ХР Человек прямоходящий Универсальное рубило

Александр Суворый
ХР. 2.3.4. Эпоха человека прямоходящего. Ручное универсальное рубило.

Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»).

ХРОНОЛОГИЯ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Опыт реконструкции последовательности исторических событий во времени и пространстве в корреляции с солнечной активностью

Книга вторая. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ДО НОВОЙ ЭРЫ.

Часть 3. Эпоха человека прямоходящего.

Глава 4. Ручное универсальное рубило (бифас).

Иллюстрация из открытой сети Интернет.


Кайнозойская эра. Антропогеновый период. Плейстоцен.
Древний каменный век. Средний палеолит.
1 400 000 до н.э.

Весь мир. Северное полушарие. Потепление и увлажнение климата. Homo erectus и Homo ergaster. Питекантропы-архантропы. Семейно-родовые группы питекантропов. Нравы и моральные табу (запреты). Специализация в производстве орудий труда. Первобытное хозяйство (первобытная экономика). Игра – состязание. Чувства и эмоции. Основы нравственности. Грудное вскармливание. 1 400 000 до н.э.

Развитие Дунайско-Гюнцского межледникового периода (1 500 000-900 000 до н.э.) и Нижнеберезняковского оледенения (1 500 000-1 000 000 до н.э.). Продолжение стадии потепления Донау/Гюнц (1 430 000-1 360 000 до н.э.). Климат Северного полушария постепенно становится влажным и тёплым.

Формирование первых человеческих стай Homo erectus (питекантропов), состоящих из семей и родственных групп. Группы питекантропов состоят из нескольких самцов, самок с детенышами и подростков.

Человек данного времени имеет рост 165-175 см, ходит полностью вертикально и уже изготовляет себе и другим орудия для охоты на дичь и сбора плодов.

Начало длительного процесса формирования среди гоминид социальной системы на основе разделения труда и обязанностей в семье, семейно-родовой группе и стае (1 400 000-60 000 до н.э.).

Нравы заменяют инстинкты в системе регулирования человеческих отношений. Возникновение первых моральных правил (табу, запретов, нравственной системы координат) – «не убий», «жизнь детёныша и самки священны».

Родившийся детёныш, как правило, насосавшись в первый раз тёплого материнского грудного молока, сразу засыпает на руках самки-мамы. Ощущая родное тепло, знакомое по материнской утробе биение сердца и ритм дыхания, детёныш во сне переживает свой первый опыт самостоятельного контакта с окружающей средой, обжигающим лёгкие и опьяняющим сознание воздухом.

Первый сон для только что родившегося детёныша является временем активной адаптации (привыкания) к окружающей среде, началом согласования его собственных биоритмов с воздействиями окружающей среды.

Во время грудного кормления детёныш ничем не отвлекается от сосания материнской груди, так как кроме материнской груди другого источника для питательной влаги в данное время просто не существует. Если детёныш хочет есть или пить, то он просит материнскую грудь и получает только её, так как использование для утоления жажды природной воды может нанести вред младенцу.

Грудной детёныш всё время находится вместе или рядом с матерью. Мать его кормит, поит, согревает, успокаивает, защищает и помогает.

Начало процесса специального производства человеком орудий труда и быта, поиска сырья дли них и производство разнообразных запасов. Зарождение первобытного хозяйства (первобытной экономики).

Возникновение среди питекантропов зачатков искусства танца, представления и игры, как состязания в ловкости и силе.

Открытие человеком свойства предметов из различных материалов: кости, камня и дерева.

Открытие человеком камней из группы кварца. Орудия из кварца были твёрдыми (почти как алмаз) и легко раскалывались на пластины с острыми краями.

Осознание человеком своего места в окружающей природе.

Возникновение мира чувств и эмоций. Появление первых основ нравственности (1 400 000-1 000 000 до н.э.). Развитие доброго заботливого бескорыстного (альтруистического) поведения гоминид.

Homo erectus (питекантроп) имеет хороший слух и умеет издавать связные звуковые сигналы – зачатки речи.

Начало формирования системы сознательного накопления информации и её передачи языком дрессуры в форме звуковых сигналов, жестов, мимики и поз.

Характер вертикальных языковых повелительных (императивных) отношений распространяется от более сильной группы особей к более слабой, становится популяционно-групповым, например, путём угона и подчинения самок, принятия (приручения) детёнышей, оставшихся без родителей.

Африка. Ближний Восток. Западная и Южная Европа. Франция. Ашель. Homo erectus. Питекантропы. Каменная технология производства орудий труда. Универсальное каменное орудие – ручное рубило-бифас. Ашельская культура. 1 400 000 до н.э.

В Сент-Ашёле, предместье современного французского города Амьен, обезьяночеловек оставил характерные каменные орудия – ручные рубила-бифасы. Это оббитые с двух сторон желваки миндалевидной или грушевидной формы («сплющенная груша»).

На обширных территориях Африки, Ближнего Востока, Западной и Южной Европы возникла и развивается Ашельская культура (1 400 000-60 000 до н.э.).

Самые ранние «ашельские» рубила-бифасы оставлены Homo erectus (питекантропом) в Африке во времена «Олдувая» (1 600 000-1 000 000 до н.э.).

Европейская Ашельская культура разделяется на три периода: «Ранний Ашель» (600 000-400 000 до н.э.), «Развитой Ашель» («Поздний Ашель») – 400 000-120 000 до н.э., за которыми следует ашельская «культура Мустье» (120 000-35 000 до н.э.).

В «Позднем Ашеле» особо выделяются культуры: «Клектон» (без рубил), «Микок» и «Тейяк».

Носители Ашельской культуры длительное время (1 340 000 лет) изготавливают первое универсальное каменное орудие человечества – ручное рубило-бифасы.

Охота на крупных животных стала возможной только благодаря изготовлению человеком больших рубил-бифасов, которыми можно снять шкуру и расчленить тушу убитого кем-то или умершего животного.

Ближний Восток. Галилейское озеро (Израиль, Палестина). Стоянка Убейдия. 1 400 000 до н.э.

На открытой стоянке Убейдия (у Галилейского озера, Израиль, Палестина, южнее Тивериадского озера, долина реки Иордан) остались фрагменты черепа гоминида. Местонахождение стоянки Убейдия – озёрные и болотные осадки реки Иордан.

Здесь обитают: моллюски, рыбы и черепахи (некоторые виды сейчас живут только в тропиках); птицы; верблюды, лошади Стенона, этрусские носороги, кабаны, лани, ориксы, антилопы и газели, древние олени, жирафы, древние быки и бизоны, волки, шакалы, леопарды, слоны, ежи и 10 видов грызунов.

Вид стоянки Убейдия – озеро и болото, вокруг саванна с богатой растительностью и, возможно, островки леса. Гоминиды и древний человек обитают здесь уже 600 000-500 000 лет.

Обитатели Убейдии являются носителями Олдувайской культуры. В нижних слоях нет бифасов, а в ашельских верхних слоях – бифасы, грубые рубила и чопперы. Кости гоминид, человека и животных искусственно расколоты. Имеются следы соскребания мяса на одной человеческой кости (1 500 000-1 300 000 до н.э.).

Южная Азия. Северный Пакистан. Древние артефакты. 1 400 000 до н.э.
На территории будущего Пакистана остались следы обитания древних гоминид («артефакты из Северного Пакистана»).   

Африка. Озеро Туркана (озеро Рудольф. Эфиопия). Местонахождение Кооби-Фора. Последний Homo habilis. 1 400 000 до н.э.
На восточном берегу озера Туркана (озеро Рудольф, Эфиопия) расположено открытое местонахождение древних африканских гоминид (3 360 000-1 200 000 до н.э.). Это место Кооби-Фора отличается богатейшей фауной, разнообразными ландшафтами, лёгким древесным покровом.

Здесь нет леса или плотного древесного покрова, но растительность создавала более закрытые места обитания гоминид, чем в Олдувае. В данное время здесь погиб Homo habilis, челюсть которого – самая поздняя находка данного вида.

Здесь обитают носители древней галечной олдувайской индустрии (Олдованская или Олдувайская культура).

Африка. Долина Аваш (Эфиопия). Озеро Туркана. Район Кооби-Фора. Каменная технология производства орудий труда. Ашельские рубила-бифасы. Способы и методы изготовления каменных орудий. 1 400 000 до н.э.

В долине Аваш (Консо-Гардула, Эфиопия) остались останки Homo erectus и ашельские орудия-бифасы.
Вероятно, самым первым способом обработки камня был «ударный метод». Первоначально гоминиды, также как обезьяны и приматы, просто ударяли камнем о валун или кидали камни в стенку скалы или пещеры.

Полученные осколки с острыми краями использовались по назначению. Затем в результате практики раскалывания орехов и костей ударами камней возникла техника обработки камней путём их раскалывания на твёрдой поверхности (валун-наковальня, скальная поверхность).

В данное время используется резкий скользящий удар по гальке-ядрищу другим камнем-отбойником. В результате от заготовки-ядрища откалываются лишние края и кусочки.

Другой метод – удар галькой-ядрищем о стационарную подставку-наковальню. Раскол ядрища или откалывание лишних кусочков даёт острые края орудия.

Третий способ обработки орудий – контр ударный метод. Удар камнем-отбойником наносится по гальке-ядрищу, лежащему на подставке-наковальне.

В результате применения разных способов ударного метода получаются чопперы, дискоиды, полиэдроны и скребловидные орудия. Примечательно, что форма всех каменных орудий остаётся неизменной в течение многих сотен тысяч лет и повторяет структуру-образ и форму, вероятно, первых естественных (случайных) каменных орудий.

Главными и естественными «требованиями» к форме каменных орудий являются их вес, удобство держания в руке и наличие острых краёв или режущих граней.

Камни-заготовки, осколки и отщепы пока являются сопутствующим по необходимости бросовым материалом, сырьём или отходами. Первые изготовленные каменные орудия создавались по образцу и подобию зубов (резцов и клыков).

Африка. Озеро Баринго. Стоянка Чесованья (Кения). Homo erectus и Homo ergaster. Использование огня. Костёр. Запекание мяса и костей в глиняной оболочке. Обожжённая глина. 1 400 000 до н.э.

В месте обитания древних африканских носителей ашельской культуры (кенийская Чесованья) наряду с огромным количеством (1500) каменных орудий остались десятки кусков обожженной глины вперемешку с костями животных, охотничьей добычи. Возможно, это первое известное свидетельство изобретения способа запекания в угольях костра мяса и костей в глиняной оболочке.

Анализ обожжённой глины показал, что глина подверглась термическому воздействию в 400°С, что соответствует средней температуре обычного костра.

Начало истории освоения огня древними людьми (1 400 000-1 000 000 до н.э.).

Открытая стоянка Чесованья (Чесованжа, Чемойгут) – находится в Северной Кении на северо-восточном берегу озера Баринго. Это небольшое озеро, пойма и травяная саванна вокруг.

Следы употребления огня (местонахождение GnJi1/6E) имеет форму очага, укладку камней вокруг огня. Камни очага обожжены. Причём изменения минералов в каменной кладке свидетельствуют о воздействии огня температурой 400-600°C, как в обычном костре.

Огонь в очаге горел долго и горение огня всё время поддерживали, добавляя горючий материал. Возраст стоянки Чесованья 1 750 000-1 420 000 до н.э., возраст очага – 1 460 000-1 375 000 до н.э.

Космос – Земля. Северная Америка. Падение крупного метеорита. 1 400 000 до н.э.
На территории будущего канадского штата Квебек упал метеорит, оставивший кратер («New Quebek») диаметром 3 км 440 метров.

Земля. Homo erectus. Питекантропы. Закономерности онтогенеза психики человека. Слуховая память. 1 400 000 до н.э.

Слуховая память питекантропа также удивительно ёмкая и точная, как и зрительная память. Питекантроп способен с поразительной точностью воспроизвести звуки окружающей среды обитания, зверей и птиц, подражать звукам природы, копировать поведение друг друга.

При этом звуки, так же, как и зрительные структуры-образы, запоминаются в той последовательности и том порядке, который они имели в реальной действительности.

В будущем посланники африканских вождей будут переносить на огромные расстояния, и передавать адресату длинные послания и воспроизводить их слово в слово и с теми смысловыми интонациями, какие вкладывались вождём.

При этом, посланники вождей (как правило, двое – трое), на всём протяжении пути ежедневно повторяют наизусть данное им послание, для того, чтобы не изменить его и передать максимально точно.

Слуховая память примитивных людей будет поражать их исследователей. Например, обрядовые песни коренных обитателей Квинсленда, требующие для воспроизведения не менее пяти дней-ночей, будут воспроизводиться с удивительной точностью представителями иноземных примитивных народов, даже если они говорят на других языках и наречиях и живут в сотнях километров одно от другого.

Земля. Homo erectus. Естественное поведение питекантропов. Культурно-психологическое развитие. Язык выражения лица. 1 400 000 до н.э.

Движения мышц лица, шеи, глаз, рта, бровей и головы в совокупности составляют естественный язык выражения лица, который отражает внутреннее состояние организма и нервной системы человека. Вместе с языком взглядов язык выражения лица или мимика является наиболее сильным средством естественного бессловесного общения приматов, гоминид и питекантропов (современного человека тоже).

Обучение языку выражения лица (мимики) осуществляется путём подражания и последующего «изображения» на лице соответствующего сообщения.

Человек, который ест кислый плод, инстинктивно покажет на лице своё состояние и у других неизбежно и естественно отобразится на лицах «кислое» выражение.

Также отображается на лице горечь, растерянность, разочарование, обида, печаль, горе.

Питекантропы данного времени могут смеяться, улыбаться, плакать, гримасничать, «корчить рожи», принимать соответствующий настроению и своему состоянию вид. Именно выражение лица придаёт человеку его индивидуальный облик, отличительные черты его вида.

Язык выражения лица или мимики основан на инстинктивных реакциях, поэтому близок и понятен всем представителям человечества практически любого возраста независимо от места обитания.

Естественный язык выражения лица неизбежно дополняется и развивается искусственными приёмами передачи мимических сообщений.

Вероятно, уже в данное время возникло и развивается лицедейство – актёрское искусство фальшивого и притворного выражения лица. Искусству лицедейства и развитию языка выражения лица неизбежно учат отношения доминирования в стаде питекантропов.