Путь в рабство. Гл. 6

Татьяна Куприна 2
Путь в рабство. Гл.6
Продолжение.

      Фрау Брондер, так звали хозяйку, предоставила для проживания отдельный домик, который был в конце двора. Мы его сразу не заметили, поскольку он был спрятан за деревьями. Рядом с ним находились хозяйственные постройки. Всем было объявлено, что следующий день выходной.  Работа начнется через день. Оказывается, кроме нас у Гер. Эльзы Брондер было еще два человека: повар и воспитательница. День отдыха пролетел быстро и, через день, я 6.00 уже стояла возле нашего домика. Всех работников фрау Брондер расставила по местам. Меня она позвала к служебным постройкам и, к своему ужасу, я увидела там трех поросят, несколько десятков кур и уток. Фрау Эльза переоделась в рабочую одежду, закрыв ее прорезиненным фартуком.  На ноги она надела резиновые сапоги. Я должна была целый день наблюдать за ее работой, а со следующего дня, это должна была выполнять я.
      Целый день она - готовила еду питомцам, кормила и убирала нечистоты. В перерывах работы она распорядилась, что бы мне дали еду, и закончила работу около 21.00 часа.
       За время пребывания в лагере я хорошо начала понимать немецкий язык и даже немного говорила. Фрау Эльза сообщила мне, что это будет моей постоянной работой с завтрашнего дня и я, не понимая, как я с этим справлюсь, ушла спать. Уже на следующий день, я полностью ощутила всю тяжесть этой работы. От роду сто пятьдесят два сантиметра я почти все время поднималась на  цыпочки, выполняя ту или иную работу. Пришлось смастерить из фанерной коробки импровизированный стульчик. Через неделю я уже быстрее справлялась с дневными заданиями и иногда замечала, что за мной наблюдают. Я старалась изо всех сил. Еще в лагере, я слышала, что провинившихся работников забирают в концентрационные лагеря.
       Так я проработала восемь месяцев. Замечаний ко мне не было. И вот однажды фрау Эльза пригласила меня в дом и, посадив напротив себя, начала разговор.
      - Элен, я давно наблюдаю за тобой. Мне нравиться твое отношение к работе. Я хочу предложить тебе новую работу.
Она предложили мне убирать в доме и смотреть за детьми. У нее было пятеро детей, из которых самой маленькой девочке Гизеле, было полтора годика.
      - Начнем с малого. Ты первый месяц будешь убирать в доме, а если не будет замечаний, будешь водить детей в школу и церковь.
      Выбора у меня не было. Я добросовестно убирала в доме, а фрау Брондер меня осторожно проверяла. Подкладывала мелкие деньги, небольшие драгоценности, а то и просто - бросала где-нибудь, какую либо булавку. Я работала очень добросовестно, старалась, поскольку верила, я должна вернуться домой рано или поздно. Все-таки, работать у немки было лучше, чем на фабрике и жить в бараке. К моему удивлению, фрау Эльза до истечения месяца, опять позвала меня к себе.
     - Я приняла решение доверить тебе детей. Ты добросовестно работаешь, и я не имею к тебе претензий. Расскажи мне о себе.
     Первое время я даже опешила от сказанного. Желание фрау Эльзы узнать мою биографию повергло меня в ужас. Я заплакала и отрицательно покачала головой.
     - Я тебя не понимаю. Почему ты плачешь? Ты мне должна рассказать все. Боясь ее разозлить и опасаясь за свою судьбу, я стала ей рассказывать. Мне пришлось рассказать ей почти все о себе, и нашей семье. Она, по ходу рассказа, задавала вопросы. Закончив и вздохнув, я вытерла глаза и стояла перед ней, готовая к любому ее решению. Фрау Эльза предложила забыть о сказанном и идти работать. Новая работа была и тяжелее и интереснее. Особенно мне повезло, что с этого времени я могла выходить за пределы участка Бронер, бывать в немецкой школе, церкви и прогуливаться с детьми фрау Эльзы по городку. Бронер давала мне деньги на карманные расходы. Однажды она меня здорово отругала за то, что я купила мороженное детям за свои деньги.
      - Я даю детям достаточно денег на карманные расходы и на сладости, поэтому прошу вас не нарушать установленный мною порядок. Вы не имеете право превышать свои полномочия и принимать за меня решение. Это было сказано в присутствии всех детей.  Больше никогда я не нарушала установленный порядок во всех вопросах. Иногда с фронта приезжал ее муж, и в доме ненадолго царил шум и веселье. Приезжали гости, я тоже участвовала в оформлении стола и по просьбе хозяйки даже подавала на стол. Первый раз я услышала подтверждение, что немцы за столом ведут себя беспардонно. Однажды я сама слышала, как один важный генерал нарушил чистоту воздуха за столом, но трагедии не произошло. 
     Все дети фрау Эльзы любили играть со мной во дворе и особенно самая маленькая – Гизела. Я часто брала ее на руки, и она счастливая просила поносить ее вокруг дома. Но не всегда все было благополучно и в немецких семьях. Однажды фрау Брондер получила похоронку на своего мужа. Муж был генерал интендантской службы.  Его похороны были торжественно печальны. С этого дня в семье поселилась не только неуверенность в завтрашнем дне, но и фрау Эльза сократила количество работников. Мне еще было поручено готовить еду. Таким образом, в доме с хозяйкой постоянно была только я. Иногда, по вечерам, она, усаживая меня напротив, и беседовала со мной. Говорили мы обо всем. Война давно уже перешла границу СССР и была в Европе. Даже здесь, глубоко от фронта, все с табличками «Ост» перешептывались. Все желали быстрее вырваться домой. Были и такие, которые уже решила, что останутся в Германии.  Мы их не понимали.
      Как могла я, родившаяся в Америке думать о том, чтобы остаться или вообще добраться в США. Нет, срочно домой. Домой в СССР, туда, пусть это не моя родина, но там где-то мама. Мама, которая уже столько лет в тюрьме. А где папа? Где мой брат? Нужно обязательно вернуться, найти всех. Эта цель давала мне силы жить, работать.    
      Вот война уже рядом. Я попала в зону, которую освободили войска союзников. Особого ничего не было. На улицах появились американские солдаты, и было предложено всем явиться на сборный пункт для регистрации. Фрау Эльза позвала меня, и мы очень долго говорили обо мне. Бронер предложила мне остаться с ней в качестве воспитательницы. Она мотивировала тем, что ей очень тяжело будет справиться с пятью детьми. Предлагала оставаться на любых условиях, которые я предъявлю. Но что я могла сделать? Мне надо в Союз, мне надо искать маму.
      Когда я настойчиво повторила желание ехать домой, фрау Эльза открыла все шкафы и сказала: «Бери все, что хочешь. Для тебя мне ничего не жаль. Мне все равно многое уже не пригодиться. Скорее мне придется уехать жить в другое место». Я была с ней одного роста, и я знала, что любая вещь мне подойдет. Мы так расстроились, что сели друг напротив друга и долго плакали. Затем фрау Эльза взяла четыре чемодана и, сложив в него много носильных вещей, туфель, шляп, сапожек, бижутерии и косметики и завела автомашину.
      - Садитесь, едем на вокзал.
На вокзале она выставила все чемоданы и, не поднимая заплаканных глаз, обняла и поцеловала меня. Не проронив слова села за руль. Колеса взвизгнули, и машина помчалась прочь. Вот тут и меня нашел американский патруль. Целую неделю пришлось 
находиться в расположении американских войск. Я знала язык и зачастую на веселые шутки солдат я отвечала едкими замечаниями. Смех стоял, но мне было не до смеха. Один вопрос меня мучил: «Что если меня отправят не в СССР, а в Америку?» Я тут же пожалела о сказанном. Пришла моя очередь. Офицер задал несколько вопросов. Рядом с ним находились русские офицеры. Сообщив все о себе, я настойчиво сказала, что хочу в СССР, поскольку там находятся папа, мама и брат. В связи с этим мне пришлось в сборном пункте задержаться еще на один день. На следующий день нас отконвоировали на вокзал. С чемоданами было трудно передвигаться и мне помогали две женщины. Как позже я узнала, они из Полтавы.

Продолжение следует.