Незабываемое

Татьяна Иванова 14
   Рассказывать о войне тяжело. Как и многие ветераны, порой со слезами на глазах, вспоминает А.И.Никитин те далекие годы, что навсегда оставили след в его сердце. Не утихает, болит и скорбит оно по погибшим товарищам, безвременно ушедшим в небытие, так и не сумевшим дожить до светлого дня Победы, за который отдали свои жизни.

   Судьба благоволила Алексею Ивановичу. Пройдя по дорогам войны, он вернулся домой живым и невредимым.

   Но тогда, в кромешном аду пожарищ и бомбежек, не думая о себе, он достойно выполнял долг солдата: позывные его походной радиостанции всегда точно и вовремя налаживали связь между соединениями наших войсковых частей. Профессионализм и умение позволили ему к концу войны стать начальником радиостанции...Ветеран имеет на своем счету 25 боевых наград, в числе которых- орден Красной Звезды, орден Отечественной войны 1 степени, две медали "за боевые заслуги", медали "За отвагу", "за оборону Ленинграда", "за взятие Берлина", "за оборону Советского Заполярья" и другие.

   Как и у многих, закаленных войной людей, судьба Никитина интересна и поучительна. Страданий и жизненных испытаний с лихвой хватило на его долю. Но только никакие невзгоды не смогли сломить кронштадтца.

   Практически вся жизнь прошла у Алексея Ивановича в этом славном городе. Десятилетним мальчиком приехал он сюда со своей семьей из Смоленской области. В 1932 году закончил 7 классов общеобразовательной школы. И так как кроме него у родителей было еще пятеро детей, пришлось вскоре пойти работать. В 17 лет он поступает слесарем- инструментальщиком на Завод приборов, что находился в ту пору на улице Коммунистической (ныне здесь- цех Кронштадтского морского завода).

   Но, как известно, мальчишки - народ увлеченный. Ведь, кроме работы, хотелось и в кино, и на танцы...Однажды Алексей лег спать далеко за полночь...И случилось непредвиденное- проспал и опоздал-то всего на 10 минут, но из-за этих минут он лишился работы.

   Строго относились тогда к нарушителям дисциплины. Пришлось уволиться и перейти на КМОЛЗ, где он стал работать слесарем- мотористом в 8-м цехе. Но мирная профессия заставляла заниматься не слишком мирным делом- рабочие снимали с вышедших из строя бомбардировщиков моторы и ставили их на торпедные катера. Таким образом военная промышленность увеличивала малый флот.

   Международная обстановка тем временем постепенно склонялась не в пользу Советского Союза. Тревога и страх в стране уже, казалось, ощущались в самой атмосфере. Война приближалась неотвратимо.

   Она началась в тот день, когда Алексей готовился отметить свое 19- летие. Это был, пожалуй, самый грустный день рождения в его жизни. Мечты и планы теперь переносились на неопределенное время. А пока он хотел только одного- защищать Родину.

   16-го июля, получив повестку из военкомата, молодой новобранец отправляется на фронт.

   -Со многими пересадками,- вспоминает ветеран,- привезли нас, наконец, на сборный пункт в Горький...Здесь его определяют в радиошколу.

   Учились, практически, круглые сутки,- рассказывает Алексей Иванович.- Отдыхали лишь во время обеда, до сна. Но даже ночью поднимали отстукивать "морзянку".

   Через 3 месяца, когда обучение подходило к концу, командование пообещало, что тех, кто закончит курсы "на отлично", отправят учиться дальше, а тех, кто, естественно, не потянет,- на фронт. Но получилось наоборот.

   19 человек, в совершенстве овладевших "Азбукой Морзе", в числе которых был и Алексей Никитин, отправили в Подмосковье- Кубинку. Здесь было сосредоточено несколько танковых бригад.

   Алексей Иванович попадает в прославленную 46-ю танковую бригаду( бывшая 46-я дивизия), которой командовал Герой Советского Союза В.А.Концов.

   Вскоре соединение переправляют на эшелоне под Ленинград. Здесь шли тяжелые бои. Фашисты стремились прорваться к городу, чтобы осуществить свой варварский план его уничтожения.

   С обеих сторон в бой вводились все новые резервы. Кроме обороны города и уничтожения противника, перед нашими войсками стояла также задача: не допустить соединения немецких частей с финнами.

   И хотя кольцо вокруг Ленинграда продолжало сжиматься, и гитлеровцы пытались сломить неприступный город, его защитники стояли насмерть, не отдавая ни пяди родной земли врагу.

   Первое боевое крещение для 46-й танковой бригады состоялось под Лодейным Полем. Несмотря на численное преимущество противника, бойцы так и не уступили своих позиций. Морально наши оказались сильнее.

   Особенно нелегко было сражаться в Подпорожских болотах. Непроходимость местности сказывалась на результатах: терялась скорость и маневренность машин, техника и люди увязали в болотной жиже.

   Ожесточенные бои развернулись за Тихвин. Город дважды переходил из рук в руки.

   -Очень много пережили под Киришами,- рассказывает Алексей Иванович.- Атаки шли одна за другой. Сковывая крупные силы противника, мы не давали ему продвинуться дальше.

   В ходе этих боев Ленинград получил возможность наладить регулярное продуктовое обеспечение своих граждан. В декабре 1941 г. открылась, наконец, "Дорога жизни", проложенная по Ладожскому озеру. Это была единственная коммуникация, связывавшая осажденный город с "Большой землей".

   -В конце мая 1942 г. наша танковая бригада в составе 2-й Ударной армии продвигалась в направлении- Любань- Померанье,- продолжает вспоминать ветеран.- Свою задачу я выполнял в штабе: держал связь с радиостанцией танкового дивизиона.

   Бои тогда шли тяжелые, упорные. Любаньская операция закончилась разгромом наших войск. Мы вынуждены были отступить. Но самое страшное ждало еще впереди...

   Голос Алексея Ивановича звучит глухо и потерянно. Эта трагедия до сих пор не дает ему покоя. И хотя старый воин к ней совершенно не причастен, но стыд за других передался и ему. Уж так мы, наверное, устроены.

   А непредвиденное событие тогда заключалось в том, что командующий 2-й Ударной армией генерал Власов, боясь ответственности за поражение, перешел на сторону врага. Героическая армия оказалась в окружении гитлеровцев.

   Целый месяц воинские части, подразделения, отдельные группы бойцов с величайшими трудностями пробивались к своим. Пол- армии сумело все же вырваться из вражеского кольца.

   Через небольшой проход в лесных болотах вышла из окружения и 46-я танковая бригада. Спасено было много техники, а главное- Боевое Знамя.

   Вскоре прославленная бригада уже шла с боями по направлению- Мясной Бор- Новгород. При освобождении Новгорода десять ее воинов получили звание Героя Советского Союза. Отныне она стала называться- 7-й гвардейской...

   Воспоминания Алексея Ивановича слушаешь с интересом и волнением. Сколько же событий произошло с ним за эти 4 года войны! А удивительное еще и в том, что память почти не подводит ветерана. Еще раз добром обернулись для него навыки владения "морзянкой", натренировавшие когда-то внимание и слух.

   После сражений под Новгородом А.И.Никитин принимал также участие в боевых действиях в Карелии. Побывал он и у границ Норвегии...Но, к счастью, кровопролитие не состоялось и их перебросили в Белоруссию, направив в состав 1-го Белорусского фронта. Отсюда войска двинулись, наконец, к логову врага- Берлину.

   Приходилось участвовать Алексею Ивановичу и в штурме знаменитых Зееловских высот. Сражался он и на улицах Берлина...

   В 1947 г.в звании старшего сержанта Алексей Иванович уходит в запас и возвращается в Кронштадт. Здесь он решает связать свою жизнь с флотом. Сначала устраивается радистом на морской буксир, а в 1951 г. в звании мичмана переходит на сверхсрочную службу, где трудится связистом в приемном центре.

   Пришлось послужить ему и на Новой земле. Три года он находился в далекой засекреченной зоне, а выйдя на пенсию в 50 лет, продолжал трудиться уже по гражданской профессии- инкассатором. И здесь еще  10 лет проработал он в Кронштадте на этой должности,став окончательно пенсионером в 60 лет...

P.S. Материал написан в марте 2005 года.