Мара

Сергей Вшивцев
Рисунок автора 2012 "MARA"





Время Морены* тяготит темнота,
Сгустившая тучи над нашей землею,
С треском морозов идет к нам пустота,
Чтобы могила грехов стала горою...

Час ее пробил, в сгорающей мгле,
Филином ухнет, меря путь земле,
День прибавит шагам ее прыть,
Заставит ветер волком завыть...

Олень насторожен, смерть девой идет,
С собою в мир иной людей позовет,
Где неизвестность странника ждет,
Вечность ее никогда не соврет...




*Морена (Mara) - богиня смерти в славянской и индоевропейской мифологии, изображаемая (как и у автора иллюстрации и стихов) в виде девы или красивой черноволосой девушки, стоящей у врат в иной мир. В книге Е.В. Конева "Славянская мифология" (2005) Мара (иначе - Мора, Морена, Марена), предстаёт как демонический персонаж славянской мифологии, злой женский дух, она представлялась черноволосой девушкой с наивным и печальным лицом, стоящей на пороге вечности (у черты): жизнь преходяща, а смерть вечна, пишет автор.

В весенних обрядах Масленицы именно ее чучело сжигают люди, провожая зиму.


Масленица, сырная неделя (до реформы орфографии также часто употребляется масляница) — народный праздничный цикл, сохранившийся на Руси с языческих (до христианских) времён. Обряд связан с проводами зимы и встречей весны.

Масленица получила свое название от того, что в этот период времени — последнюю неделю перед Великим постом, разрешается употребление в пищу сливочного масла, молочных продуктов и рыбы (сродни «жирному вторнику». В православном (русском) церковном календаре, этот период называется Сырной седмицей, — неделя (седмица), следующая за мясопустной седмицей. В её продолжение Устав предписывает воздерживаться от мяса (но не прочих скоромных продуктов), причём обычный пост в среду и пятницу отменяется; в среду и пятницу Сырной седмицы не совершается литургия. В православной церкви считается, что смысл Сырной седмицы — примирение с ближними, прощение обид, подготовка к Великому посту — время, которое нужно посвятить доброму общению с ближними, родными, друзьями, благотворению.

Дата начала Масленицы каждый год меняется в зависимости от того, когда начинается Великий пост. Главные традиционные атрибуты народного празднования Масленицы в России — блины и гулянья.



РОД и Марена


Со стимуляцией плодородия связана третья сторона Масленицы — поминальная. Ушедшие предки, по представлениям крестьян, находились одновременно и в ином мире, и в земле, а значит, могли влиять на её плодородие. Поэтому крайне важным было не гневить предков и почтить их своим вниманием. Для этого в Масленице существует широкий пласт поминальной обрядности: элементы тризны (кулачные бои, скачки и т. д.), иногда — посещение кладбищ, всегда — обильные трапезы (изначально, видимо, поминальные), обязательно включавшие блины — главный атрибут Масленицы. По мнению некоторых авторов, блины не являются и никогда не являлись символом солнца у славян. Это заблуждение. Почему-то у других народов быпеченый злеб в форме круга является символом солнца, а круглые блины у славен нет. Это не логично. Кроме того, блины у славян всегда были поминальным блюдом, поэтому они как нельзя кстати соответствуют поминальной сущности Масленицы. Потому, чтили родичей, ушедших в мир иной, где ждет их Морена...