Гражданская война в Сирии

Михаил Маковецкий 3
Ровно 30 лет назад, 28 февраля 1982 года, преодолевая ожесточенное сопротивление, сирийские войска захватили сирийский же город Хама. Так закончилось тогда восстание суннитского большинства в этой стране. В ходе восстания погибло до 40 тысяч человек.
Алавитской правящей верхушке тогда удалось подавить восстание исключительно благодаря советской поддержке, которая включала в себя и непосредственное участие советских воинских подразделений в боевых действиях.
Бои были ожесточенные, потери были и среди советских военнослужащих. Самым высокопоставленным советским военным, погибшим на той войне, был советник начальника штаба ВВС и ПВО СССР в Дамаске генерал-майор Глаголев. Точная цифра погибших советских военнослужащих не разглашается, да думаю, ее и нет. Боевые действия тогда шли и на территории Ливана. Границы на Ближнем Востоке достаточно формальны, народы живут вне связи с границами, советские военнослужащие воевали и в Сирии, и в Ливане.
Сейчас происходит то же самое. Перспективы падения Асада и развала Сирии сильно пугают Багдад. Больше, чем захват американцами Ирана. Оккупацию Ирана США там как раз ждут с нетерпением, так как жаждут присоединить к себе населенную арабами-шиитами иранскую провинцию Хузистан.
«Иракцы» термин собирательный и условный. Суннитские районы Ирака, центральной власти не подчиняющиеся, отправляют Сирийской Свободной Армии оружие и боевиков. После войны в Ираке 2003 года в Сирию эмигрировали 2,5 млн суннитов, что составляет сегодня 13% населения Сирии. Это примерно половина иракских суннитов.
 А шиитское правительство Ирака активно поддерживает Асада, и посылают боевиков ему. Ирак даже запретил Турции и Иордании провозить через свою территорию грузы. В боевых действиях в Сирии на стороне шиитов участвуют и иракские боевики из «Армии Махди».
Идет конфликт между шиитами и суннитами по всему Ближнему Востоку. Война в Сирии — это просто один из театров военных действий в этой войне. Алавиты, стоящие у власти в Сирии, формально шииты. Поэтому их финансирует Иран, а их противников Саудовская Аравия. Победителю достанется вся нефть Персидского залива. Поэтому гражданская война в Сирии активно интернационализируется.
И Турция, и Иордания страны суннитские, так что они встали на сторону противников Асада и оружием и деньгами. Особенно Турция. Воинственная поза, которую приняла Турция в этом конфликте, не может не вызвать криков «Браво». Свободная Армия Сирии имеет в Турции свои лагеря, а ее руководство в своем большинстве находится в Турции. Строго говоря, Турция ведет против соседней Сирии почти полномасштабную войну. Отчасти это результат долгих часов медитации и духовной самоотдачи президента Турции Эрдогана, отчасти все те же саудоаравийские деньги, отчасти ползучая исламская революция в самой Турции.
У Турции нынче планов громадье относительно всех ее соседей. К примеру, Турция приступила к строительству ГЭС "Бешикайя" в граничащей с Грузией турецкой провинции Ардаган. Что вызовет изменение русла Куры — крупнейшей водной артерии Южного Кавказа. После ввода ГЭС в строй Кура перестанет течь по территориям Грузии и Азербайджана, и вместо Каспийского моря будет впадать в Черное море. А Кура — это основная река Грузии и Азербайджана. Не наброситься на ослабевшую Сирию для сегодняшней Турции было бы просто смешно.
А вот «Хизбалла» тесно связана с президентом Сирии Башаром Асадом и его режимом и за него воюет. Хезболла — это шииты. Ливанские сунниты воюют против алавитов на севере Ливана. Собственно, Хизболла рассматривает себя и фактически является подразделением Революционной гвардией Исламской республики Иран.
А стражи исламской революции воюют в Сирии за Асада этого и не скрывая. На стороне войск Асада участвуют в боях с оппозицией даже бронетанковые подразделения иранской армии. Не говоря уже о том, что если Хезбалла на 100% содержится Ираном, то режим Асада финансируется Ираном в очень значительной степени.
Ну и ситуация в Ливане как обычно не простая. Часть живущих в Ливане суннитов ливанское гражданство имеет. Часть не имеет, так как имеет статус палестинских беженцев. «Палестинские беженцы» — это тоже поэтическая метафора. При появлении в Палестине евреев там появилась работа, что и привлекло туда суннитское население из Сирии и Ливана. С появлением Израиля эти сунниты из Палестины ушли.
Братья мусульмане придерживаются мнения, что должно быть единое арабское суннитское государство. Мысль абсолютно здравая, потому что живущие в Азии арабы-сунниты — это один народ. Живут они в Сирии, Ливане, Иордании и в Палестине. Из этих стран братья-мусульмане хотят сделать одно государство.
Братья-мусульмане в Сирии запрещены. ХАМАС — это братья-мусульмане, палестинское отделение. Они занимались войной с Израилем, поэтому в Сирии их поддерживали. Теперь братья-мусульмане воюют с алавитским (то есть шиитским в данном случае) режимом Асада привело сейчас к тому, что ХАМАС там запретили.
После визита Лаврова и Фрадкова в Сирию российские силовые структуры значительно активнее вмешиваются в гражданскую войну в Сирии на стороне Асада. Вообще Россия встала в конфликте между суннитами и шиитами на Ближнем Востоке на сторону шиитов. Она активно поддерживает и Иран, и Асада.
На Ближнем Востоке и в Северной Африке насчитывается в общей сложности 220 тысяч выпускников советских и российских вузов (как гражданских, так и военных). В том числе 100 тысяч — в Сирии, 40 тысяч — в Йемене, 30 тысяч — в Ливии, 15 тысяч — в Иордании, 10 тысяч — в Египте. У большей части из них русские жены. Это заметная часть населения, тем более что все это элита. Все они за Асада. Если придут к власти сунниты, им явно лучше не станет. К примеру, после захвата Хомса суннитами этот город покинули российские сотрудники офиса "Стройтрансгаз" да и другие русскоязычные граждане. 
А США встали на сторону суннитов. Поэтому стоны в «свободной прессе» по поводу бомбежки того же Хомса не смолкают. Хотя, к примеру, захватив тот же Хомс, сунниты выгнали оттуда христиан. Без изнасилований, грабежей и убийств, понятное дело тут не обошлось. Хотя на каком-нибудь CNN об этом не звука.
Христиане. На 1990 г. общая численность христиан на Ближнем Востоке 22 млн человек. Живут они фактически в гетто, компактными поселениями: деревнями и городскими кварталами. 2010 год их оставалось 15 млн (в Ливане — 25% населения, в Сирии и Египте — 10%). Христиане спасаются бегством, то есть бегут в западные страны. В частности, с момента свержения Саддама Хусейна численность христианской общины Ирака сократилась с 1,3 до 0,15 миллиона человек.
Арабы-христиане в Израиле и Палестине — это остатки населения созданного крестоносцами Иерусалимского королевства. В самом Израиле христиане спасаются тем, что перебираются из арабских районов в еврейские. К примеру, из арабской части Назарета в его еврейскую часть.
За последние полвека доля христиан в населении Палестины сократилась с 22% до 2%. Сунниты их гонят отовсюду, откуда могут, видя в них представителей христианской, то есть европейской цивилизации, находящейся в непримиримой вечной войне с исламом.
Каждый десятый сириец — христианин (свыше двух миллионов человек). В основном они живут в крупнейших городах, включая Дамаск и Латакию. А в Алеппо и Хомсе они вообще составляли большинство населения. Если режим Асада их терпит, то сунниты их в лучшем случае выгоняют. Но у защитников демократии и прав человека об этом не звука. Так что о морали с обеих сторон речи здесь нет. Как и о демократии.