Национальный кадр

Владимир Демьянов
    В многонациональном советском государстве существовала разнарядка на представительство национальных меньшинств в органах государственной власти, в руководстве предприятий и выборных должностях различного уровня. Действительно, если разобраться, в большой, многонациональной стране не только рабочие, но и руководители должны быть из числа всех народов, населяющих страну. Не обошла стороной подобная разнарядка и военные училища. Командиры в армии должны быть тоже разных национальностей. Только тогда эта армия будет народной.

   При поступлении в военное училище, такой национальный кадр имел, можно сказать, огромные преимущества. Если он изъявил желание поступать, то обязательно должен быть зачислен в училище. Здесь не играет роли, что конкурс поступления, к примеру, три человека на одно место, национальному кадру это место уже обеспечено. И ерунда, если складывая дроби - одну вторую с одной второй, у нацкадра получается одна четвертая, вместо единицы. Зато он станет достойным представителем командного состава доблестных вооруженных сил.

   Вопрос самой национальности, в данном случае, не играет никакой роли. Это может быть узбек, туркмен или таджик, а может быть кто-то другой. Все они, в данном случае,  попадают под одно емкое понятие – национальный кадр. Как правило, эти ребята хорошие товарищи, умеющие дружить и трудиться. Они вполне знают не только родной, но и русский язык. А иначе, как учиться и осваивать воинскую специальность? Но, среди этих парней попадались и такие, которые свою лень в изучении предметов относили на счёт незнания русского языка. Делали они это специально или не намеренно, кто сейчас разберёт? Но некоторые случаи доходили, прямо скажем, до курьезов.

   Ахмет был невысоким, но вполне симпатичным парнем. Чёрные, как смоль волосы, сверкающий взгляд, синева, пробивавшаяся на выбритых щеках и подбородке. Он вполне бы мог сойти за индийского киноактера. Со своими сослуживцами Ахмет общался ровно, дружески, на вполне понятном языке – русском. Конечно, с акцентом, но говорил вполне осознанно и правильно. Неизвестно, как Ахмет учился по другим предметам, но с физикой у него были явные нелады. Текущие оценки по предмету, как-то, сами собой, становились тройками, а вот выполнить лабораторную работу у него никак не получалось. И нужно было всего ничего – составить самостоятельно простейшую электрическую цепь. И всё. Тройка обеспечена, можно переходить к экзамену. Курсанты с долгами к сдаче экзамена не допускались. Ахмету очень хотелось на экзамен. Скорее даже не на него, а в отпуск, который следовал после сдачи сессии. Поэтому он вместо того, чтобы выучить предмет и разобраться что к чему, выбрал тактику «выхаживания оценки». Ахмет добросовестно ходил на пересдачу работы каждый день после занятий, надеясь, что преподаватель, Нина Александровна, поставит ему вожделенную оценку просто так. В пятый, или в десятый раз, Ахмет сидел за столом  и преданно смотрел в глаза преподавателя. Нине Александровне он порядком надоел, но просто так поставить оценку она не могла. Совесть не позволяла.

- Ахмет, ты выполнил работу, которую я тебе задала?
- Да!
- Так, посмотрим. Почему ты нарисовал одну прямую линию?
- Так. Да. Это цеп.
- Правильно, цепь. Или лучше сказать электрическая цепь. А куда она подключается? Какие приборы и устройства в ней могут находиться?
- Э-э. В розетка суём. Лампа горыт. Э!
- Правильно. Значит, если это электрическая цепь, то здесь, ниже, нужно нарисовать вторую линию?
Ахмет хитро посмотрел на преподавателя. Может она запутать его хочет?
- Нэт. Одын провыд рысуем.
- Ну, ладно. Давай подключим лампочку. Смотри, я рисую круг, а ты закончи изображение лампочки на схеме.
- Давай, – Ахмет взял ручку и пририсовал к кружку лучики. Получилось красиво, как настоящее солнце.
- Что это? – удивилась Нина Александровна.
- Эта ламп. Горыт сильна.
- М-да, – преподаватель даже растерялась. Что делать? Неудовлетворительную оценку ставить нельзя. Тогда этого курсанта отчислять придется. Нет, вряд ли ей это позволят. Всё равно начальник кафедры давить будет, чтобы тройку она поставила. «О чем его можно спросить?» - думала Нина Александровна. Взгляд её остановился на плакате, висящем на стене. «Он это наверняка знает!» - подумала.
- Ахмет, давай так. Я тебе рисую кружочек, в нём большая буква А. Ты мне называешь, что это за прибор, и я тебе ставлю тройку.
Ахмет посмотрел на рисунок, в глазах его мелькнуло понимание.
- Эта… Эта… Эта ахм. Ахм…. Эта ахметометор!
- Почти правильно, Ахмет. Это амперметр. Ну, что ж, иди. Тройку я тебе поставлю. Но ты, перед экзаменом, обязательно почитай материал, подготовься. Договорились?
Ахмет радостно закивал головой.
- Ладна.

***
   Курсант Ахмет благополучно прошел весь курс обучения, изучил все мыслимые и немыслимые воинские науки и стал грамотным специалистом. Офицером. Наверное, стал. Потому, что он с легкостью сможет доказать, что из двух половинок обязательно получится четвертинка, а на вопрос любознательного солдата, всегда ответит, что такое ахметометр, для чего он нужен и куда подключается.