Мокрая суббота фото героя

Валерий Спиридонов
Валерий Спиридонов

МОКРАЯ СУББОТА

Эта суббота перед Масленицей меня не отпускает, – не выходит из головы, души, сердца….
Рано утром в субботу у меня были дела в Северном районе. Живу я недалеко от рынка «Эльфы». Пешком до Северного – полчаса ходьбы. Со вчерашнего дня резко потеплело. Всю ночь шёл снег. Глянул за окно – теплынь, слякоть (после недавних тридцатиградусных морозов!). Ветки деревьев – пушистые, белые – красота! Ни ветринки. Глянул на термометр – плюс три! На дороге и тротуарах – снежная каша. Закрыл окно и стал собираться.
Если идти в кожаных сапогах, то по такой каше, ноги через двести-триста метров промокнут насквозь. Я обулся в резиновые сапожки с тёплыми вкладками и в половине восьмого вышел из дома. Кругом лужи, слякоть, снег по щиколотку!
Тротуар у дома напротив редакции был расчищен. На углу улиц Базниицас и Райня разгребала снег женщина, но на тротуаре был толстый раскисший слой льда – ноги скользили и проваливались.
Повернул налево – на улицу Райня – сплошная снежная каша, покуда видит глаз! Как будто читая мои мысли, около пятиэтажки на улице Пулквежа Бриежа появился дворник в форменной одежде с широченной лопатой в руках – начал разгребать снег. Я в сапогах, не страшно, обошёл его по сугробу.
Навстречу мне попадались люди: женщины, мужчины – молодые и в возрасте. Я обращал внимание на их обувь и на то, как они шли, всем своим видом показывая, что им неуютно, неудобно идти в мокрющей обуви по снежной каше!
Поперечные улицы на перекрёстках были залиты по щиколотку водой, вперемежку с мокрым снегом. Их не убирали. Сухих проходов нет. Вышел, например ребёнок из спортзала после тренировки, перешёл улицу 18 Новембра по луже и ноги насквозь мокрые! Так ребёнку ещё надо дойти до места тренировки. Или юным танцорам – до места репетиции. А их, детей, отправляются на занятия по выходным сотни человек!..
Перед парком Райниса тротуар был расчищен до брусчатки у домов 27 и 29, и вдоль всего парка. По тротуару можно пройти даже в туфлях. Тротуар у полиции – снежная каша. Дальше на улице Райня тротуар был расчищен, как положено, до брусчатки или асфальта у домов 39 и 51-А.
У пятиэтажки возле Польской гимназии вышла убирать тротуар дворничиха в люминесцирующей одежде. Одежду дворникам красивую выдали, да вот только отношение к работе многих из них за последние годы резко изменилось.
Даже в будние дни город убирается плохо. Дети приходят в школу с мокрыми ногами, нередко из-за этого заболевают.
Площадь перед железнодорожным вокзалом представляла сплошное болото. Такие же «болота» перед многими супермаркетами, во дворах домов (там, на дорогах, вдобавок, наросли глыбы льда, и машины просто застревают, садясь на днище!), в школьных дворах…
Таких «весёлых» историй Вам могут порассказать пенсионеры, вынужденные ходить пешком в магазины, на рынок, в костёл, церковь, молельню и обратно. Это госпожа Абрамова, начальница из «Намсаймниекса» («Домохозяин»), устраивает резекненцам «игры» по преодолению препятствий на улицах Резекне.
После ж-д вокзала дорога по Северному району стала ещё более непроходимой. Я повстречал своих знакомых – супружескую пару – они бывшие учителя, уже несколько лет на заслуженном отдыхе. Послушал их мнение на счёт уборки улиц от снега. Вот что сказал мне старый педагог:
«Это просто безобразие! Последние несколько лет улицы города практически не убираются от снега и льда! Моя жена в прошлом году недалеко от дома поскользнулась, упала на льду, сломала руку, сильный был перелом, ударилась головой.
Разве такое можно было представить лет десять назад?! Дворники или не выходят чистить снег, или выходят поздно, когда люди идут на работу. Раньше мы, как бы рано ни выходили на работу, шли по улицам нормально, все тротуары были очищены – приятно было ходить по городу… Тротуары запущены, заросшие льдом. Потом выходят дворники с ломами и другими железяками, и начинают долбить лёд, круша брусчатку!!! Сколько денег было получено от Европы, чтобы оборудовать красивые тротуары! Неужели не жалко всё это портить?! Но самое страшное, когда ударит мороз – по этим глыжкам будет невозможно пройти!..».
Ещё долго супруги мне говорили о беспорядках, творящихся в городе, и что депутатам и мэру на это, видимо, наплевать.
Когда через несколько часов я возвращался домой, то обнаружил на улице Райня ещё пару расчищенных до брусчатки тротуаров у домов. Тротуары в городе, в большинстве своём, практически не убираются от снега и льда. И такая картина стала типичной для Резекне. И никто из начальства за это не ответил и не пострадал – страдают простые люди, у многих из которых нет даже лишних 35 сантимов, чтобы проехать на автобусе или маршрутке.
У Польской гимназии я повстречал старушку, она медленно брела, опираясь на палку, слёзы текли у неё из глаз. Я спросил её, тяжело ли ей ходить по городу, далеко ли она ходила?
– Из костёла иду. Ноги замёрзли, все мокрые. Нет мочи идти. Да, Слава Богу, уже дошла до дому! – сказала старушка, заплакала горькими слезами и побрела дальше…
На следующий день была Масленица. Ночью ударил морозец, погода испортилась. С утра было пасмурно. Задули холодные ветра. Мокрая снеговая каша на тротуарах застыла и они стали непроходимыми. На праздник Масленицы в парк, где зазывно играла музыка, я не пошёл. Уж слишком непраздничным было воскресенье!
В понедельник лёгкий мороз не спал, но пошёл снег. Кто ходил в такое время и по такой «дороге», знает, что снег усиливает скольжение на неровной ледяной поверхности, И, как правило, поскользнувшись, увеличиваешь амплитуду падения на покрытые снежком ледяные выпуклости!
Я не падал ни в воскресенье, ни в понедельник. Но у меня из головы (души, сердца) не выходили слова старых педагогов, их глаза. И слёзы бабушки с палочкой…
1 марта 2012 года. Резекне.

Постскриптум

Иной чинуша мне может сказать на это: «Что ты бурчишь, как старый перечник? Весна на дворе – скоро растают и лёд и снег, и ничего не останется!».
Да, лёд и снег скоро в городе растают. Но беспорядки, в нём творящиеся, растут с годами, как снежный ком, замораживая души и сердца резекненцев.

На фото "героиня" рассказа:

Это госпожа Абрамова, начальница из «Намсаймниекса» («Домохозяин»), устраивает резекненцам «игры» по преодолению препятствий на улицах Резекне.

Читайте мою поэму "Большой субботник в Резекне",
рассказ "Подарки от "Намсаймниекса" и другие произведения,
связанные с "Намсаймниексом" и его горе-рководительницей
из Соцпартии Латвии
(г-жа Абрамова когда-то гордо называла себя
соратницей Альфреда Рубикса, -- на митингах она красиво вешает лапшу на уши резекненцам).