ХР Человек прямоходящий Общинно-родовой строй

Александр Суворый
ХР. 2.3.6. Эпоха человека прямоходящего. Общинно-родовой строй.

Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»).

ХРОНОЛОГИЯ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Опыт реконструкции последовательности исторических событий во времени и пространстве в корреляции с солнечной активностью

Книга вторая. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ДО НОВОЙ ЭРЫ.

Часть 3. Эпоха человека прямоходящего.

Глава 6. Общинно-родовой строй.

Иллюстрация из открытой сети Интернет.


Кайнозойская эра. Антропогеновый период. Плейстоцен.
Древний каменный век. Средний палеолит.
1 350 000 до н.э.

Земля. Евразия. Африка. Похолодание климата. Вымирание древних гоминид (австралопитеков). Homo erectus. Питекантропы. Первобытный общинно-родовой строй. 1 350 000 до н.э.

Продолжение Дунайско-Гюнцского межледникового периода (1 500 000-900 000 до н.э.) и Нижнеберезняковского оледенения (1 500 000-1 000 000 до н.э.). Продолжение стадии похолодания Гюнц I (1 360 000-1 270 000 до н.э.).

Растительноядные африканские австралопитеки не пережили уменьшение пищевой продуктивности среды их обитания. В Пениндже (Натрон, современная Танзания) погиб, возможно, последний «австралопитек бойсов».

Только «австралопитек африканский» ещё будет существовать в Таунге (Капская провинция, Южная Африка) (1 350 000-1 000 000 до н.э.).

Усреднённое отношение биомассы растений, растительноядных и хищных животных в природе близко отношению величин 15 (растения), 1,5 (растительноядные) и 0,3 (хищники). Если количество растений по каким-то причинам сокращается, то растительноядным, чтобы выжить, надо сократить свою численность, искать новые высокопродуктивные места обитания или «превратиться» хищников. Возможно, именно так появились всеядные гоминиды («австралопитек умелый», «человек прямоходящий»).

Освоение австралопитеками новых территорий и регионов Африки, Ближнего Востока, Азии и Европы привело к формированию небольших общинно-родовых сообществ (групп) постоянно кочующих (мигрирующих) гоминид. При этом плотность населения первых всеядных и хищных гоминид была низкой.

Производство 8-9 типичных «олдувайских» каменных орудий по степени сложности соответствует объёму кратковременной памяти у человека (7±2 в структурных единицах). Оптимальную производительность технологии такой степени сложности может обеспечить эквивалентный коллектив из 28 мужских особей-производителей.

Численность сообществ ранних гоминид, освоивших коллективную природу орудийной деятельности (групповая охота, транспортировка и разделка туш, производство орудий, собирательство, охрана и защита, производство и воспитание потомства и т.д.), составляет 25-30 особей разного возраста.

Кровнородственные общинно-родовые сообщества гоминид стали основой для возникновения будущих материальных и духовных культур человеческих сообществ.

Возникновение первобытного общинно-родового строя – сообществ гоминид связанных только близкими кровнородственными отношениями (1 350 000-1 300 000 до н.э.).

Группа из 25-30 гоминид могла обеспечить себя и своих детей и потомков всем необходимым для безопасной жизнедеятельности.

Возникновение общинно-родовых особенностей и отличий физического облика, поведения и языка общения гоминид, определённых условиями среды их обитания.

Повсеместно. Африка. Долина Аваш (Эфиопия). Озеро Туркана. Район Кооби-Фора. Каменная технология производства орудий труда. Ашельские рубила-бифасы. Способы и методы применения и изготовления каменных орудий. Праворукие и леворукие. 1 350 000 до н.э.

Разрезать шкуру крупного травоядного животного (например, антилопы Гну) удобнее всего необработанным острым отщепом-осколком.

Разрезать сухожилия или отрезать ногу антилопе удобнее всего двусторонним ручным рубилом.

Разбить череп или кости конечностей, чтобы извлечь костный мозг, удобнее всего тяжелым необработанным камнем или галечным орудием-отбойником (прообразом молотка-молота).

Возможно, древнейшие мастера-изготовителя каменных орудий одинаково хорошо владеют правой и левой рукой, но число отщепов с правой ориентацией больше, чем с левой. В районе Кооби-Фора 57% отщепов с правой и 43% с левой ориентацией. Такое соотношение ориентированных орудий свидетельствует о преимущественной праворукости гоминид и питекантропов.

Возможно, каменные орудия делают и мужчины-самцы, и женщины-самки, поэтому их общее количество почти одинаковое.

Технологически неизбежно и закономерно разное развитие рук, так как одна используется для удержания гальки-ядрища-заготовки, а другая для нанесения удара камнем-отбойником. Поэтому неизбежно рука, наносящая точный и размеренный по силе удар развивается лучше, чем вспомогательная (удерживающая или придерживающая) рука.

У животных количество «праволапых» и «леволапых» практически одинаково. У представителей вида Homo «праворукие» преобладают в соотношении 90:10 и это свойство имеет генетическое подтверждение.

Существует связь между доминантностью руки и асимметрией полушарий человеческого мозга. У большинства современных людей левое полушарие (которое контролирует доминирующую правую руку) определяет способности мышления, точных действий и языкового общения.

Правое полушарие обеспечивает восприятие окружающей среды и мира. Доминирующая праворукость гоминид из Кооби-Форы свидетельствует об эволюции асимметрии полушарий их головного мозга, о развитии мыслительной трудовой деятельности.

Земля. Homo erectus. Питекантропы. Закономерности онтогенеза психики человека. Интуитивное (дологическое) мышление. 1 350 000 до н.э.

Конкретная память питекантропа с поразительной точностью воспроизводит малейшие детали сложносоставных инстинктивных структур-образов поведения человека и животных, окружающей среды обитания, произошедших явлений и событий.

Восприятие действительности питекантропа данного времени ничем по сложности не отличается от восприятия современного человека и выражается в его поведении, насыщенном такими же насыщенными зрительно-образными позами, мимикой, жестами и звуками.

Дологическое мышление питекантропа опирается почти исключительно на память и является средством структурно-образных представлений в их причинно-следственных связях. Однако удивительная память питекантропа является исключительно конкретной, связанной только с тем образом жизни, который он ведёт. Его память естественная и натуральная, точная и качественная, образная и глубоко связана с психикой питекантропа с его инстинктивным поведением.

Исключительность памяти питекантропа обусловлена тем, что он в своей жизни может полагаться только на свою память. Иного способа сохранить и передать необходимое знание (информацию) у него нет.

Всё превосходство памяти питекантропа основано на том, что у него сохранились и сильно развиты органы восприятия, чутьё, ощущения, практически звериная наблюдательность и интуиция. Образ жизни питекантропа данного времени только развивают эти органы восприятия и эти естественные функции дологического мышления.

Земля. Homo erectus. Естественное поведение питекантропов. Культурно-психологическое развитие. Язык внешнего поведения. Поцелуи. 1 350 000 до н.э.

Язык внешнего поведения человека складывается из комбинаций элементов языка взглядов, мимики, поз, телодвижений и т.д. Первоисточником внешнего поведения являются сложносоставные условно-безусловные инстинкты, выраженные в таких же сложносоставных структурах-образах.

Например, приматы, гоминиды и питекантропы умеют в нужный момент задирать нос, чтобы поважничать, гордиться, показывать своё превосходство. Такое поведение присуще отношениям системы доминирования в любом их объединении (гаремной семье, группе, стае, стаде).

Питекантропы данного времени могут в задумчивости или в растерянности «чесать в затылке»; в злобе –
«скрежетать зубами»; при скуке или сонливости – «клевать носом»; «скалиться», насмехаясь или дразня; «склоняться в ноги», отдавая себя на милость; радушно «обниматься»; «вставать на колени» в знак полного подчинения; «плеваться» в знак презрения и «поворачиваться спиной», показывая неуважение; «вешать голову» в грусти и «гладить по голове и телу», то есть ласкать и утешать.

Единым и универсальным для всех приматов, гоминид и человека элементом языка внешнего поведения является поцелуй.

Прикосновение губами к коже головы, лица, к губам другого позволяет не только определить его физическое состояние, например, температуру тела, но и ощутить его ответную реакцию на эту ласку.

Поцелуи как элемент языка внешнего поведения бывают разные: ознакомительные, дружеские, родительские, страстные, прощальные, лицедейские и сигнально-знаковые. Например, сигнально-знаковым поцелуем будет легендарный «поцелуй Иуды».