От Эллана Пасики из Австралии

Михаил Лезинский
Эллан Пасика (Австралия)
Рыцарю весёлого образа
(По поводу смерти Марка Азова)

Мы не были с ним близкими друзьями. Хотя были основания: взаимная симпатия, близки по возрасту, по мироощущению, по любви к литературе, наконец. Но так сложилось. И не только потому, что, когда мы с ним познакомились, он уже жил не в Харькове, а в Москве. Уже много позднее, когда их с Ирой дочь Маша, вышла замуж за харьковчанина и осталась в Харькове, Марк с Ирой опять зачастили в  родной город.
1978 был для нашей семьи очень тяжёлым, летом так и не удалось отдохнуть на море. Поняли это только в августе. Не знаю, как бы было дальше, если бы не одна подруга жены, увидевшая меня без рубашки с лопатой в саду:  - «Мне кажется, что если для чего и годится «твой», так это таскать байдарку. Кстати, Лариса, у меня есть для вас прекрасная компания».
Так я впервые увидел Марка Азова. К нам в дом пришёл человек за 50, явно не спортивного вида, но с изящными движениями худого тела, с чеховской бородкой. Он был слегка сутул. Но это не портило впечатления от его внешности: умных глаз, крупного «еврейского» носа и доброжелательной улыбки, переходившей в смех: он легко подхватывал шутку. Но чаще балагурил сам, всегда очень остроумно и ненавязчиво.  Я обратил внимание на его одежду - явно не из «Мосшвейпрома», хотя, как потом выяснилось, он всегда был «невыездным». Выяснилось также, что кроме палатки и байдарки, они из Москвы ничего не захватили. «Но ты не волнуйся, - успокоил он меня, - всё это мне обещал Наум, который тоже хочет поехать с нами». Я не знал, кто такой Наум, но сразу проникся к нашему гостю симпатией.
Согласитесь,  редко бывает, чтобы в попутчике ничего не раздражало… Так вот, ничего не раздражало нас не только в самом Марке, но и в его жене Ире и дочери Маше, которой было 15 лет. Она всё время подавала пример нашей легкомысленной дочурке 9-ти лет, тоже Маше, своим участием в делах и рассудительностью. Маша Азова увлекалась рисованием и собиралась стать художницей прикладного искусства. Много позднее, уже в Мельбурне, я встретил у друзей большой портрет молодой женщины, и поразился, как глубоко проник художник в суть позировавшей. «Какая прекрасная работа! - воскликнул я, - «Это рисовала Маша Азова, они ведь ближайшие подруги. Она сейчас живет в Израиле и сказала, что хорошо знает вашу семью… Стоит ли говорить, что родители боготворили своё единственное чадо.
И вот в конце первой декады августа три семьи, всего несколько дней назад узнавшие друг друга, едут в небольшом автобусе из Харькова по направлению к реке Псёл, притоку Днепра. Накануне мы с Марком договорились, что набросаем текст нашей туристской песни. Когда во время переезда в автобусе, мы обменялись своими виршами, то я понял, что мне с Марком не тягаться. Он успел сочинить очень задорную и весёлую песенку на мотив: «Тра-та-та, тра-та-та,/ Мы везём с собой кота…». Запомнился припев:
Тра-та-та, тра-та-та,
Псёл – речушка-красота,
Даже как ни странно –
Шире Иордана и поглубже Океана.
 
Насчёт Иордана не зря Марк вставил. В то время только и разговоров было насчёт эмиграции. Никто тогда из нас так и не двинулся. Меньше всего был к этому готов Марк. От того небольшого двухнедельного плавания по Пслу осталось удивительное ощущение единства сердец. Это ощущение обострилось происшествием, которое при менее благоприятных обстоятельствах, могло закончиться трагически. Где-то на девятый или десятый день нашего плавания мы остановились в чудесном месте, где река делает поворот, и поэтому кажется широкой и почти величественной. Противоположный высокий берег, весь заросший ивняком,  выглядел несколько угрюмо, зато на нашей стороне песчаный берег плавно сбегал к прозрачной воде.
Подождав, когда выглянет из-за леса солнце, и, позавтракав, мы вдвоём с нашей Машей начали купаться. Маша умела плавать, но я продолжал тренировать её. Течение реки было довольно быстрым, и она старалась, плывя против течения, преодолевать его. В какой-то момент я не обратил внимания, что оказался выше по течению за Машей. Я только решил исправить ошибку, как дочка попала в водоворот. Когда я догнал её, то мы были уже на глубине. Наверное, я правильно сделал, что не пытался её тащить, а подбадривал держаться и по косой подплывать к берегу. Так мы несколько приблизились к отмели, но было ещё глубоко, а Маша, я чувствовал, выдыхается. В тот момент, когда я решил всё же схватить её, то увидел бросившегося в воду Марка. От страха она схватила того за бороду, к тому времени отросшую уже в короленковскую. Он, однако, быстро освободился одной рукой, не отпуская другой рукой девочку. Теперь нас, взрослых было двое, и, нахлебавшуюся воды, но мы бы вытащили её на берег. Однако крик жены услыхал Наум, он у нас был «адмиралом» и, прибежав, не стал суетиться, а профессионально подтолкнул к нам байдарку. Все остальные отделались лёгким шоком, а Маша даже глотнуть воды не успела.
Такое хладнокровие в опасной ситуации у этого вовсе не сильного человека я наблюдал не раз потом уже в другом нашем походе. Видимо, недостаток силы, восполнялся интуицией и быстрой реакцией, и там, где я безнадёжно застревал, и иногда байдарку при этом переворачивало, Марк буквально выходил сухим из воды. Недаром Марк в войну был военным разведчиком, и, видимо,  не только потому, что знал немецкий язык.
Я уже упоминал, что судьбе было угодно  в самом начале 1990-х  опять нас сблизить, когда мы побывали в гостях в Австралии и решили «вытолкнуть» сюда своих взрослых детей. К этому времени Марк, казалось, уже примирился с эмиграцией, но явно предпочитал уехать в Израиль. Он, однако, не мог противиться планам детей, а я воспылал надеждой оказаться вместе в Австралии.
Оглядываясь назад, могу с уверенностью сказать: это Г-дь привёл Азовых в Израиль, где только и мог по-настоящему развиться его писательский дар. Вы скажете, - «Б-г  с тобой, человеку 70, а ты талдычишь о развитии!», но это так. Почитайте его последние рассказы, ну хотя бы самый последний! Как сочен, изящен и упруг его язык!
Марк не мог работать «в стол», а иначе в «империи зла» с его мировоззрением прозаику было невозможно творить. Потом наступила пора «выживания», и только в Израиле он оказался один на один со своим читателем, и совершенно не «исписанным». Даже только то, что написано за эти годы для «Заметок по еврейской истории» впечатляет не только по количеству. 53 публикации в собственно «Заметках»,  18 – в «еврейской старине" и 11 – в журнале «Семь искусств».
Я старался следить за его творчеством и изредка давал свои восторженные комментарии. О  последнем рассказе «Спортсмен» («Заметки», июнь 2011), в котором чувствуется, что над автором уже занесла свою секиру Судьба,  написал: «Привет, Спортсмен! Ты даже не представляешь себе, какую ты вещь написал! Поздравляю, обнимаю, целую! И зверски завидую».
В одном из некрологов на смерть Марка Азова он назван также и философом. На самом деле философом он не был, а был чистой воды литератором. А вот философские вопросы жизни и смерти, отношения человека к жизни и искусству, низости и благородству – затрагивал постоянно.
Впрочем, что это я расписался?! Это ведь не литературная рецензия, а попытка показать близкого мне человека, мягкого и деликатного, доброго и отзывчивого, смешливого балагура и весёлого рассказчика, проницательного мудреца и человека, легко поддающегося на розыгрыши. И, вместе с тем, твёрдого в своих убеждениях , смелого и решительного.  В нём было что-то от Санчо Пансо и, одновременно, от Дон Кихота, от шута и от пророков. И такого задушевного!
Мне тяжко будет смириться с тем, что его уже нет на этом белом свете.
16 июля 2011

© Copyright: Михаил Лезинский, 2011
Свидетельство о публикации №21107250913

+++                ++++                +++
 
Вечная память Марку. Удивительный, уникальный человек, целый огромный мир. Новость эта меня подкосила. Господи...Мои соболезнования, Миша. И Ирочке, пожалуйста, передайте. Держитесь, не болейте, насколько сможете. Я редко с интернетом, поэтому поздно реагирую на любые новости, простите меня за это.
Я счастлива, что судьба дала мне возможность познакомиться и даже пообщаться с Марком Азовым. Я никогда его не забуду. Хорошо, если творческие работы Марка будут по-прежнему появляться в печатных и интернет-изданиях. Многие его рассказы - вне времени.
Надя Панич Далецкая   28.08.2011 12:48   •   
+++
Надюшенька , что ты делаешь со своей страницей? Утром прочитал твои стихи , а сейчас АВТОР ЗАКРЫЛ СТРАНИЦУ!..
Да , Надечка , это великое счастье общаться с великим человеком , каким был Марк! У него вышло в последнее время несколько книг в серии НОВАЯ КЛАССИКА . Он и при жизни своей был классиком .
Мне его так сегодня не хватает ...
Михаил Лезинский   28.08.2011 18:00   
+++
Больше не буду, прости. Депрессовала чуток. А депрессивные женщины дурнее дурных ведут себя :)
Надя Панич Далецкая   07.12.2011 14:54 
+++
Вечная память Марку. Удивительный, уникальный человек, целый огромный мир. Новость эта меня подкосила. Господи...Мои соболезнования, Миша. И Ирочке, пожалуйста, передайте. Держитесь, не болейте, насколько сможете. Я редко с интернетом, поэтому поздно реагирую на любые новости, простите меня за это.
Я счастлива, что судьба дала мне возможность познакомиться и даже пообщаться с Марком Азовым. Я никогда его не забуду. Хорошо, если творческие работы Марка будут по-прежнему появляться в печатных и интернет-изданиях. Многие его рассказы - вне времени.

Надя Панич Далецкая   28.08.2011 12:48   • 
 +++
Надюшенька , что ты делаешь со своей страницей? Утром прочитал твои стихи , а сейчас АВТОР ЗАКРЫЛ СТРАНИЦУ!..
Да , Надечка , это великое счастье общаться с великим человеком , каким был Марк! У него вышло в последнее время несколько книг в серии НОВАЯ КЛАССИКА . Он и при жизни своей был классиком .
Мне его так сегодня не хватает ...
Михаил Лезинский   28.08.2011 18:00   
+++
Больше не буду, прости. Депрессовала чуток. А депрессивные женщины дурнее дурных ведут себя :)
Надя Панич Далецкая   07.12.2011 14:54 
+++
Да, когда уходят близкие друзья мир вокруг становится другим.

Ивва Штраус   10.08.2011 23:40   • 
+++
Да , Ивушка , сегодня 30 дней со дня смерти Марка . И я ни о чём думать не могу . Прочти вот это :
http://proza.ru/2011/08/11/138
Михаил Лезинский   11.08.2011 12:51   
+++
Друзья уходят, нам не удержать
Их в жизни ни руками, ни сердцами,
Последним даром оставляя память,
И дружеского чувства благодать.
Она стерпеть, поможет боль утрат,
Осилит страх и горечь расставанья,
Утишит муки самобичеванья
За то, в чём был пред другом виноват.
И бесконечно память, вновь и вновь,
Прокрутит все счастливые моменты,
Ведь нет правдивей в мире документа,
Чем тот, что пишет по душе любовь.
Мы с благодарностью, до самого конца,
В своих воспоминаньях, по крупицам,
Звонки и разговоры, встречи, лица,
Все строчки писем сохраним в сердцах.
Друзья уходят, нас оставив жить…
Пред дружескою верностью в ответе -
Уходят первыми, чтоб нас за гранью встретить,
Чтоб нам не страшно было уходить…

Михаил Леонидович, очень боялась лишний раз потревожить Вам душу, но написалось именно Вам.

Людмила Быкова   09.08.2011 16:45   • 
 +++
... Уходят первыми, чтоб нас за гранью встретить,
Чтоб нам не страшно было уходить…

Какие блестящие и точные стихи!.. Я благодарен вам за них и , думаю , будет благодарна и семья Марка Азова и множество людей , любивших КЛАССИКА ПРИ ЖИЗНИ .
Михаил Лезинский   09.08.2011 14:28 
 +++
Здравствуйте, Михаил! Не поднялась рука, как обычно, написать "доброе утро" - после смерти Марка все утра стали какими-то серыми. Может, после тридцати дней станет легче, когда душа поднимется на небо?.. Хотя, уже никто и никогда не сможет заполнить ту пустоту, что образовалась после его ухода - не мне Вам рассказывать о грандиозности его личности и харизмы.
Так неожиданно... Я до последнего не могла поверить, что он уйдёт от нас, но... А Марк, видимо, что-то предчувствовал - в одном из последних расказов "Сочинитель снов" он написал о счастливом старике, который, не приходя в себя, уплыл из Жизни на байдарке...
Говорят, что не бывает случайных встреч и мы переходим из жизни в жизнь в одном и том же коллективе, просто меняясь ролями. И мы все когда-нибудь встретимся. Жаль только, в следующей жизни мы опять не узнаем друг друга. Хотя, как знать...
Миша, дорогой, полностью разделяю Ваше горе. Если можно его разделить...
Не приезжайте на "аскару". Не надо. Всё это просто невозможно видеть.
Ваша Люда.
Душкина Людмила   01.08.2011 08:03   • 
 +++
Я, Людмилочка , не выездной .Маршрут у меня , - пока! - один: ДОМ -БОЛЬНИЦА-ДОМ .Думаю , встречусь с Марком через пару лет . Буду искать его в Аду , - в Рай мы с ним не попадём .
Он каждый год поздравлял меня СТИХОТВОРНЫМ ПОСЛАНИЕМ , а тебе , как я помню , он написал ПРЕДИСЛОВИЕ к книге , - это останется с нами материально навсегда .
Здоровья тебе .
Михаил Лезинский   01.08.2011 14:48   
+++
Он написал мне такое же замечательное предисловие и во вторую книгу. И так получилось, что это было последнее, что Марк написал в этой жизни...
А кто куда и когда попадёт - не дано нам это знать...
Я тоже желаю Вам много-много здоровья! И, пожалуйста, не торопитесь встретиться с Марком...
Люда
Душкина Людмила   01.08.2011 14:57 
 +++
Напечатай , Людмилочка , предисловие Марка ко второй своей книжке , как это делаю я , печатая МАРКОАЗОВСКИЕ поэтические строки:
http://proza.ru/2011/04/02/1040
Михаил Лезинский   01.08.2011 16:52   
+++
.... искренне сочувствую, Вечная память!
Михаил, я знаю как тяжело терять друзей, особенно таких как Марк. Держитесь.
С уважением,
Валерий Старовойтов   05.08.2011 19:14   
+++

Ветер качает розу,
Ветер роняет слёзы,
Знает, с сияньем рассвета,
Срежут её для букета

Кира Ратова   30.07.2011 21:43   •   
+++
ЗамечТательные стихи , старая , в смысле молодая , знакомица Кира Ратова !
Спасибо!
Михаил Лезинский   31.07.2011 00:19 
+++
Санчо Панса и Дон Кихот, шут и пророк.
Очень точно сказано.
Светлая память Марку Яковлевичу...
Из Харькова - привет.
Алекс Ершов   30.07.2011 01:43   •   
+++
Поклон Харькову! В Харькове и вышла последняя книжка Марка Азова "ТОЛКОВАТЕЛЬ СНОВ" , найдите и купите её , - это классика . Новое слово в литературе .
Прочти вот этот этюд о Марке Азове :
http://proza.ru/2011/05/20/114
Михаил Лезинский   30.07.2011 16:06   
+++
Спасибо за ссылку, Михаил Леонидович. А книжку обязательно посмотрю - на нашей харьковской "балке" можно купить почти всё.
Алекс Ершов   30.07.2011 20:24 
 +++
Так тепло и трогательно! Спасибо, Мастер!
Ольга Кмит   29.07.2011 19:29   •   
+++
Это тебе спасибо за соучастие ,Олечка , - Марк велик и я это помню всегда .
Михаил Лезинский   29.07.2011 22:44   
+++
Мишель, дорогой! Меня радует и удивляет твоя верность друзьям, умение говорить о них так проникновенно, что они теперь становятся близкими читателю. И то, что твоя память сохранила самое ценное для памяти другими, что ты, несмотря на нездоровье, думаешь больше не о себе, а о других, меня восхищает. Написано еще и хорошо, просто замечательно, свежим языком СЕРДЦА. Сочно. Ты не теряешь форму, умница! Я твоего Азова уже полюбила заочно.
Людмила Волкова   29.07.2011 13:32   • 
+++
Марк Азов стоит того , чтобы его полюбили .

Догнала меня война
Марк Азов
2006

Догнала меня война,
От нее бегу давно я
Вроде, кончилась она,
А все дышит за спиною.
Догоняет, шепчет в уши
Возле Хайфы у крайот:
-Позабыл ты о «катюше» -
Слушай, как она поет.
Ты прополз по всей Европе,
Ты свое отвоевал,
Жил в аду и гнил в окопе,
Полезай теперь в подвал.
И зубами бей чечетку,
Вспоминай себя во сне.
Ты не тот уже, чтоб в глотку
Мог вцепиться той войне.
Не тебе с врагом сразится
Тут на новом рубеже.
Порох есть в пороховницах,
Но он сыплется уже.
Был мужчина., как мужчина:
И стрелял, и заряжал,
Строил дом , заделал сына,
Даже дерево сажал..
Где тот дом? Давно покинут,
Где тот сын? В какой стране?
А война все дышит в спину,
Даже дерево в огне.
Внук – солдат, не робкий малый.
Он сразился бы с войной.
Но все ждет, чтоб генералы
Расхрабрились за спиной.
А страна у нас одна,
И надолго ли, кто знает?
Уж которая война
Нас сегодня догоняет!
-Обойдется, пронесет,
Рассосется, может статься.
- Да? Но я уже не тот,
Чтоб лицом с войной встречаться.
- Не тушуйся, старина,
Контингент пришлет Европа…
………………………………
Догнала меня война.-
Рано вылез из окопа.
+++
Не было ни одного дня моего рождения , чтобы Маркуша не поздравил меня стихами .
А эти стихи , которые я предложил , Людмилочка , не мне , но я их знаю и помню . Был сегодня на твоей страничке и с грустью подумал : ничего нового нет .
Михаил Лезинский   29.07.2011 14:11   
+++
Спасибо за стихи! Прочитаю их Вите. Новое у меня есть - роман, но на ПРОЗУ его не помещу. А есть старые вещи, которые ты не читал, убеждена.Относительно старые, но вполне пригодные к употреблению. Сейчас, чтобы не застаиваться, скину рассказ (большой) из первой книжки. Перечитываю - а все актуально по-прежнему, хотя школа изменилась тоже - в худшую сторону. Просто у меня получился цикл рассказов об одной героине - Еве (Эвелине Викторовне), или проще - о ЛИНЕ БОГАЧЕВОЙ. Это мои переживания, когда я проходила через школьный ад. Конечно, эта тема никого не волнует, но есть у меня постоянные читатели, которых интересует все мною написанное. Вот это для них. Пусть, кстати, сравнят, как я писала вначале и как сейчас. Ни слова не стану переделывать. Это мое НАЧАЛО (хоть и позднее). Об остальном - в письме. Твоя навеки верная Волчица, Мишка косолапый...

Людмила Волкова   29.07.2011 18:09   
+++
Пусть земля будет пухом Марку.

Тяжело, дорогой Михаил, очень тяжело, верю. Сам в прошлом году проводил друга, до сих пор переживаю. Крепитесь.
Флорид Буляков   25.07.2011 20:19   •
+++
Всё понимаю , но боль от потери меньшей не становится , - мало времени прошло ,Флорид .
Михаил Лезинский   25.07.2011 20:14   
+++
Привет, Миша! Ты, наверное, знаешь подробности смерти Марка. Будь добр, напиши несколько строчек. Я послал тебе письмо по нетовскому адресу, но оно вернулось обратно. Заранее спасибо. Будь здоров,
Эллан
+++
Дорогой Эллан , я много об этом написал , но повторюсь . Марк скончался 11 июля . Но я застал его в живых , когда мы , почти одновременно лежали в больнице "РАМБАМ" в городе Хайфа ,и я его навестил , - передо мной лежал человек и отовсюду из него торчали трубки , - у Маркуши отказало в один момент всё и был он без сознания , подключенный к аппарату искусственного дыхания .. Естественно , я заплакал ... и ушёл . Больше я его живого не видел . Как мне известно , Маркуша Азов скончался не приходя в сознание ..
Похоронили его 12 июля в Нацрат-Иллите , где он жил и творил в последние годы .
Я не был на похоронах , - талантливый врач и талантливая писательница Елена Минкина мне запретила , но по пелефону все похороны держала со мною связь .
Так в крадце о моём единственном друге на всём белом свете . Плачу , слезливым стал на старости лет ... Отвечаю тебе и плачу...
Михаил .
Михаил Лезинский   25.07.2011 17:37   •