племени, арабов.

У Исаака было от жены Ревекки два сына-близнеца – Исав и Яков. Исав родился первым, и именно он должен был наследовать Исааку. Но Яков соображал лучше и быстрее Исава, и однажды, когда Исав усталый вернулся с охоты, Яков выменял у него право первородства за чечевичную похлебку. А потом ему помогла получить благословение у отца мать его Ревекка. Исаак был в ярости и чуть не убил за это Якова. Пришлось ему бежать в Харран к своему дяде (брату матери) Лавану.

В народном сознании сыновей Якова (Израиля) сложилось представление об Исаве как об олицетворении греховности и зла. Его считают прародителем исторических врагов и угнетателей еврейского народа. Исав предстает носителем «всех ненавистных Господу грехов».

Например, на его руках воспитывался Амалек, приходившийся ему внуком. Он стал родоначальником амалекитян, злейших врагов Израиля, и ему Исав наказал отомстить потомкам Якова за нанесенную ему обиду.

Амалекитяне

Амалекитяне (их называли Аму и Омая) – потомки внука Исава – Амалека, кочевой народ семитского происхождения на юге Ханаана между Эдомом и Египтом, а также восточнее — между Мертвым морем и горной страной Сеиром (Эдомом).
На протяжении веков, согласно Пятикнижию, амалекитяне воспринимаются евреями качестве своих извечных врагов.
"Слово "амалек" стало именем нарицательным, служившим для обозначения злейших врагов еврейского народа. Амалекитяне были первыми врагами, с которыми Израиль столкнулся после перехода через Красное море. . . Книга Исход сообщает, что Иехошуа бин Нун сражался против амалекитян, вдохновляемый Моисеем, и победил их, хотя амалекитяне и не были уничтожены полностью" (Еврейская электронная энциклопедия).
Первое жестокое сражение между ними произошло в Рифидиме. Израильтяне покидали Египет, а амалекитяне, покинув из-за стихийного бедствия свои земли, направлялись на Синайский полуостров.  Победитель в этом сражении так и не был выявлен.
Впоследствии амалекитянские цари правили Нижним Египтом и взимали дань с Верхнего Египта, ханаанских городов и Сирии. Их столицей был большой укрепленный город Эль-Ариш.
Этот народ был весьма могущественным в период между исходом израильтян из Египта и правлением царя Саула (ок. 1020 до н.э.). В Библии о них говорится как о «первом из народов» этой эпохи.
Длившийся «из рода в род» в эпоху Судей конфликт закончился тем, что израильтяне сокрушили могущество амалекитян. Саул с армией, насчитывавшей более 200 тыс. человек (не считая египетских союзников), после длительной осады захватил и разграбил крепость амалекитян, а затем создал свое царство, простиравшееся от Хавилаха в Сирии до Эль-Ариша. Уцелевшие амалекитяне стали кочевниками и промышляли разбоем".
Согласно представлению иудаизма, потомство Амалека существует, пока существует потомство Израиля. Всевышний позволяет существовать потомству Амалека для того, чтобы Израиль не сошёл с верного пути. Как только Израиль меняет свой верный путь, то есть грешит, то сразу усиливается потомство Амалека, то есть потомки Амалека властвуют, терроризируя Израиль. Потомство Амалека ослабевает только тогда, когда Израиль возвращается на праведный путь.
Утверждается, что Аман, первый министр персидского царя Ксеркса, казненный им за попытку уничтожения евреев в Персии, был потомком Амалека. В честь этого празднуют праздник Пурим и читают Книгу Эсфири, которая, рискуя жизнью, сумела рассказать Ксерксу о замыслах Амана.
Всё же не могу не сожалеть о поиске некоторыми последователями ортодоксального иудаизма народа, который без всяких оснований посчитали потомками амалекитян. На этот народ перенесли ненависть к амалекитянам и стремление унизить их любыми способами. Такие пережитки прошлого несовместимы с ценностями современной цивилизации.

бранное имя “Эдом”

А вот еще один пример. Ненавистный евреям царь Ирод (о нем речь впереди) был эдомитянином.
В Талмуде «злодейская» Римская империя почти всегда именовалась Эдомом, а ее правители Тит и Адриан, разрушившие Иудею, символически трактуются как его наследники. Мудрецы Иудеи видели определенное сходство между образом Эсава в Торе и национальным характером Рима – его культом грубой силы, презрения к человеку и его духовному миру, хотя и при соблюдении чисто внешних приличий – уважении религии, науки и искусства.
 
алфавитное письмо

На самом деле, в Ханаане было больше семитских городов-государств, чем упоминает Ветхий завет. Большинство из них враждовало друг с другом.

Наиболее развитыми были ханаанские города на побережье Средиземного моря, их жители были мореплавателями и торговцами. Занимая промежуточное географическое положение между Месопотамией и Египтом, они торговали, как с Египтом на юге, так и с государствами Междуречья на северо-востоке. Жители всех этих городов-государств говорили на различных диалектах древнееврейского языка.

К тому времени сложились две системы письменности – клинопись на глиняных дощечках в Междуречье и иероглифы в Египте. Обе системы письма были сложны и запутаны. Но вот около 1400 года до н.э. именно в Ханаане возникло алфавитное письмо, сыгравшее большую роль в развитии цивилизации.

По некоторым источникам, которых я, правда, не нашел, Авраам занимался науками, в частности астрономией и химией. Но и иногда именно ему приписывают изобретение алфавитного письма, что я считаю маловероятным. Тем более, что он жил на несколько сот лет раньше. Но Авраам мог знать и пользоваться как шумерской клинописью, так и египетским иероглифическим письмом.

Израиль и народ Израиля

Третьим патриархом считают внука Авраама (сына Исаака) Якова, впоследствии принявшего имя Израиль.
Евреи - это потомки Якова (Израиля). Они всегда говорили о себе, как о детях Израиля или о народе Израиля.

Яков у Лавана служил 14 лет пастухом. Он с самого начала влюбился в его младшую дочь Рахиль, и отработал за нее 7 лет, но в брачную ночь отнюдь не случайно, а благодаря хитрости Лавана, в его постели оказалась старшая – Лия. Яков смирился с тем, что так положено: негоже младшей дочери выходить замуж раньше старшей, и нажил с Лией 7 сыновей, дочь Дину, да еще двух сыновей с ее служанкой Зелфой. Еще один сын родился от застенчивой Валлы, служанки любимой жены Рахили. Отработав за Рахиль еще 7 лет и женившись на ней, он стал счастливым отцом еще двух сыновей. Наверное, от любимой жены он ожидал большего, но она умерла при родах второго сына – Вениамина. Это случилось уже после возвращения Якова в Ханаан.

Якову довелось не только разговаривать с богом и получить его благословение, подтверждение его прежних обещаний многочисленного потомства и земли ханаанской, которую бог дал Аврааму и Исааку. Яков даже поборолся с ним. А битва Якова с богом – это символ борьбы. Либо с самим собой. Либо ради защиты людей.
Кроме того, бог переименовал Якова в Израиля. Так потомки Якова стали народом Израиля. В г. Вефиле Израиль воздвиг жертвенник в честь бога.

Иосиф и гиксосы

У евреев есть предание, что в период засухи, продолжавшейся 7 лет подряд, и страшного голода Иосиф, один из 12 сыновей Якова-Израиля, внука Авраама, старший из двух сыновей Рахили привел всех своих родных в Египет. Он не держал зла на старших братьев, которые продали его в рабство.

Благодаря своему уму и умению толковать сны, он предсказал голодные годы и посоветовал египетскому правителю создать запасы зерна.
“И из всех стран приходили покупать хлеб у Иосифа, ибо голод усилился по всей земле”.
Приехали за зерном и его братья. Они не узнали Иосифа, а Иосиф устроил им испытание. Потом он открылся братьям, и те привезли в Египет их отца.
“И поселил Иосиф отца своего и братьев своих и дал им владение в земле египетской…”

Евреи поселились в земле Гесем, лежавшей к востоку от дельты Hила. В те времена (примерно 1730 г. до н.э.) Египет был под властью гиксосов ("чужеземных царей"), которые основали новую столицу - Аварис - в дельте Нила. Они правили в Египте 150 лет. Гиксосы тоже были семитами и говорили на языке, который, по всей вероятности, тоже был ранней формой древнееврейского языка.

Еврейский историк первого века Иосиф Флавий говорит о гиксосах как о своих предках, а в египетских текстах шестнадцатого века до нашей эры упоминаются ханаанские кочевые племена, которые осели в Египте.

Иосиф, судя по всему, занимал высокое положение у египетского правителя, – “начальника земли той”, т.е. был его наместником, что-то вроде сегодняшнего премьер-министра. История Иосифа относится примерно к 18-17 векам до н. эры. Вычисленные учеными даты находятся между 1730 и 1630 годами до н. э.

египтяне изгоняют гиксосов, а евреи попадают в рабство

Около 1580 г. до н.э. египтяне прогнали гиксосов и вскоре создали могучее Новое царство. Их цари стали называться фараонами. Потомки Якова-Израиля, жившие в дельте Нила, вероятно, попали в рабство к ним. Их использовали на строительстве общественных зданий и храмов в новой столице Египта, которую начали отстраивать египетские фараоны.

Фараон (возможно Рамсес II) усомнился в верности евреев Египту, и, чтобы сократить численность евреев, приказал топить в Ниле всех новорожденных еврейских мальчиков.