Выпускные вечера

Александр Воронин-Филолог
                В яслях и в детском садике были первые мои выпускные вечера. В памяти ничего не осталось, хотя были какие-то концерты для родителей и застолья с чаем и сладкими булочками. Сохранились только фотографии, где мы сидим всей группой с подарками в руках, а сзади стоят наши воспитатели.
                После четвёртого класса мы ходили в поход на берег реки Дубны с первой учительницей Титовой Антониной Игнатьевной.  Я тогда занимался в городском фотокружке, мне там дали  фотоаппарат “Смена” и я весь поход заснял  на  память. В восьмом классе выпускного у нас не было. Если и было какое чаепитие в классе или танцы, то почему-то не запомнилось. В актовом зале школы № 9 поздравили всех, вручили аттестаты (только тем, кто уходил в ПТУ и не написал заявления в 9-й класс) и пожелали доброго пути.  Даже фото не осталось.
                Потом был выпускной в Дубненской детской художественной школе. Тогда ещё на втором этаже Дома культуры "Мир". Там пили чай и лимонад с пирожными. Я  фотографировал  наших  девчонок.
                Последний звонок наш 10 “А”  отмечал в кафе “Огонёк” – пили сухое вино с эклерами. И пешком ходили на канал за пять километров. Колька Комолов играл на гитаре всю дорогу.
                Выпускной вечер в 10 классе в 1971 году прошёл на уровне. Ребята пили за школой то ли болгарское, то ли румынское вино в оплетённых пузатых бутылках, а девчонки пили в классах. Весь вечер улыбался и танцевал с одной, а гулять пошёл с другой до рассвета. По городу гуляли, ходили на канал по Новой дороге. Утром, не ложась спать, многие из нас зашли домой, взяли документы и поехали на электричке в Москву подавать заявления в институты. По молодости и наивности мы тогда думали, что кто первый подаст заявление, тому будет какое-то предпочтение, чуть ли не льгота. Я с двумя друзьями по художественной школе поехал в Полиграфический институт на факультет графики, хотели стать иллюстраторами книг. Но не прошли первое собеседование. На просмотре наших работ, нам посоветовали приехать через год. А каких-то вьетнамцев допустили к экзаменам, хотя их работы были хуже наших. Обиженные, мы поехали домой отсыпаться и больше на художников никуда не поступали.
                Летом 1973 года был выпускной в школе у моей девушки из Электреная Надюхи Сайченко. Мы там проходили производственную практику на Литовской ГРЭС. С другом Пашкой Забелиным после ночной смены, ножницами нарезали белых роз на клумбе под окном директора станции для моей Надюхи, взяли трёхлитровую банку вермута для местных литовских друзей и пошли в школу. Чужих в дверь не пускали и нам пришлось лезть через окно в туалете. Танцевал с Надюхой, а потом пил чай с пирожными с её классной руководительницей Зоей Абрамовной, которая лично захотела поближе познакомиться с женихом любимой ученицы. Гуляли до утра по городу, а восход солнца встречали с Надюхой, взявшись за руки на "мосту вздохов". Так у них называли висящий на тросах мост через ручей, на котором влюблённые назначали по вечерам друг другу свидания.
                Следующий мой выпускной был в Конаковском энергетическом техникуме в 1974 году. Гуляли в новом, только что построенном ресторане  напротив техникума - сразу три группы: электрики, теплотехники и строители. Напились на радостях все. Я танцевал со своей девушкой Лидой, а потом целовался в коридоре со   жгучей   красавицей Аней, похожей на испанскую цыганку, которая безответно любила моего друга Вовку Карпенко, а он от неё почему-то бегал. Она  плакала у меня на груди, а я  как  мог,  утешал её. Под конец вечера теплотехники затеяли драку и наши спецы их долго били по всем углам. Разбили много стёкол в коридоре и зеркал в туалете. Под горячую руку, ни за что отлупили доброго и безобидного преподавателя Банника, хотя почти все хотели попинать ногами вредного заместителя директора по воспитательной работе Рязанцева. Но он почувствовал неладное и смылся в начале вечера. Потом два дня ещё дрались в общежитии те, кто не успел уехать домой рано утром после выпускного. Мне один раз тоже досталось, так как я остался, чтобы проводить домой другую мою любимую девушку - Танюху из посёлка Радченко. Она училась на курс младше и на нашем выпускном не была. Мы с ней утром выпили ликёрчика в общежитии и со слезами расстались на автостанции. После нашего побоища в ресторане несколько лет в техникуме были запрещены выпускные вечера. Дипломы вручали утром и к обеду всех выселяли из общежития, чтобы не успели напиться и подраться. Вот так повеселились две группы спецов по 30 человек. (Спецнабор - потому что одни парни и в армию нас не брали до окончания обучения.)
                На выпускных вечерах брата и сестры я не побывал, так как отрабатывал  после  техникума в Костромской области. Был такой закон при советской власти - три года работать там, куда тебя распределит экзаменационная комиссия. Это был "волчий билет", компенсирующий государству бесплатное обучение - нигде на работу не брали в других местах, а поменять место работы можно было только через министерство в Москве.
                30 июня 1982 года я получил диплом об окончании филологического факультета Ивановского государственного университета. Но так как учился на заочном отделении, то выпускной был необязателен. К тому же все были приезжими и многие семейными. Шесть лет мы мечтали обмыть значок в шампанском или коньяке, как и все студенты, а когда подошло время, желание у большинства пропало. Мечтали снять квартиру на всю ночь и гудеть там дружной семьёй. Тоже не вышло, почти все тут же разъехалось по домам. Человек семь самых стойких приверженцев студенческих традиций пошли в кафе-мороженое "Айсберг" в центре Иванова, выпили там коньячку и грустно поехали на вокзал. Вот и весь выпускной - без песен, без танцев, без поцелуев по тёмным углам. А ведь нас осталось всего три мужичка на сорок пять филологинь. Какая могла бы получиться малина, если бы были деньги и смогли уговорить  девчонок  остаться  ещё  на  денёк.
                С 8 июня 1983 года меня из отдела снабжения переманил к себе мой хороший приятель Виктор Николаевич Лавренников. Он тогда был начальником недавно созданного при СМУ-5 Межшкольного учебно-производственного участка. Маленькое такое ПТУ, которое готовило за два года маляров, каменщиков и чертёжников из школьников 9-10-х классов. Раз в неделю у школьников был день профориентации и они приходили к нам на стройку. А в июне, на выпускных вечерах в школах, мы вручали им свидетельства о присвоении разрядов, Почётные грамоты и ценные подарки - книги. Школ было пять  и каждый из нас шёл в одну из  них поздравлять наших выпускников.   Потом мы оставались на танцы, иногда  выпивали с учителями за будущие успехи наших выпускников. Но больше всего мне нравилось танцевать со своими ученицами и наблюдать, как они строят всем глазки. Самое волнительное здесь было то, что мы все старели, а наши выпускницы каждый год были всё  такие же молодые. Это всегда приятно удивляло и заставляло непроизвольно  расправлять  плечи, забывая о своих  годах  рядом  с ними.
                В июне 1996 года дочь Инна закончила школу № 8, получившую к тому времени статус гимназии. (Начинала она учиться в шестой школе, рядом с домом, но та была не престижная и мать перевела её.) Стоял я у стенки в актовом зале с первой женой и любовался дочкой и её подругами. А рядом стояли две мои бывшие любовницы и хитро со мной переглядывались. У одной тоже была дочка-красавица, а вторая пришла к племяннику. Потом молодёжь уехала кататься по Московскому морю на катере, а  мы  уныло  побрели  домой. Трезвые и грустные.
                В 2001 году Инна закончила в Москве с красным дипломом архивный факультет РГГУ,  и я приехал к ней на выпускной. Вручали дипломы во дворе одного из зданий университета, рядом с метро "Новослободской". Её  жених-журналист  срочно уехал по делам и мне доверили снимать всю церемонию на видеокамеру. Потом и мать Инны уехала домой, а я с молодёжью катался на катере по  реке Москве, пил шампанское и бродил по каким-то скверам. Когда стемнело и они поехали догуливать на квартиру к одной из москвичек, мне намекнули, что пора  тебе, дядя, двигать в сторону электрички.
                Ещё я очень люблю слушать рассказы бывших студентов про их выпускные вечера, про стройотряды, про походы и просто про пьянки в общежитии. Один дружок рассказал про свой выпускной в общежитии в Москве - налили целый таз красного вина, бросили туда значки и стали кружками оттуда вино черпать и говорить тосты. Народу было много, вино часто подливали в таз. Так хорошо погуляли,  что  утром  все  девчонки  свои  колготки  перепутали.