Глава 47. Долговой список

Вадим Рубинчик
Студенческое братство -- явление хорошо известное и широко распространенное во всём мире. В общаге-- не редкость,  а просто добрая традиция выручать друг друга. В частности—студент всегда готов поделиться последним куском хлеба или просто одолжить деньги. Но иногда находятся особо умные личности, не отягощённые такими пережитками прошлого как совесть. Они искренне любят халяву и поэтому нагло используют эту добрую студенческую традицию в корыстных целях. Одним из таких хитрецов был Федя Кравец по прозвищу Пузатый. Он сделал простой математический расчёт. На курсе учится семьдесят пять человек. Если одалживать рубль-- примерно столько стоил обед, каждый раз у другого студента, то круг замкнётся только через два месяца. «Ну что такое – рубль?—мелочь если рассматривать  в мировом масштабе– по-хозяйски рассуждал Пузатый. За два месяца человек естественно забудет о долге, а там глядишь можно и по новому кругу идти». Как говорится с миру по нитке -- голодному  обед. А ещё Федя регулярно делал вечерний обход общаги. Где сальца, где колбаски, а где и винца перепадёт. Вечером, как известно,  у студентов основной приём пищи. И Федя шёл на запах как добрая полицейская ищейка. Брал след с лёту. Опять же, старался не частить, ходил по разным комнатам и этажам. Студенты естественно замечали эти детские шалости, но так как финансовый ущерб действительно не велик, то дальше безобидных шуток дело не шло. На что собственно Федя рассчитывал.

Однако однажды Гербарий, который был соседом по комнате, чисто случайно обнаружил довольно странную бумагу. На довольно затасканном листе аккуратно записаны все студенты курса. Но это пол беды. Однако напротив каждой фамилии стояли загадочные пометки -- плюсик  и дата. Против некоторых два или три плюсика. Гербарий задумался. «Федос стукач? – что же означают эти таинственные плюсики. Сколько раз заложил? Зачем ему понадобилась такая нелепая статистика?» Гербарий нашёл свою фамилию – и рядом три плюса. И тут его осенило. Это три рубля. Два он помнил, а третий видно забыл. Неужели  Федос ведёт бухгалтерию с целью вернуть долги? Не похоже. Скорее всего для того чтобы по ошибке не просить в долг раньше срока. Разве можно всё в голове удержать?
 --Вот скотина! – искренне возмутился Гербарий. Он чувствовал себя обкраденным и более того одураченным. Главное кто его сделал! – Федос, который не отличает английского от немецкого, геморроя от гайморита, и постоянно путает медитацию и мастурбацией.
-- Надо проучить урода! – подумал Гербарий. Но кроме элементарного «дать в морду» в голову ничего не шло. Это слабо, не убедительно и главное не обидно для Федоса.
В растерянности он побрёл к Вагантам. Бродяга, Поручик и Толян за время учёбы заслужили это прозвище. Они пели, писали стихи но главное – жили очень легко и весело. Как и полагается Вагантам.

 Друзья сидели за столом и ужинали. Гербарий демонстративно отказался от приглашения разделить трапезу и молча положил список на стол.
--Что это? – спросил нетерпеливый Толян.
-- Долговой лист. Одалживает человек рупь.  Каждый день-- у разных людей. А это памятка-бегунок такой, чтоб не частить. Так сказать – статистический учёт…
--Это кто ж у нас такой экономист? – поинтересовался Поручик. И сам ответил-- не Федос ли?
--Он самый…  -- подтвердил Гербарий.
-- Морду надо бить за такую статистику! – взвился Толян.
-- Думал я про это – возразил Гербарий. Но  сильно побить мы не можем… Федька побои снимет и нас же сдаст. А слабо – не будет достигнут воспитательный эффект. Друзья задумались. Гербарий прав. Федоса били и раньше за другие провинности. Однако это не производило на него особого впечатления.
-- Может просто поговорить с ним… Объяснить, что с друзьями так не поступают… -- предложил Поручик.
-- Он тебя другом то не считает, раз так делает. Отмахнётся и всё… -- резонно возразил Гербарий.
-- Надо предать это дело гласности! – сказал Толян. Чтоб ему стыдно стало.
-- Что, выйти и перед аудиторией огласить список? Ты что ли выйдешь? – спросил Поручик. За два рубля мараться…  Лично я не готов…
-- Да не в деньгах же дело – справедливо заметил Гербарий.
-- Что ж я возьму на себя эту неблагодарную, но важную миссию – сказал Валера.

На следующий день после лекции Бродяга взошёл за кафедру и громко объявил:

--Дорогие друзья! У меня сообщение на 30 секунд. Вот список студентов нашего курса. Против каждой фамилии стоит сумма – рубль, два, иногда три. Что бы это значило? С самого верха глубокой аудитории, перепрыгивая через несколько ступенек, бежал Федос. Он вырвал листок из рук Валеры. И яросно прошипел:
-- Я тебе этого никогда не прощу!
-- Я у тебя прощения не просил – спокойно сказал Бродяга.
--Ты меня за рубль так… простонал Федя, словно его ударили сапогом в пах. На него было больно смотреть.
--Не гнуси, мне тебя нисколько не жаль. Лучше подумай о том, как жить дальше —невозмутимо сказал Валера.  Гербарий захлопал в ладоши, но его никто не поддержал. Студенты, переговариваясь в полголоса, не спеша выходили из аудитории и расходились.

Ваганты шли в общагу через покрытое свежевыпавшим снегом, поле.
-- Не жалеешь, что влез в это дерьмо? – спросил Поручик.
--Нет. Хотя приятного, действительно  мало. Но я был тем заграждением, о которую Федос расшиб голову, но не свалился в пропасть.  Он из тех людей, который делают подлости не потому что подлецы, а потому что дурные на всю голову, и просто не желают задуматься о завтрашнем дне. После такого публичного плевка в душу человек не сможет жить и думать по-прежнему. Теперь он должен сделать выбор – либо вернуть себе уважение друзей, либо сказать себе – я на всех положил, и отгородиться от всего мира.
-- Я понимаю, что тебе плевать — вздохнул Поручик. Но врага ты нажил на всю жизнь. Валера пожал плечами:
– Как знать… Может быть и друга…
Поручик помолчал, закурил сигарету и добавил:
-- И ещё… На самом деле Гербарий сделал это твоими руками, спрятался за тебя и остался чистеньким.
-- Я понимаю, что ты имеешь в виду—сказал Валера. Однако есть одно «но»… Я сам сделал свой выбор. Кстати Гера жаждал крови, но ты должен признать, что я ни предъявлял претензий, не обвинял, не стыдил. Крови не было. Было больно… Но, как ты понимаешь, без этого никак. Человек готов задуматься и учиться только через боль…

Следующий день Федос начал с того что стал раздавать долги. Многие кстати чувствовали себя не ловко и отказывались брать деньги. Но Федос был настойчив как может быть только влюбленный, домогающийся взаимности. То есть слово «нет», он просто не принимал во внимание. На всех естественно денег у него не хватило. Однако Федос уверенно шёл к намеченной цели. Он устроился на работу санитаром, сократил рацион, бросил курить и через два месяца отдал долги полностью.   Время пролетело незаметно. 

Однажды вечером он пришёл к Вагантам и сказал серьёзным, можно сказать мрачным голосом.
--Бродяга, разговор есть. Валера с интересом посмотрел на парня.
-- Ты это… Ну в общем я пришёл извиниться и сказать спасибо... – хмуро сказал Федька.
-- За что спасибо? –вмешался удивлённый Поручик. Он не мог поверить, что Федос для которого понятие «халява» было святым, как для индуса корова, настолько изменился.
-- За науку спасибо… И ещё… Хлопцы, хочу пригласить вас в кабак. Выбирайте в какой… Я зарплату сегодня получил… Только без Гербария… Не знаю как вы с ним дружите—сказал он не смотря на то что тот находился в комнате. Поручик выразительно посмотрел на Валеру.
-- Очень просто со мной дружить!—ответил за всех Гербарий.  Я сволочь, но честная сволочь и не прикидываюсь лучше, чем я есть. Если я завидую – я прямо говорю -- завидую. Если вру – то не оправдываю сам себя – дескать -- у меня не было выбора, или это--  моя святая ложь. И плюс со мной интересно… Я прочёл книг больше, чем ты сигарет скурил.
Федос вздохнул и сказал:
-- А всё равно – гавно ты, а не человек… И в кабак не пойдёшь.
-- Очень нужно! Да я и сам не пошёл бы-- сказал Гербарий  и направился к выходу.
-- Вот ты и соврал – сказал Федос . Ребята беззлобно рассмеялись. Федька вдруг почувствовал огромное облегчение и  улыбнулся. Впервые за последние два месяца…

Продолжение следует...