Моя учёба в КЭТ

Александр Воронин-Филолог
                В Конаковском энергетическом техникуме я учился с 1971 по 1974 год  по специальности “Электрические станции, сети и системы”. У нас была группа одних ребят  30 человек, впервые набранная в качестве эксперимента, по спецнабору, с условием, что нас до конца учёбы не заберут в армию.  Мы и сами себя гордо называли – спецы. Сначала  немного скучно  было без  девчонок на уроках,  но потом  привыкли. В техникуме и в общежитии  их было много.
                Столько занудных и ненужных  предметов вместе  мне ещё никогда раньше  изучать не приходилось.  Из газет я знал, что наше образование (школьное, среднетехническое и даже высшее)   самое лучшее в мире и вот столкнулся с ним лоб в лоб во второй раз. Чего только не пытались преподаватели вбить в наши головы – от черчения и сопромата, до релейной защиты и экономики энергетического производства.  В  основном, безуспешно, так как наши головы в 18-19 лет были заняты совсем другим. Я, например, впервые вырвавшись на свободу из-под строгого родительского надзора, научился сам готовить простенькую еду и добывать продукты не за деньги в магазине, а у девчонок в общежитии, охмуряя деревенских простушек и городских вертихвосток, своим умением говорить без перерыва и на все темы, веселить  их  так, что для меня, как для крыловской стрекозы летом, в каждой комнате  находилось что-нибудь вкусненькое. Научился я не спать по ночам, пить водку стаканами, писать слезливые письма на десяти листах  и  матерные стихи про невест, которые меня бросили. И ещё массу различных способностей я  открыл и развил в себе  по ходу  скучной  учёбы  в техникуме и  увлекательнейшей жизни  в общежитии, среди таких же молодых балбесов, каким был сам в те годы.
                Из всего, чему  три года  учили нас преподаватели, сейчас твёрдо помню только две вещи: какое бывает напряжение в проводах и автора плана ГОЭЛРО. Даже  закон Ома  никак не могу запомнить до сих пор. И когда изредка встречаемся с ребятами, и вспоминаем то время, то говорим совсем не об учёбе, не о сидении в душных кабинетах, а о том, что запомнилось на всю жизнь: о  пьянках, гулянках, драках, о красивых наших девочках, о поездках на практику в Литву, о походах  и  экскурсиях в  разные города.
                У нас и в мыслях нет сейчас желания при встрече  трясти друг у друга перед носом  своими дипломами: у меня 8 четвёрок и 3 пятёрки, а у меня 10 и 6… Даже значки  в последние годы  почти никто не носит, как будто стесняемся  своего образования или мода прошла на это. А  в 1974 году я и в кино и на танцы ходил  только со  значком на груди, чтобы девчата сразу видели, не какой-нибудь слесарь или токарь  им мозги канифолит, а парень хоть куда, уже с дипломом, свои 140 рублей  везде заработает.
                Кстати, электриком я быть никогда не хотел, страшно боялся тока и всегда потел, когда включал что-нибудь в розетку. Но папа был электротехником, выписывал массу  научных  журналов для нас,  детей, часами рассказывал нам о скором  светлом будущем, когда нам электричество пахать и сеять будет, как пели в песне тех лет. Папа следил за всеми техническими новинками, восторгался всем новым и необычным в мире техники. Поэтому он хотел, чтобы его сыновья тоже были технарями и даже  впереди всех – электриками, так  как электричеству пророчили небывалый расцвет. Сам он отучился  всего один год в институте и бросил его по семейным обстоятельствам – трое детей. Папа нашёл единственный в  нашем регионе  техникум, откуда не брали в армию  до  конца  учёбы  и повёз меня туда сдавать документы. (В то время все считали, что два года  в армии, это время, выброшенное на ветер и отнятое у учёбы.  После армии было уже не до институтов – все сразу женились, рожали детей и искали работу поденежнее, чтобы прокормить всю эту ораву, неожиданно свалившуюся  тебе на шею.) Так я очутился в Конаково, хотя  всегда мечтал быть художником или писателем. Но по  молодости  лет я тогда полностью материально зависел от родителей и вынужден был их слушаться. К тому же я был старшим ребёнком  в семье и в случае чего, намекали мне родители, тебе придётся кормить ещё и младших двух. Поэтому  мечты о ресторанах, поэтических вечерах, вернисажах  и девочках  я  отложил  до лучших времён,  уселся  за  толстые  учебники, где на обложках  были нарисованы трансформаторы и линии  электропередач.
                Директором  техникума был Кравченко, тихий незаметный мужичок, которого никто не боялся и ни во что не ставил. Реально все боялись его зама по воспитательной работе Рязанцева. Он проводил все разборки и отчислял  за прогулы, неуспеваемость и хулиганство. Вид у него был самый бандитский, он  как две капли  воды был похож на артиста Вацлава Дворжецкого в фильме “Бег”. Тот играл страшного белого генерала, с наглой рожей и  бешеными  выпученными  глазами. И ещё  у Рязанцева была  красная  лысина, на которую он зачёсывал сбоку  длинную жидкую прядь волос. Нам, молодым и густокудрявым, это казалось очень смешным. В сентябре почти все  приезжали  с каникул с длинными волосами до плеч  и бегали по техникуму, прячась  от Рязанцева, который  заставлял нас коротко стричься, угрожая лишением стипендии и даже отчислением из техникума. И такие перегибы в нашей тогдашней  системе  образования были на каждом шагу. По утрам  маленький худой физрук  Медведев будил всех, выгонял в коридор и заставлял делать зарядку. В 23-00  закрывали двери  общежития  и нам приходилось или лезть по водосточной трубе,  или  идти   ночевать  на  железнодорожный  вокзал.
                На выпускном вечере в ресторане все дружно договорились попинать ногами ненавистного Рязанцева. Но он что-то почувствовал и убежал с середины вечера, а вместо него крепко досталось безобидному и тихому Баннику. Просто подвернулся под руку и получил  ни  за  что.
                Весёлую  студенческую жизнь  я описал во многих других рассказах, поэтому не буду здесь повторяться. Есть рассказы о практике в Литве - “Раки”,  “Сын Ильича”,  “Бочконис”, о первой любви - “Шаганэ”, о друзьях  - “Батя”,  “Бандиты”, “Боякин”, “Сервиз” и многие  другие. Про выпускной  вечер в техникуме  я  написал  в рассказах “Выпускные вечера” и “Рестораны”.
                И ещё  о  фольклоре. Несмотря на все идеологические запреты и толстый железный занавес, мы  были всегда  в курсе всех музыкальных и литературных новинок. Несколько человек  из нашей группы неплохо играли и пели под гитару. Я  писал стихи и частушки. Все мы вечерами  слушали по западным радиостанциям новости в мире музыки  и в политике. Жили в своём, придуманном  мире, который сильно отличался от официального и очень этим гордились. Почти у всех были вторые имена – клички, которые соответствовали  сути и внутреннему миру человека. Вот  как звали некоторых из моих  друзей: Грузин, Боксёр,  Цыган, Бармалей, Доцент,  Большой, Хохол, Бригадир, Мурлик, Молодой. У меня была самая почётная кличка – Батя. Хотя я не  стал старостой и комсоргом, но был одним из  неформальных лидеров группы, вокруг меня всегда бурлила жизнь и почти ни  одно  мероприятие (поход, поездка, пьянка или драка)  не обходилось без моего участия. Официально (как и в школе) в группе я отвечал за политинформации по субботам  и рисовал газеты   к праздникам. Наверное, потому,  что был в очках, уже тогда много читал газет и книг, умел неплохо говорить и рисовать,  любил всех поучать и наставлять на путь истинный. Были у меня  и  задатки лидера – меня почти все слушались и часто советовались по многим вопросам (особенно, если это касалось девочек).
                Всего только один пример: молодой парень из Запрудни, поступивший после восьми классов, вечером нечаянно ошпарился кипятком на кухне   и побежал за помощью не к своим старшим землякам  (их много училось  с нами), не к вахтёру, не к преподавателям, жившим  на первом этаже, а прибежал в мою комнату с криком: “- Батя, помоги!”  Мы были едва знакомы, но он видел, как я ходил по общаге, как смело заходил во все комнаты, как меня слушались  ребята и сделал правильный  выбор – Батей не будут звать  кого попало. Пришлось мне оказать ему  первую помощь  и  везти  в старый город  в больницу.