Шейх Халил ал-Джиниги ас-Самури

Али Албанви
Что нам известно о секретаре илисуйского султана Данийал-бека ал-Илисуви?

Из исторических документов о тарикатской деятельности шайха ал-Джиниги ас-Самури известно немного, равно как и о его непосредственном участии в Кавказкой войне, о роли которую он мог в ней играть.

Халил ал-Джиниги ас-Самури был родом из горного цахурского села Джиных (ныне село в Рутульском районе Дагестана). Право на наставничество и ведения тарикатской деятельности (иджаза) Халил ал-Джиниги получил от ученика и приемника лезгинского шайха Мухаммад ал-Йараги (1772/73–1838) — шайха Джамал ад-дина ал-Гумуки (1788/92–1866). К муридам Джамал ад-дина, которые были посвящены им в шайхи тариката, принадлежал и арчинец Мамма-Дибир ал-Арчи (1778–1878) из селения Арчиб, что ныне располагается в современном Чародинском районе Дагестана.

По мнению большинства историков, халифы (преемники) Джамал ад-дина, скорее всего, были вовлечены в движение горцев, проходившее на Кавказе под лозунгом джихада. Известно, что Халил ал-Джиниги ас-Самури был секретарем Данийал-бек ал-Илисуви (ок. 1803–1870), правителя небольшого Елисуйского султаната на южных отрогах Главного Кавказского хребта.

Когда в 1844 г. Данийал-бек бежал на территорию, контролируемую имамом Шамилем, став при этом одним из наиболее заметных приближенных имама, Халил ал-Джиниги последовал за своим господином, поселился в сел. Хучада (ныне село в Шамильском районе Дагестана) и сделался одним из халифов шайха Джамал ад-дина ал-Гумуки (ум. 1866). В тоже время, не известна дата смерти, и место захоронения джиныхского шайха, а также, успел ли он оставить после себя халифа (приемника).

Отметим только, что муриды тариката Накшбандийа, к которому относился шайх Халил ал-Джиниги, шли по традиционному для суфиев мистическому пути самоусовершенствования и поиска Бога. Следует напомнить, что Рутульский район был образован в январе 1929 года, с административным центром в селе Рутул.

Территориальное образование района этнически не однородное.  В состав района входят, кроме рутульских сел, также лезгинские, цахурские, лакские, по одному аварскому и азербайджанскому селу. На сегодня Рутульский район, откуда был родом джиныхский шайх, является одним из самых больших в Республике Дагестан.




Автор: ‘Али Албанви


На фото: Т. Горшельдт (Мюнхен). Мюрид с наибским знаменем (1865г.).


ИМЕННОЙ СПРАВОЧНИК

АЛ-АРЧИ, АР-РУЧИ, АР-РОЧИ — нисба указывающая на происхождение из арчинского сел. Арчиб (ныне село на юго-востоке Чародинского района Дагестана).

АЛ-АРЧИ, МУБАРАК МАММА-ДИБИР ИБН АЛ-ХАДЖЖИ ‘АЛИ АР-РИСУРИ (1778–1878) — накшбандийский шайх из дагестанского (арчинского) сел. Арчиб. Нисба шайха происходит от Руч — селение общества Рис‘ар, Рисур (Рис-Ор), в сер. XIX в. — селение и общество в составе Газикумухского округа. Мамма-Дибир знал семь языков: арчинский (родной), аварский, лакский, арабский, даргинский, падарский и тюркский. Кроме того, в совершенстве владел наукой целительства (тибб) искусно лечил с помощью трав и их настоев. Но после вступления в тарикат — оставил всё. Получил иджазу от шайха Джамал ад-Дина ал-Гумуки, но при этом скрывал это от всех в течении четырёх лет. Автор касыды на арабском языке «МухIмиди лан авжи-ду абйати мин гIадами» («Достойных не найду стихов»). Мамма-Дибир ал-Арчи покинул этот мир в 1878 г. в возрасте ста лет. Похоронен он в сел. Арчиб Чародинского района Республики Дагестан. Среди тех, кого Мамма-Дибир ар-Ручи обучил исламским наукам — видные просветители Дагестана: ал-Хаджжи Мухаммад из сел. Гачада, Рамазан-хаджжи из Бухты, Давуд из сел. Хуруха, Мухаммад ‘Умарил из Дорони, ‘Умар-эфенди из сел. Багини, Будайчи-хаджжи из сел. Кумуха, Ундал-хаджжи ал-;Уради из сел. Урада, ставшие впоследствии устазами накшбандийского, шазилийского и кадирийского тарикатов известные религиозные деятели Сайф Аллах-кади Башларов (ум. 1919) и Шу’айб ал-Багини. Отметим также, что Мамма — одна из многочисленных стяженных форм арабского имени Мухаммад употребляется в Дагестане, ударение при этом ставится на последнем слоге.

АЛ-ГУМУКИ, АЛ-ГАЗИ-ГУМУКИ, АЛ-ГАЗИГУМУКИ, АЛ-ГАЗИКУМУКИ, АЛ-ГАЗИ АЛ-ГУМУКИ, АЛ-КИБУДИ — нисба восходит к дагестанскому селу Гази-Кумух (ныне сел. Кумух, Лакский р-он), а нисба «ал-Кибуди» произошло от названия квартала в сел. Гази-Кумух.

АЛ-ГУМУКИ (КАЗИ-КУМУХСКИЙ), ДЖАМАЛ АД-ДИН АЛ-ХУСАЙНИ (1788/92–1866) — дагестанский духовный и общественный деятель, учёный, шайх накшбандийского тариката, преемник шайха Мухаммад ал-Йараги (ум. 1838). Духовный наставник имама Шамиля ал-Гимрави (ум. 1871), родился в сел. Гази-Кумухе. Его сыновья ‘Абд ар-Рахим (ум. 1901) и ‘Абд ар-Рахман, были женаты на дочерях Шамиля, который, в свою очередь, был женат на их сестре, т. е. дочери Джамал ад-Дина. Умер в г. Стамбуле (Турция). Один из первых проповедников мюридизма в Дагестане. По сведениям дагестанского исследователя И.И. Ханмурзаева (род. 1974), ал-Гумуки получил также иджазу от шайха братства Кадирийа — Ибрахима ал-Кадири.

АЛ-ИЛИСУВИ — нисба образована от названия цахурского сел. Илису, ныне — на территории Азербайджанской Республики. В прошлом — столица Илисуйского султаната. В период существования Илисуйского султанства населенные пункты Азгили, Сабунчи, Старый Сувагиль, Кац (Касс), Калал, Каркай входили в Сувагильскую группу селений. Отметим, что в Илисуйском султанстве населенные пункты подразделялись на три основные группы: Цахурскую, Карадулакскую (или Элисуйскую) и Сувагильскую. По данным Т.Н. Яишникова, в 1830-х гг. в Сабунчи имелось 7 хозяйств, в Старом Сувагиле — 180, в Кассе — 18, в Калале — 24. Хутора: Калал, Кац (Касс), Каркай, Старый Сувагиль, которые в административном отношении (кроме Старого Сувагиля) входят в состав муниципалитета Али-Байрамлы (в 2015 г. был переименован в Даглы). Все эти селения расположены на южных отрогах Главного Кавказского хребта вдоль границы с Дагестаном, в своеобразной естественно-географической зоне, через которую проходили стратегически важные пути и перевалы от населенных пунктов Дагестана в Алазанскую долину. Еще в раннем средневековье отсюда в глубь Дагестана пролегала стратегическая «лекская» (лезгинская) дорога, по которой в первой трети VIII в. шли воины полководца Марвана ибн Мухаммада из Восточной Грузии в Нагорный Дагестан.

АЛ-ИЛИСУВИ, ДАНИЙАЛ-БЕК Б. АХМАД-ХАН (ок. 1803–1870) — последний владетель Илисуйского султаната (1831–1844), наиб Шамиля (с июня 1844 г.), российский военный деятель; мудир (правитель нескольких на’ибств) имама Шамиля (ум. 1871), был тестем его сына Гази-Мухаммада ал-Гимрави (ум. 1902). В 1839 г. — активный участник приведения к покорности «вольных обществ» Самурской долины. Был сыном илисуйского султана Ахмад-султан-хана от его второй жены — родной сестры казикумухского хана Аслан-хана. В 1842 г. в военных действиях в Казикумухском ханстве при взятии сел. Шовкра полковник Аргутинский-Долгоруков отмечал его «примерную храбрость, мужество и распорядительность». Кавказское командование, неоднократно отмечая его преданность России, имело намерение использовать Данийал-бека «как влиятельную силу для убеждения казиев и старшин» склониться на российскую сторону. В 1844 г. во время восстания елисуйцев ахтынцев, рутульцев и джаро-белоканцев против царской администрации Данийал-бек перешел на сторону Шамиля, став его наибом. В последующие годы Данийал-бек прилагал много усилий для привлечения горцев, все еще остававшихся покорными России, на сторону Шамиля. Однако сохранить территорию, охваченную движением, Шамилю и его наибам не удавалось. С 1858 г. многие наибы стали изъявлять покорность России. В августе 1859 г. без боя сдались ряд укреплений, подвластных Данийал-бек, а сам он перешел на российскую сторону.

АЛ-ЙАРАГИ — нисба указывающая на принадлежность её носителя к сел. Верхний Яраг (Верхний Йараг, лезг. Вини Ярагъар) Кюринского округа, ныне урочище в Магарамкентском районе Дагестана.

АЛ-ЙАРАГИ, МУХАММАД Б. МАЛЛА ИСМА‘ИЛ Б. МАЛЛА ШАЙХ-КАМАЛ Б. НУЗУР АЛ-ЙАРАГИ АЛ-УЛЙА АЛ-КУРАЛИ АД-ДАГИСТАНИ (1772/73–1838) — учёный, поэт, хафиз, основатель муридизма на Кавказе и учитель имамов Дагестана и Чечни; муршид накшбандийского братства. Мухаммад ал-Йараги стал суфийским шайхом в пределах между 28 сентября 1821 г. и 17 сентября 1822 г. Ученик богослова Мухаррама ал-Ахти (XVIII в.), который приходился ему тестем, Мухаммад ал-Йараги был женат на его дочери Айшат. У них было трое детей: ал-Хаджжи Исма‘ил, ’Исхак, Хафса (Хафисат, Афисат). Сам ал-Йараги происходил из знатной мусульманской семьи. Его дед Шайх-Камал-Эфенди был известен как мусульманский просветитель, которому принадлежала заслуга открытия исламской школы в сел. Вини-Яраге. Его отец Исма‘ил-Эфенди, являвшийся главным кадием мечети в сел. Вини-Яраге, пользовался большим уважением в округе, а мать — Муминат ал-Гилйари — была дочерью знаменитого местного ’алима, Фет-‘Али-Эфенди ал-Гилйари из сел. Гильяр (ныне село в Магарамкентском районе Дагестана). Мухаммад ал-Йараги был главным идеологом — активным участником народно-освободительного движения народов Северного Кавказа в 1820–1850 гг. в и одним из самых энергичных проповедников суфийского учения накшбандийского толка.

КУРБАНОВА, ГУЛИНЖАН МАГОМЕДОВНА — старший преподаватель кафедры физической географии Дагестанского государственного педагогического университета.



ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК

ДЖИНЫХ — цахурское село в Рутульском районе Дагестана. Входит в Кальялское сельское поселение.


ЛИТЕРАТУРА

1. Курбанова Г.М. Проблемы джихада в религиозно-политической мысли Дагестана XIX — начала ХХ ВВ. Дагестанский государственный педагогический университет 5 февраля 2010 г. Гуманитарные и социальные науки. Выпуск №1. 2010. С. 126–139.

2. Овсянников Д. В. Шейхи и мюриды тариката Накшбандийя и их роль в имамате Шамиля // журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. №8. 2009. С. 60-61.