Меняя себя, мы спасаем этот гибнущий Мир

Темнов Михаил Юрьевич
Если бы мне в школьные годы сказали, что я буду заниматься профессиональной журналистикой и писать романы в стиле микс (фантастика-фэнтези), то я бы очень удивился. При том, что я в детстве очень много читал, в школе честно списывал все сочинения. В итоге получилось так, как утверждают мудрые: от чего убегаешь, то тебя неизбежно настигает…
Пробил свой час, и я серьезно увлекся литературой и только потом - журналистикой. Первые шаги в удивительном мире прозы я сделал в 1988 году, но не в Закарпатье, а в далеком Забайкалье, во время прохождения службы в особом отделе военной контрразведки Забайкальского военного пограничного округа, куда был направлен по окончании Московского военного пограничного училища.
Ранней весной у меня появилось желание писать. Долго не решался – боялся открыть общую тетрадку и изложить в ней сложную тему причин кризиса и предстоящей агонии человеческой цивилизации, растянутой на столетия... В те годы меня не понимали. Мол, о чем это я, когда мы строим коммунизм – будущее человечества…
Раскрытие темы требовало выбора жанра. Выбор пал на фантастику. Работал быстро. За две недели исписал полбанки чернил. Как итог, родился первый роман – фантастический политический детектив с политбюро КПСС, угрозой ядерной войны вследствие ошибки – американцы приняли инопланетный корабль за советскую баллистическую ракету.
Через некоторое время, перечитав произведение, я понял, что мне надо учиться избавляться от канцеляризма. Особенности работы в органах предусматривали ежемесячное написание около сотни документов, что наложило свой отпечаток на стиль.
И я принялся за учебу. С 1988 года начал работать внештатным корреспондентом в газетах «Пограничник Забайкалья», «Советское Забайкалье», где и были опубликованы главы моего первого романа. Там же, набивая руку в журналистике, пробовал себя во всех жанрах, начиная от заметок и завершая фельетонами.
Мое увлечение фантастикой не осталось незамеченным руководством. Мне не запрещали писать, но и не одобряли. Так как у меня результаты в оперативной деятельности были одними из лучших в округе, то особо и не трогали. В один из октябрьских дней я понял, что анекдоты про КПСС и антисоветские идеологические происки иностранных спецслужб против советского народа мне не интересны: мы живем на одной маленькой хрупкой планете.
Литература требовала времени, и я его полностью отдавал фантастике.
С переводом в Закарпатье в 1990 году, в систему КГБ СССР, я уже подсчитывал, сколько мне еще надо отслужить, чтобы уйти на минимальную пенсию и заняться любимым делом.
Это решение окрепло после приглашения на международный семинар молодых писателей-фантастов, проходивший в г. Ялта в январе 1992 года. При первой же возможности я постарался ускользнуть от службы – поступил в этом же году в аспирантуру института СБУ, в будущем академию СБУ, где в Киеве постоянно встречался с новыми друзьями - писателями-фантастами. Началась длительная работа над стилем и сюжетом. Написанное переделывал по несколько раз.
Мечта реализовалась в 1997 году, когда в 36 лет уволившись на пенсию, я стал работать в газетных изданиях области. Многому меня научило молодежное издание «Корзо», организованное молодым, незашоренным бизнесменом Иштваном Цапом, который не использовал цензуру.
Через два года я уже был редактором газеты «ЭХО Карпат». А еще через два стал одним из учредителей и издателем газеты «Правозахист», которая в этом году отпразднует свое десятилетие.
Литературой я не занимался – подрастали дети, которые требовали и времени, и капиталовложений.
В 2009 году, почувствовав, что я созрел, к тому же излечился от канцеляризмов, вернулся к своей мечте – фантастике и фэнтези. Теперь все свободное время отдаю литературе. Мне это интересно и я этим живу. Ради литературы я практически отказался от правозащитной деятельности. Постоянно работать в литературе меня обязывает не только хобби, но и появившийся читатель, который требует продолжения уже вышедшей трилогии «Сады Хаоса».
В романе-трилогии «Сады Хаоса», через древние цивилизации Фаэтона и Марса, я раскрываю запланированную в прошлом тысячелетии тему – подведение итога существования земной цивилизации в фантастике. Многие со мной не согласятся, мол, не все у нас на Земле так плохо. Но это мое видение. Я считаю, что при таком отношении гомосапиенс ко всему окружающему, будущего у земной цивилизации нет. Мы обречены. Нежелание с этим мириться и вдохновило меня на написание романа.
Основные действия происходят за сто тысяч лет до нашей эры (по земному летоисчислению) на Фаэтоне и Марсе Солнечной системы, а также на планетах и космических кораблях межгалактических империй Вселенной, в частности, империи Темных миров.
Основная идея книги – сила духа, противостоящая деструкции, порожденной невежеством. Раскрытие вероятных причин гибели Земли через моделирование процессов на технократических Марсе и Фаэтоне. Обреченность и бесперспективность ложного технократического пути развития. Наставничество и ученичество. Недопустимость смерти сказки, как альтернативы духовного вырождения общества, ориентированного на материальные ценности. Ведь именно одного из моих героев, который спасает в гниющих архивах последнюю сказку на планете, за это и казнили.
Параллельная сюжетная линия – открытие на Фаэтоне и Марсе «Бессмертия» и его последствия для эволюции души и цивилизаций Солнечной системы, иных миров.
Идей в трилогии много. Мир начался со Слова. А слов в произведении много… Все мы – Творцы, имеющие свободу воли и право выбора. Но только не желаем учиться творить, а, значит, выполнять наше главное предназначение на земле. Классик фантастики Артур Кларк за год до смерти подарил человечеству замечательную фразу: «Боги, чтобы наказать людей, подарили им телевизор. И люди из созидателей превратились в созерцателей». Поэтому в книге у меня есть сцена, где племя аборигенов на одной из планет нашей галактики, танцуя вокруг огня, творит и своими мыслепотоками засаживает планеты травами, цветами, кустарниками, деревьями. Они – садовники галактики! Они – Творцы! Ведь их Всеединый создал по подобию своему…
В Украине и в целом на Земле мало творчества. Если бы все стремились к созиданию и творчеству, то у нас на планете было бы светло и чисто. А так на сегодня у большинства жителей Земли только одни деньги в голове. У одних – как стать еще богаче. У других – как выжить. В итоге - вырубленные леса, джунгли, наступление пустынь, уход грунтовых вод и гигантский остров из мусора, площадью с Украину, плавающий в Тихом океане между США и Японией… И при этом мы слышим заявления о необходимости пилотируемой экспедиции на Марс и создании базы на Луне для роботов. Вопрос: зачем? Все материальные блага и наши, так называемые победы во имя «прогресса» человечества, не имеют смысла. Чтобы убедиться в этом, достаточно полистать только одну Красную книгу. Надо захотеть научиться видеть, думать и слышать иначе. Только меняя себя, мы в состоянии изменить и спасти этот гибнущий Мир. Пока это еще возможно…
 Поднимаю я в «Садах Хаоса» и вопросы веры в Бога. Мое видение и понимание этого не вписывается во многие традиционные и религиозные каноны… Предлагаю отрывок из романа:
«Бросив взгляд в сторону закрытых бронзовых ворот, где осталась легендарная арена, и где он получил от верховного жреца храма Смерти Хокана самый жесткий в своей жизни урок, император Великой Марсианской Империи спросил:
 – Скажите, юноша, а какого бога вы чтите?
Атрес внимательно посмотрел в глаза Аши Шора. Он сейчас, кажется, начал понимать императора, который пытался ответить на важный для него вопрос: почему и не обман ли зыбкий песок храма Смерти, на котором стояла империя?
– Вопрос несложный, – внутренне собравшись, ответил Атрес. – Мы чтим мать Фаэтон, которая заботится о всех нас, дает живому все необходимое. В ответ мы слагаем ей песни, благодарим за все. Что же касается веры…
Мальчишка замолчал. Он собирался с мыслями, чтобы объяснить все проще и понятней.
– А молимся мы Всеединому и благодарим его за все. Как вы заметили, ваше величество, на Фаэтоне нет храмов богов.
– Я видел только статую матери Фаэтон.
– Храмом мы считаем тело каждого фаэта, которое он обязан содержать в чистоте внешней, а в первую очередь – внутренней. Это вера предков. У нас нет посредников между фаэтами и Богом в лице жреца или кого-либо иного. Каждый фаэт, если у него чистые мысли и поступки, может напрямую общаться с Творцом Вселенной. В действительности все сложнее. Мы уже далеко не те, что были в прошлом. Поэтому я не исключаю, что через некоторое время на Фаэтоне могут появиться и посредники.
– Вы бы этого не хотели?
– Хочу я этого или нет, от меня мало что зависит, все определяют храмы души – тела фаэтов. Одному человеку не по силам остановить падение королевства, империи, возродить прошлое. Он может только познать и победить самого себя. Посредники нужны там, где уже нет внутренних храмов. Тогда строят внешние… Они несут духовные знания, учат незыблемым ценностям. И это хорошо, если нет другого, изначального. Если чистота уже запятнана и нет сил отмыть ошибку самостоятельно, попросив прощения у всех, кого обидел или о ком подумал плохо.
– Вы считаете, что посредники не нужны?
– Я не могу этого утверждать. На Фаэтоне нет религии, предусматривающей посредничество между Всеединым и фаэтами. В других мирах – все иначе. Как сами миры, так и мыслящие существа, живущие в них. Одни наделены моральными качествами и служат ближним, чистя свой храм и стяжая дары Великого Духа. Есть и другие, корыстные…».
Идей в романе много. Говоря коротко – трилогия о Жизни. Она о причинах гибели технократических цивилизаций и вечных ценностях, от которых фаэты, марсиане, люди отказываются.
В произведении две главные линии, что переплетены между собой сюжетом. Одна – древняя с королями, воинами-жрецами, магами и преданными друзьями-животными. Там почти все, как в добрые старые времена. Вторая линия – технократическая. С клонами, биороботами, кибергами, звездолетами и галактолетами с мутационным оружием и формулой падения цивилизаций, открытой великим магистром Темных миров Тутаанти.
Наверное, потому в последние дни технократической цивилизации Фаэтона в моей трилогии и оживают куклы ручной работы, неся фаэтам простые истины о вечном, добром и светлом. Насколько у меня с первых шагов это получается – судить читателю.
В настоящее время, благодаря пожеланиям читателей, я завершаю разработку сюжета про золотую эпоху Фаэтона – период правления короля Атреса. Это будет уже четвертый роман о Фаэтоне. Записаны сюжеты сказок и приключенческих историй с участием главного героя Ки Локки, которые войдут в пятый роман «Садов Хаоса». Есть и продолжение про Атлантиду. Но об этом пока говорить преждевременно.
Скажу откровенно: литература – это тяжелый хлеб. В жизни можно купить все, кроме одного – времени. Оно есть самой высшей ценностью в этом материальном мире. Время не деньги! Его не займешь, не заработаешь. Только время позволяет нам правильно распорядиться собой и реализовать себя в любом творчестве, ради уроков которого мы пришли в этот мир, учась бескорыстно любить все, что окружает нас. Побеждать страхи. Творить хотя бы в чем-то, постигая свои внутренние Вселенные. Этим отчасти и объясняется мое увлечение моржеванием и хождением по углям. Так я изучал стихии воды и огня.
Роман «Сады Хаоса» ближе всего по содержанию к роману Френка Херберта «Дюна»,  цикла Роберта Джордана «Колесо времени», Джоржа Мартина «Игра престолов».
По направлению в научной фантастике – к романам Олеся Бердника «Подвиг Вайвасваты», «Звездный корсар» (некоторые специалисты в области фантастики трилогию относят к научной фантастике, «космической опере», космической феерии).
На сегодняшний день «Сады Хаоса» фундаментально переработаны, дополнены тремя десятками новых глав, развивающими сюжетные линии.
«Сады Хаоса» рассчитаны на людей, которые не потеряли способности думать, сопоставлять, делать выводы.
Пользуясь возможностью, я призываю всех читателей журнала  творить, не жалея времени и сил. Журналист – это творческая профессия, своеобразная ступенька личного совершенствования, внутреннего роста, в том числе и духовного. Удачи всем.
 С уважением
 Михаил Темнов.
Журнал: Журналист Закарпатья №2, 2012.