Поход за ягодами в Охлебинино

Наиль Мустафин 2
Поход за  ягодами в Охлебинино.

Предисловие.



В этом году так и не поехали в деревню. Много времени уходило на работу в огородах – это одно, другое – нужно было много ходить по страхованию, в третьих с Рустамом ходили на рыбалку на Уршак и на Уфимку, ходили по ягоды в Охлебинино, ходили собирать облепиху в Чишмы. Рустаму  скоро исполнится четырнадцать лет, а ростом он стал уже мне по плечи.
   Впечатлений было больше, чем поездка в деревню, а итог материальный тем более. Еще ни разу наша семья не имела столько ягод. Из Охлебинино привезли 3 ведра земляники, из Чишмов 2 ведра облепихи! На Уршане поймал густерку и подлещика – неожиданно и с большим удовольствием – удовлетворением! Не меньшее удовлетворение – поймал сорожку и плотву на Уфимке! Раньше такие рыбы мне не попадались!
За Уфимкой с Рустамом собрали 2 кг смородины, это в конце июля. А в августе собрали 2 рюкзака калины, из которой сварили желе, но это только в середине сентября, когда калина дозрела в квартире на полу спальни. В день сбора калины, когда с полными рюкзаками пошли  домой наткнулись на спелую чернику – собрали около 1 кг,– сварили 2 банки по 0,75 л компота.
Частично ягоды купили на рынке. Это 7 кг смородины и 2 кг абрикосов. Смородину и варили, и с сахаром смешали. Абрикосы сварили.

Лиля летом больше спала, чем выходила на природу. Но дома она связала джемпер мне, 2 безрукавки Рустаму, свитер себе. Начала мыть лестницу (больше, конечно, Люба, но оформили на работу Лилю. Ей исполнилось уже пятнадцать лет.). Рустам 2 недели проработал на стройке в августе месяце.

Однажды в июле, когда ходили в дальний огород, в березовой роще собрали целое ведро грибов – сыроежки, валуи, подберезовики, шампиньоны.

Когда зрела кукуруза ели молодые молочные початки вместе с сердцевиной. Вкус, словно сахарный банан, даже лучше – вкуснее и сочнее.

В дальнем разрослась малина – стала куститься, и каждый куст вокруг себя вырастил не менее десяти подростков.
А вот из двух яблонь двухлеток выжил только один, да и то листья появились только в начале августа. Вторая дала поросль с корня – будет дикий ствол. Но на нем, возможно, можно будет сделать прививку.
В августе на славу выросли кабачки и патиссоны. Много их посолили и законсервировали впрок, ели сырыми, варили, жарили. Правда носить эти овощи из огорода домой стоило больших  сил и мучений. После каждого похода в огород долго болела спина.
Не много, но все же выросли огурцы. Почти все они пошли на засолку. Это около 10 кг всего. Выросли огурцы и помидоры  на балконе по 1 кг. Летом было мало солнечных дней, больше облачных и дождливых. Потому были огурцы. Но вот помидоры опять не вызрели. Не хватило тепла. В итоге 1/з выросшего еще и испортилось от фитофтора. Пришлось почти весь урожай помидоров в зеленом виде переработать  на икру, а что получше засолить. Помидоры зрелые на корню, чтобы были мясистые и сочные, спелые и красные, так и не покушали.

Охлебинино.

Самое запоминающееся и удивительное было,  конечно, поход за ягодами в Охлебинино.
Добираться нужно на катере, в 19.00 вечера, отправляющийся с Монумента Дружбы. Плыли  вверх по течению три часа.
Возле Охлебинино открылись белые меловые скалы высотой около 50 – 100 метров на протяжении около 3 километров. На горах, которые тянулись от реки, от этих скал, оказалось, и были самые ягодные поляны.
Вышли с катера в Охлебинино и пошли обратно к этим горам. На карте это одна деревня, на самом деле  один конец деревни разделяется оврагом  от центральной части, и называется Жилино. Ягодная поляна, оказалось, примерно в 1 км за деревней Жилино. Ночь переночевали на крыльце и в сенях крайнего дома, где жил, видно, тогда один молодой человек лет 20-ти. В 5 часов утра мы вышли из сеней этого дома. Еще вечером мы обследовали околицу и собрали около 1 кг ягод. А сейчас, утром, то есть, после туалета прямо в поле за деревней, умылись росой. После этого выпили воды из своей красной канистры и съели по одному бутерброду с колбасой. Еще солнце не встало, только заря показалась на горизонте, когда мы с Рустамом зашагали в сторону реки. Остановились над обрывом к реке. Отсюда далеко видны луга на той стороне реки. Над лугами легкий туман. На той стороне реки вообще не видно возвышенностей, от чего далеко видно, словно с самолета.
Утро прохладное. Даже руки слегка мерзнут. Мы начинаем собирать ягоды. Их  видно не много, по одному, по две на кустиках травы земляники. Но ягоды, краснеющие, и словно бусинки разбросаны по ковру. Трава редкая несколько и совсем низкая. Но вот пошли более густые травы, которые словно лес над полем возвышаются над низкой травой. Заглядывая в эти заросли,  находили более крупные ягоды.
Но прежде чем повести рассказ об этом дне, мне захотелось вспомнить о вечере.


ВЕЧЕР  и НОЧЬ.

Когда мы сошли с катера, поднялись по крутому берегу к деревне. Над кручей стоят два строения – один дом для отдыха экипажа катеров и одно строение типа летней времянки для туристов, и вообще, для ожидающих катер.
Еще на катере я спросил у одной пожилой женщины о том, где можно собирать ягоды. Она сказала, что прямо на скалах или за Охлебинино прямо.
Сейчас, выйдя на середину деревни, мы оглянулись. Если идти прямо за деревню, то там видны только засеянные поля. Решили проверить скалы.
Когда попадаешь на неизвестную местность, все кажется далеким, и время идет медленно. Так и здесь.
 Дорога шла влево от деревни вниз, потом поднималась опять, уже к соседней деревне. Хотя казалось, что если бы не глубокий овраг, то это одна и та же деревня. А так выходило, что на эту сторону Охлебинино. А за оврагом – Жилино.
Мне самому казалось, что дорога, возможно, не туда, то есть не к скалам поведет. Но другой не видно. Поэтому пошли вниз. По дну оврага протекал ручей шириной от 3 до 5 метров, через ручей перекинут мост, почему-то показавшийся не очень надежным. От моста дорога пошла вверх, петляя в сторону реки, а потом от реки. При входе в Жилино, еще за околицей, увидели двух мальчиков лет 5-6. Они собирали крупные красные ягоды земляники на небольшом пятачке, сразу за картофельными огородами. Фаянсовые белые чашки были уже полные. Увидев незнакомых людей, что ли, или просто сами уже уходить хотели, мальчики побежали в деревню.
- Видишь, Рустам, какие ягоды собирали мальчики. И это прямо у дороги, на задах огорода. Значит верно сказала бабушка на катере, что ягод здесь много.
- Да, видел. Давай здесь прособираем.
- Да ты что? Нам ведь не чашку надо собрать, а целых три ведра. Нужно искать место  в поле. Вот дойдем до тех полян, что на скалах, найдем хорошее ягодное место, там и будем собирать.
- Ну, давай здесь только посмотрим…
- Хватит ныть. Нам до темноты нужно разведать поляны. Потом и место для ночлега найти. Иди, и не хнычь.
Рустам нехотя побрел за мной.
Улица деревни была прямая, но вся в колдобинах, ямах, ухабах. Кое-где были грязные, не высохшие лужи до 15 метров в длину. Их с трудом обошли возле домов.
Последние дома деревни уже видны, кажется, до них очень далеко. ( Это все неизвестность сказывается). В душе все еще сомнение о том, что где-то рядом могут быть ягодные поля. За домами в противоположную сторону от реки идут обработанные поля. Там конечно нет ягод.  От домов до реки совсем мало земли. Правда, за деревней что-то может есть. Вот и последние дома. Справа глубокий овраг, заросший травой. Рустам зовет туда. Но я повел его влево, в сторону полян на скалах.
Не отошли от последнего дома и на 50 метров, как под ногами стали показываться листья ягод. Мы свернули с дороги в заросли травы в сторону пшеничного поля. И тут же увидели первые ягоды. Ягоды оказались спелыми, крупными и вкусными.
За время поездки я проголодался, поэтому первым делом решил поужинать ягодами. И Рустаму тоже велел кушать. Но он начал сразу собирать ягоды в ведро, только иногда пробуя на вкус.
Я же ел с удовольствием, наслаждаясь свежестью сочных, спелых ягод. Сейчас, вспоминая этот вечер, могу сказать, что нет ягод вкуснее, чем только что собранные. Уже потом, особенно сваренные, они уже не имеют такого аромата. Варенье даже не очень хочется кушать.
Так вот. Собирать мы начали ягоды. Уже наевшись, я тоже стал собирать ягоды в полиэтиленовый мешочек. Возле пшеничного поля, в разнотравье, шла тропинка. И совсем рядом от тропинки, неглубокий, до 1 метра, овражек весь заросший травой. Овражек полого переходит в поле усыпанное разнотравьем. И везде растет ягода. Но на склоне овражка собирать легче. Лучше видно, да и нагибаться очень низко не нужно. Правда, на верху, у тропинки ягоды мельче. Постепенно начал встречать более крупные ягоды в нижней части овражка, в более густой траве. Они там и более сочные.
Рустам собирает прямо в поле на ровно месте. Я оглянулся. От задов деревни до пшеничного поля метров сто. В сторону реки под сенью деревьев расположено кладбище. За ним рощица. За рощей открытое место, чуть возвышенное, которое выходит прямо к обрыву на меловые скалы. Но отсюда этого не видно. Кажется, поле  должно тянуться очень далеко. А из деревни это место казалось пятачком, не стоящим внимания. Для себя я отметил, что утром пойдем на ту большую поляну. По опыту я знал, что на таких местах и растут ягоды. А здесь у деревни, хоть и есть ягоды. Но нужно искать более богатое место, подальше от деревни.
В воздухе уже давно появились комары. А сейчас, когда солнце спряталось за возвышением,  и начались сумерки, комаров становилось все больше. Над травой стоял уже гул от комариного пения. И чем больше я швырялся в траве, тем больше вылетало комаров. А как они кусаются. Вы, наверное, сами это знаете. Рустам начал уже жаловаться, ныть.
- Папа! Комары кусаются. Что будем делать? Может, костер разожжем?
- Ну да! Тебя быстро деревенские выгонят отсюда.
- Конечно! Пусть комары нас едят. Это даже лучше. – иронизировал Рустам.
- Не надо мне твое нытье. Хочешь сладко есть, нужно и потерпеть.– ответил я ему несколько раздраженно.
Прошло еще с пол часа. Темнота спустилась больше. Комаров туча. От ягод аппетит разгорелся только.
- Рустам, идем, покушаем. – позвал я сына, и устроился на краю овражка, чтобы удобно было сидеть. Он подошел.
- Не стесняйся, садись.
- Как? Разве можно на холодную землю? – это уже ирония опять.
- Хватит дурить. Не хочешь на землю, переверни ведро и садись.
Рустам все же пристроился на траве. Я достал по бутерброду с сыром. Ели все время, отмахиваясь от комаров и разглядывая поле, рощу, деревню. Переговаривались о том, где заночевать. Я хотел прямо в поле, спать здесь же, на склоне овражка. Но когда закончили поздний ужин, понял, что комары нас просто съедят. А вокруг уже совсем стемнело.
- Идем в деревню. Может там, какую баню найдем. Иначе мы комаров не выдержим. – позвал я сына.
Подойдя к крайнему дому, мы долго его осматривали. Казалось, что это заброшенный дом. Двор весь порос высокой травой, калитка болтается, живности не видно. Да и человеческого духа не заметно. Казалось, что это заколдованный дом чародея, который специально вырастил вокруг дома непролазные заросли из крапивы, полыни, чертополоха высотой с человеческий рост. Едва заметная тропинка вела к крыльцу. Потоптавшись немного, я вошел во двор. Подошел к крыльцу – предсеннику. Здесь скамейка очень узкая.
- Садись, Рустам. Здесь комаров почти нет. До утра можно прикорнуть.
- А что прямо здесь, сидя спать будем.
- Ничего, всякое бывает. Привыкай. – сказал я, и прислонился к стене сеней. Рустам поворчал и устроился в другом углу крыльца.
Примерно через пол часа вдруг открылась дверь. Притом не жилом виде дома, показалось, что это домовой или бог весть кто еще средь ночи ходит. Но это оказался молодой мужчина, паренек еще.
- Вы нас извините. Мы до утра здесь посидим.  – первым заговорил я.
- Пожалуйста, сидите. – ответил парень. Закрыл дверь.
Через несколько минут он вышел, прошел мимо нас и пошел в деревню. Не появлялся он около часа, не меньше. А к тому времени нас с Рустамом стали беспокоить заблудившиеся комары. Они жужжали, пищали и не давали спать. Прячась от них, я надвинул на голову ведро, спрятал руки в рукавах штормовки. И так немного вздремнул. Несколько раз просыпался, чтобы удобнее сесть. А когда появился парень,  от неожиданности испугался, что я его мог напугать,-  с ведром на голове. Но он только на мгновение остановился перед дверью и вошел в дом.
- Пап. Ты, наверное, испугал его. – сказал сын.
- Ладно. Отдыхай. – ответил я, вновь  пряча голову  в ведро.

Примерно через полчаса дверь вновь открылась.
- Заходите сюда. В сенях комаров нет. До утра устраивайтесь. – это что-то парню стало жалко, что ли, нас.
Мы, конечно, отказываться не стали. Молча вошли в сени. Парень ушел в дом. А мы легли прямо на полу, у дверей. Комаров и на самом деле не было. Хоть и жестко, но немного мы вздремнули. Только с боку на бок ворочались каждые 10-15 минут. К тому времени, когда небо чуть засветлело, мы больше устали, наверное, чем отдохнули. Поэтому, появление первых признаков утра мы встретили с облегчением. Ни говоря ни слова, не беспокоя хозяина, мы вышли из сеней, и пошли за околицу.


Утро.

Я уже говорил, что утро выдалось холодным. Особенно у обрыва к реке, где даже руки мерзли, а трава была покрыта тонким слоем льда – изморозью, и казалось, что на траву налили молочную пену.
У деревни мы ягоды не собирали. Сразу пошли искать место на горке. Прошли около километра. У самого обрыва растет островок леса в 50 метров, если взять вкруговую. Рядом начинается спуск к огромному оврагу, разделяющему два вытянутых холма, которые оканчиваются меловыми скалами у реки. Вершина холма, где остановились мы, без леса. Ниже, метров через 100, начинается лес, который занимает более крутой противоположный  склон оврага, имеющий  глубину до 40 метров и идущий от реки далеко вглубь в сторону пшеничного поля.  Лес поднимается на соседний холм полосой в 30 метров у самой меловой скалы и на вершине  занимает всю верхнюю часть холма.
Я для себя отметил, что можно будет сходить и на ту поляну, что раскинулась на склоне соседнего холма. Но вначале нужно пособирать на этом холме. Место здесь тоже ягодное, открытое, просторное.
Под лучами яркого утреннего солнца постепенно туман за рекой рассеялся. Воздух стал прогреваться. На руки уже не надо было дуть, чтобы согреть.
 Если не собирать ягоды, а любоваться природой вокруг, даже это оправдало бы нашу поездку сюда. Простор за рекой, зелень полей и лесов на этой стороне радовали глаз. Все это звало к жизни, наполняло душу желанием жизни.
Но особо увлекаться не было времени. Ягоды звали к работе. Почти не разгибаясь, мы наполняли наши ведра.  Работа пока шла медленно. Ягода была, но редкая. Постепенно мы спустились на четверть от вершины. У самого лесочка более крутой склон. Здесь протоптаны тропинки, не то людьми, не то животными. Тропинки идут вдоль холма через каждые 3-5 метров. Между тропинками, да и прямо на них растут ягоды. Они здесь более крупные, чем на вершине холма и собирать удобно.
Рустаму надоело собирать на этом месте. Он все хочет найти более урожайное место. Я с ним разговариваю несколько грубовато, потому что он очень уже ноет, хитрит и задает глупые вопросы, желая увлечь меня на более открытый склон, ниже и дальше от речного обрыва.
Вскоре, когда воздух стал уже наполняться приятным теплом, на холме появились двое мальчиков лет по 13-14. Еще через полчаса на склоне холма, возле леса, что ниже нас, появились четыре женщины. Они, похоже, приплыли на лодках. Поднялись по крутому склону оврага, и пошли, встав в ряд, согнувшись, собирая ягоды, сначала вверх, а потом вдоль леса от реки.
- Папа! Идем вниз. Видишь, там женщины собирают. Сразу видно, что там лучше.
- Слушай, Рустам. Если хочешь, иди один. Я пока здесь буду собирать.
Но Рустам один идти не желает. Отойдет немного, опять покрутиться не далеко от меня. Больше ходит, чем собирает. Я его подзываю.
- Ты чего не работаешь? Собирать приехал или просто так мотаться?
- Я ищу, где лучше. Я же вижу, что внизу больше ягод. Идем туда.
- Я не плохо и здесь собираю. Возьми ведро и иди вниз. Там медведей нету. Но только работай, не мотайся. – говорю я ему.
Наше одно ведро и красная канистра с водой как маяк стоят чуть ниже вершины, на склоне, повернутом к реке. Я подхожу к ним, пью немного воду, даю Рустаму. Сразу же у канистры начинаю собирать ягоды. Постепенно иду по склону  чуть ниже в ту сторону, откуда пришли утром. Здесь у лесочка полянка образует своеобразный амфитеатр, краем обрывающийся  к реке. Поляна на склоне тянется полукругом метров на 50 – 80, высотой до 15 метров. Я уже ползаю иногда, то вниз, то вверх. Иногда нахожу места, где стоя на месте, собираю ягоды вокруг себя, со всех 360°.
Солнце уже начало припекать. Время около 10-11 часов, а жарко стало очень.



Полдень.

Рустам подошел ко мне и стал собирать ягоды не далеко от меня. Через несколько минут стал звать опять вниз, туда, где собирают ягоды женщины.
- Знаешь, Рустам. Если устал, то так и скажи. Но зачем гонишь меня туда, я тебе разрешил идти туда. Почему не идешь? Может быть, кушать хочешь?
- Нет. Не хочу. Здесь ведь мало ягод.
- Ну, посмотри. Я ведь не сходя с места собираю. Посмотри кругом. Даже стоя видно, что весь пригорок усыпан ягодами красными и спелыми, правда, не очень крупные. Но вот здесь, среди высокой травы, в низине, и крупная есть.
- Все равно. По-моему там ягоды лучше. – Рустам говорит обиженно, словно ему не дали конфету. Я раздражаюсь. Готов уже всыпать ему. Но сдерживаю себя.
- Ладно. Идем вначале пообедаем. Мне кушать хочется, да и устал. Спина разламывается.
Я взял свое ведро уже наполовину полное и пошел к «маячку» - красной канистре. По пути то и дело нагибался и подбирал проглянувшиеся ягоды. Рустам шел рядом и охал, когда я останавливался.
- Здесь все равно и мельче и совсем мало. Хватит здесь собирать.
- Да замолчи ты! Нытик. Я же сказал, что идем кушать. А потом пойдем в ту сторону.
- Тогда идем быстрее. Зачем собираешь?
- Если ягоды сами просятся в ведро, почему их оставлять. Я смотрю, ты устал. Наверное, и солнце припекло. Да вот и наши вещи. Возьми, попей воды. Легче будет.
Рустам открыл канистру и попил. Я достал бутерброды. Один дал сыну, другой стал есть сам. Стоя, оглядывая холм, я заметил, что внизу народу прибавилось. Человек десять «пахали» склон холма на животе и на корточках. Слышно было, как зовут друг  друга женщины, находя боле ягодное место.
Тот «амфитеатр», где я собирал, был как бы «за углом» к основному склону холма. В «амфитеатре» было жарко, без ветра. А там, где работали женщины, чувствовалась какая-то прохлада. Видно, между холмами пробегал ветерок, освежая воздух. Да и густая трава еще не успела нагреться, отдавала свою свежесть слою воздуха у земли. Кроме того «амфитеатр» это южный склон, а основной склон холма – это западный. Солнце сюда пока  падает несколько вскользь. От этого западный склон темно-зеленый, а «амфитеатр» весь залит солнцем, имеет яркую окраску. Трава кажется жарко-зеленой с краснотой от выглянувших из-под листьев красных ягод земляники.

Утолив голод бутербродами и водой, мы взяли вещи, и пошли на западный склон. Прошли метров 50 севернее и спустились  на 15 вниз. Трава здесь очень густая, слегка еще влажная от росы. А ведь уже почти полдень. Солнце все же побеждает, почти на глазах влажность уменьшается.
Ягоды здесь крупные и сочные. Вначале попадалось не много. Но вот я присел и уже не вставая, начал собирать кругом себя. К этому участку склона женщины еще не поднимались. Они все еще внизу и севернее.
Рустам побродил вокруг, спустился немного вниз, и меня стал звать к себе. Я сказал, чтобы сам он ко мне шел, если хочет. Он не слушал меня, пособирал чуть ниже, потом подошел ко мне.
- Смотри, сколько много здесь – сказал я. – если хочешь, пристраивайся рядом, только не очень близко, иначе ягоды помнешь.
Сын пристроился чуть севернее по склону. Вскоре спина стала ныть от постоянного наклона. Я сел, вытянув ноги, и стал собирать в таком положении. А ягод-то! Везде. И между ног, и под ногами, и кругом. Крупными каплями висят на ниточках-кистях жирные ягоды. Трава высокая и густая. Раздвигать и находить в ней все новые и новые кисточки ягод – одно удовольствие. Чтобы не раздавить ягоды, собираю вокруг себя, не двигаясь, только вращая туловище. Закончив на одном месте, сползаю ниже, туда, где ягоды между ног уже собраны. И опять за работу. Не прошло и часа, как ведро наполнилось. Я закрыл его платком, платок завязал, чтобы не сдуло. Взял свободное ведро. Начал собирать в него.
 У Рустама ведро еще не полное. Ведь он до этого больше бегал, чем собирал. Но здесь он не отстает. Собирает упорно.

На огромной поляне иногда слышны возгласы женщин, которые зовут друга к себе, спрашивают, где хорошие ягоды. А в основном стоит тишина, в которой слышны жужжание пчел, шмелей, ос, мух, слепней. Солнце уже перемахнуло за полдень и все ярче и жарче греет поляну. Трава высохла от росы и стала уже теплой. Воздух стал душным как парилка бани. Ягоды распарились, стали мягкими, мнутся под пальцами. Пробую их есть. Они очень вкусные. Мне жалко, что эти ягоды могут испортиться, пока довезу домой. Вспоминаю, что рекомендуют собрать ягоды только утром и вечером. А ведь и вправду. Утром ягоды упругие, крепкие. Как потом оказалось, вечером тоже ягоды становятся крепкими. А сейчас, днем, они просто плыли, таяли. Все пальцы от ягодного сока стали липкими.
Вот и ведро Рустама наполнилось. Его тоже прикрыли тряпкой. Этим заинтересовались женщины. Несколько человек по очереди подходили к нам, спрашивали об урожае, толпились, вокруг ища ягоды, но не удовлетворившись, уходили на другое место.
Ниже меня собирали ягоды бабушка с внучкой лет эдак около десяти. Заметив, что у меня, возможно, хорошее место, внучка позвала бабушку.
- Бабушка, пойдем к тому дяде. Около него много ягод.
- Зачем же. Поле большое, собирай, где собираешь.
- Нет. Идем туда. Там лучше. – и внучка сама пошла в мою сторону.
Вначале она остановилась метрах в пяти от меня. Через несколько минут подошла совсем рядом и стала собирать у меня под задницей. Мне было не жалко, но в душе кошки скребли. Даже Рустам выдерживал дистанцию, чтобы не мешать друг другу, а эта дурра в задницу лезет. Мне хотелось уже отругать ее, но меня опередила бабушка.
- Ты что там делаешь? Разве можно мешать людям? Иди ко мне! Здесь ведь целое поле ягоды. Что тебе, места что ли мало?
Девочка нехотя, но все же пошла к бабушке. Прошло минут десять, и на этот раз уже сама бабушка стала приближаться ко мне. Но хитрее внучки. Она просто пошла ко  мне навстречу, снизу вверх. Но буквально через пять метров ягодник впереди меня кончился. А Рустам уже до этого пошел искать новое место. Я огляделся и встал. «Ну, бабуся, зря стараешься. Я уже на этом месте все собрал.» - подумал я про себя. Взял наши вещи и пошел севернее к самой кромке леса. Здесь небольшое ровное поле. Трава жесткая и стоящая. Ягоды здесь краснеют, но жесткие и невкусные, не совсем зрелые. Да еще жара! Чувствую, как сильно устал.
 Зову Рустама. Немного пьем воду и сидя отдыхаем.

Замечаю, что больше половины женщин ушли домой. Остались только три семьи, которые приехали на легковых автомашинах. Бабушка с внучкой, вместе с молодыми – дочерью и зятем на «Москвиче 2141». Две семьи на «Жигулях» и еще парочка на желтом «Запорожце».
Зять той бабушки спустился к реке и принес в большом полиэтиленовом мешке свежую рыбу. Наверное, килограммов 15. Там внизу слышны голоса, - только голоса мужчин, а затем уходящий шум моторной лодки.
Отдохнув, начинаем собирать ягоды чуть повыше. Но здесь уже собрано. Остались мелкие. Рустам зовет на другой холм. Я после его уговоров, соглашаюсь. Начинаем искать дорогу. Но через очень глубокий овраг дороги не находим. А спускаться к реке и подниматься оттуда – это  кажется очень тягостным. Солнце настолько напекло, что ничего делать не хочется. Время уже около четырех часов.

Рустам начинает проситься к реке, чтобы искупаться. Но мне не хочется. Третье ведро еще только наполовину полное. Хочется собрать полное ведро. А там уже и отдыхать. Я иду на то место, где было много ягод и нахожу хороший ягодник. Становлюсь на колени и собираю. Рустам же опять ходит вокруг и по-всякому уговаривает спуститься к реке. Я сержусь на него, ругаю, но делаю свое дело. Вскоре на поляну въехал грузовой Уазик. Подъехал к самому спуску. Люди вышли из машины и пошли вниз. По разговору ясно, что приехали купаться.
Я, наконец, тоже не выдержал. Пошел с Рустамом вниз. Спуск крутой, почти отвесный. Внизу сухое песчаное русло ручья, который, видимо, течет весной и в дождь. Дальше ровное место с  беспорядочно раскинутыми острыми известковыми камнями. Видно, что и дно усыпано такими камнями. Вставать на такой берег нет желания босиком. Но видя, что люди уже разделись и лезут в воду, я тоже раздеваюсь.
Все люди в семейных трусах, поэтому я тоже не стесняюсь, что  не в плавках. Захожу в воду. Холодно. Как будто где-то не далеко бьют ключи. По воде плывут пенистые кочки, ветки, мусор, бог весь что. В общем, - грязно. И это шириной  до 20 метров у берега. Только к середине реки чище. Река  здесь широкая. Наверное, до 300 метров. Мужчины меряют дно. В 5 метрах от берега уже с «ручкой» - глубоко.  Я вспоминаю, что однажды в засуху даже ниже по реке, в 5 км от Уфы, Белую переходили вброд всего по пояс в воде. А в этом году частые дожди наполнили реку, сделали ее полной, могучей на вид и грозной в своем стремительном беге. Мужчины тоже вспоминают, что в прошлые годы и в этом месте река была намного уже и мельче.
 Я моюсь водой, окунаюсь и плыву от берега. Чувствую, как сильно сносит. Поворачиваю против течения, но скорость реки сильнее и меня несет вниз. Тогда сворачиваю к берегу и выхожу из воды уже несколько ниже того места, откуда входил.
Рустам на берегу. Собирается в реку. Я его предупреждаю, чтобы не заплывал далеко. Он лезет в воду, пробует плыть против течения и тоже выходит ниже по течению в метрах тридцати. Немного стоит по колено в воде, ложится на живот и бултыхается. Выходит грязный. Я заставляю его смыть грязь.
После жары приятно стоять у реки и обсыхать от холодной влаги.

Вечер.

Когда мы поднялись на поляну, почувствовали, что наступает уже вечер. Солнце было уже не такое жаркое и не очень яркое. Иногда пробегал чуть заметный ветерок. Солнце светило со  стороны реки, вернее с запада. От деревьев появились тени.
Люди, что приехали на Уазике, подождали своего товарища, который искал грибы. Когда он появился, держа в руке один белый гриб и один подберезовик, люди уселись кто в кабине, кто внутри крытого кузова и машина уехала. На поляне больше никого не осталось. Только  я и Рустам. Наше третье ведро больше, чем на ; уже наполнено ягодами. Не спеша, словно нехотя, мы начали собирать ягоды прямо возле самого обрыва и кромки первых деревьев. К своему удивлению обнаружили, что ягод здесь много. Видно, те ягоды, что днем были еще зеленые, к вечеру созрели, стали, словно девки на выданье. Стебельки ягод встали, выпрямились, выставив ярко-светло-красные бусинки над травой. Особенно интересны ягоды на склоне оврага перед крутым спуском. Ягоды почти прозрачные. Такими их делает солнце, которое освещает склон не очень яркими, но удивительно нежными лучами.
- Папа! Почему же люди не собирали эти ягоды! Ведь их здесь было много весь день. – не выдержав, спросил сын.
- Наверное, не было видно. Ведь солнце было с востока, поэтому ягоды оказались в тени. Да и прятались, наверное, под листочками. А люди поглядели сверху, не увидели и пошли на поляну. А сейчас ягоды сами встали навстречу лучам Солнца. Вот и вся отгадка.
- Да! Нам повезло. Я еще никогда не видел так много ягод, которые растут словно в огороде на грядках. Вот если целый день обирать на таком месте, можно было бы десять ведер набрать. Сейчас и не так жарко.
Сын, молча, собирал еще с четверть часа, а потом опять заговорил.
- Папа! А когда пойдем на пристань? Ведь ведро почти полное.
- Ты, что, устал? Или кушать хочешь? Время ведь еще семь часов только. Что нам делать на пристани? Катер будет только в шесть часов утра.
- А вдруг мы опоздаем?
- Куда опоздаем? До пристани всего час ходу. Чего ты виляешь?
- Просто так. Здесь ягоды уже все равно кончаются. Идем на гору. Может там больше есть. Интересно ведь посмотреть.
Я отказался. Собирали еще минут 15. Рустам опять начал звать на пристань. Я огляделся вокруг. До сумерек еще далеко, солнце достаточно высоко. Казалось бы, можно еще побыть здесь. Но и у меня в душе что-то звало в деревню. Словно что-то говорило, мол, рабочий день закончился, пора идти домой.
- Ладно. Собирай вещи и пошли. – сказал я. Одел за плечи рюкзак с едой и свитерами. Взял два ведра. Рустам взял ведро и канистру. Третье ведро, можно было сказать, было уже полным. Сверху ягоды мы укрыли травой, и пошли на верхушку холма.
Вершина холма под вечерним солнцем приобрело другие очертания, чем утром. Если утром душа земли рвалась, словно просыпаясь, потягивалась и ежилась от холода, то теперь вечером она словно усталая, хотела отдохнуть.
Похоже было, что здесь, на верху холма, люди совсем не собирали ягод. Трава не топтаная, ровная. А мы прошли утром только краем поляны, вдоль обрыва меловых скал. Я останавливаюсь иногда, подбираю ягоды, пробую на вкус. Ягоды здесь в густой траве и не очень еще зрелые, - думаю про себя, а потом высказываю это Рустаму.
- А знаешь, Рустам?
- Что?
- Смотри, какая огромная поляна здесь. И еще никем нетронутая. Собирать ягоды можно еще целую неделю. Только желание имей.
- Хватит, папа. Идем скорее на пристань. Скоро катер придет.
- Куда торопиться? Нам сегодня катер не нужен. Он здесь ночует и отплывает только утром. Что за бестолковщина? Сколько раз тебе объяснять?
- Скоро комары начнутся. Вон. Они уже кусаются.
- Ну, посмотри, опять хорошее ягодное место. Давай чуть-чуть подберем и покушаем на ужин. Ведь ягоды сами просятся.
Я стал подбирать ягоды. Половину ем, другую половину складываю в ведро, поверх травы. Там еще есть немного места. А Рустам все бубнит себе под нос. Что ему приспичило на пристань? Не пойму.
Минут десять мы кружили на одном месте. Наконец и мне надоело. На самом деле и комары появились. Да и сам устал.
- Хорошо. Бери вещи. Идем.
Мы опять пошли в сторону деревни. Теперь идем вниз по очень пологому восточному склону холма. Высокая трава сменилась более низкой. Но и здесь одни ягоды.
Не доходя метров сто до лесочка возле кладбища, мы вышли на дорогу, образовавшуюся в траве от колеи машин. За дорогой в метрах тридцати начинается знакомое пшеничное поле. Мы с Рустамом помочились. Решили чуть отдохнуть. Достали бутерброды с колбасой и поужинали, запивая теплой водой из канистры. После этого Рустам, да и я тоже, несколько приободрились. Дальше пошли легче.

На пристань пришли взмокшие. Ведь пройти три километра с десятью килограммами не так и легко.
На скамейке возле гостиницы для плавсостава сидят парни и девушки ,и две женщины. Я спросил, где можно переночевать. Одна из женщин сказала, что нужно узнать у сторожа, что в доме. Я вошел в калитку, прошел к двери дома и постучал.
- Войдите. Открыто.
Я вошел. В комнате-прихожей за столом сидит пожилой мужчина.
- Скажите, пожалуйста, где здесь можно переночевать до утреннего катера?
- А вы кто будите? Туристы что ли?
- Нет. Мы с сыном за ягодами ходили. Вот теперь домой нужно в город.
- Ну, тогда идемте. У нас есть зал ожидания. Там есть скамейки.
Старик взял ключи. Мы вышли. Старик повел к соседней постройке, похожей на летнюю веранду или сарай-склад. Когда открыл дверь этого сооружения, оказалось, что внутри пусто. Только вдоль стен стоят четыре решетчатые скамейки. Пол и скамейки чистые, покрашенные. Четыре окна забиты снаружи, а внутри застеклены.
- Вот здесь и устраивайтесь. Замок оставлю вам. Закройтесь изнутри.
- Спасибо. Нам это подойдет. – сказал я.
Старик ушел, оставив распоряжаться всеми удобствами «люкс».


Ночь и утро.

Что хорошо, - так это отсутствие комаров. Через щели на досках, которыми забиты окна, проникает свет с западной стороны. Там протекает река и садится солнце. Время уже половина одиннадцатого. Но еще до 12 часов в окна заглядывали лучи света, постепенно угасающего вечера.
Заметно стало холодать. Поэтому мы достали свитера и оделись. Рустаму отдал легкое шерстяное одеяло.
В первое время мы старались уснуть на скамейках. Но как бы мы не устали, все же решетки скамейки заставляли нас вращаться с боку на бок.
Примерно после одиннадцати часов прибыл катер из Уфы. Он опоздал от расписания на целый час. Хотя и опоздал, - но все же прибыл. Это успокоило. Значит, утром вовремя будем в городе. Иначе ягоды испортились бы.
Наверное, около трех часов ночи Рустам лег на полу. Стал жаловаться на холод. Я прилег рядом с ним. Мы приложились друг к другу спиной и укрылись одеялом. Снизу голый пол, но все же лучше, чем на скамейке, и тепло друг от друга. Так  и проспали часов до пяти.
Встали, тревожась, как бы не опоздать на катер, хотя катер и стоял прямо под обрывом. Уже начало светать. Темнота ночи ушла, но еще и не светло. Небо слегка сероватое, туманное. Сумерки.
Мы сходили в туалет. Вынесли вещи из помещения и закрыли дверь на замок. Я отнёс ключи охраннику.
 Спустились к катеру и заняли позицию для входа на катер. Когда плыли сюда, то намучались стоя в проходе между креслами, поэтому сейчас хотели ехать с комфортом.
Так и получилось. Мы первыми вошли на катер, когда через час открыли вход. Устроились в середине каюты у окна. Народу набралось примерно половина каюты. Но катер приставал к берегу у деревень и подбирал людей, так что к городу подъехали почти с полной каютой пассажиров.

На остановке автобус долго не ждали. Утром в сторону Старой Уфы автобусы едут свободные, так что и в автобусе ехали сидя. Повезло.
Люба была на работе. Поэтому до ее прихода я с Рустамом перебрал часть ягод и сделал четыре банки компота в  3-х литровых банках.
 Остальное перебрали за вечер. А утром наварили варенья и компоты. Получилось довольно шикарно! Ведь это в первый раз за всю жизнь нам удалось собрать такой урожай полевых ягод земляники!
Ну и слава богу! Спасибо природе за щедрый дар! – говорили мы, радуясь, и урожаю, и тяжёлому походу в чудесные кладовые природы, из которого мы с сыном вернулись с новыми незабываемыми впечатлениями.

      Октябрь 1993г. г.Уфа.