Глава 4. 2. Гипроград

Жанна Жарова
В Гипроград меня в 1973 году «перетащила» бывшая руководительница нашей группы из «Инжпроекта» Майя Делеви – близкая подруга Светы Клеймович, о которой шла речь в предыдущей главе. Майя была электриком по специальности и незадолго до этого сама туда перешла. Она очень хорошо ко мне относилась, видела, что я «скучаю» по автоматике, и, поскольку в Гипрограде была группа автоматизации, предложила и мне туда перейти. Я  с радостью согласилась: в «Инжпроекте» я к тому времени проработала уже пять лет, давно «отдав свой долг государству» (положенные по закону три года для молодых специалистов), так что ничто меня там не удерживало.
В «Гипрограде» я как-то сразу «пришлась ко двору»: группа, которой руководил Михаил Аронович Мильруд, была молодежной – несколько девушек или молодых женщин примерно моего возраста, и я довольно быстро и с работой освоилась, и в коллектив влилась. Из сотрудниц  выделялась Женя Берневек – она была как бы «правой рукой» Мильруда: ей доверялись самые ответственные разработки, и она со всем справлялась с присущим ей профессионализмом, здравым смыслом  и рассудительностью. Это была молодая женщина (старше меня на несколько лет) с красивым холеным лицом, очень спокойная и выдержанная. Она была замужем и имела маленькую дочку Ирочку – хорошенькую беленькую девочку. А с мужем ее Володей Ивановым много позже – когда я давно уже ушла из Гипрограда – мой муж вместе работал на кожзаводе (все те же перепутанные связи!).
Женя  после ухода Мильруда (он сейчас живет в США) стала главным специалистом по автоматике. А больше там никого из наших девочек не осталось: Валя Исаева уехала в Крым (она оттуда родом), Бима Клейман (она у нас работала техником) и наша чертежница – высокая красивая молодая женщина (не могу вспомнить ее имени) – тоже где-то в Штатах. Яна Шварцман в Калифорнии, как и Мильруд. Майя Делеви тоже уехала в США – еще раньше их всех.
Но я хотела бы подробнее рассказать о Мильруде – я проработала под его руководством тринадцать лет и многому у него научилась в профессиональном смысле. Наш МАМ, или «Михароныч», как мы его в шутку называли, был очень хорошим специалистом, но человеком  по натуре крайне неуравновешенным, склонным к резким сменам настроения. Мы даже как-то построили график смен его настроения на протяжении рабочей недели. Одним из показателей этого графика была функция «Жанна – Вы». Дело в том, что я тогда только пришла в группу, но, как я уже говорила, довольно быстро освоилась. И Михаил Аронович, который был много старше всех нас, стал называть меня на «ты», как и всех остальных девочек. Но это – в хорошем расположении духа. Когда же настроение менялось в худшую сторону (совершенно не обязательно из-за меня!), он сразу со  мной переходил на официальный тон и на «Вы».  Девочки это заметили, ну и «обыграли». Мы ему преподнесли этот график в качестве подарка к 23 Февраля, что-то еще к нему присовокупив и прокомментировав какими-то шуточными стихами. Автором последних, наверное, была Валя Исаева – она в ту пору была признанным в нашем коллективе поэтом, прославившимся стихотворной пояснительной запиской по поводу опоздания (!!!).
Должна сказать, что наш МАМ, несмотря на резкие скачки своего настроения, на эту шутку не обиделся, так как чувство юмора у него было на должной высоте (впрочем, как и у каждого настоящего одессита). Более того – на 8 Марта он тоже нам чего-то придумал: помнится, это были закладки для книг, украшенные нашими же фотографиями. Но главное – он тоже сочинил поэму в нашу честь, начинавшуюся почему-то словами «Ой вы гой еси...» (???).
В общем, жили мы дружно и весело. И я никогда бы не ушла, наверное, из Гипрограда, но... изменились обстоятельства.
Я вышла замуж, родилась дочка Лена. Отсидев положенный «декретный» отпуск, я осталась еще на год в отпуске за свой счет. Потом еще какое-то время тянула наполовину надомницей, наполовину на полставки (невольная игра слов!). Место мне держали – я была хорошим специалистом (могу это сказать без ложной скромности). Но... в конце концов нужно было все же выходить на работу, оставив Ленку на попечение бабушек и дедушек. Так «дотянули» ее до четырех лет – и сделали попытку отдать в детский садик. Нужно сказать, попытка была крайне неудачной – Ленка сразу начала болеть – и у меня начались беспрерывные больничные. На работе на меня начали косо смотреть и поговаривать за моей спиной, что я их покупаю (лучше бы это действительно было так – а дочка моя была бы здорова!). Я знала источник этих разговоров – на работе за это время появилась новая сотрудница – не хочу здесь называть ее имени, – и все эти сплетни, безусловно, исходили от нее. Испортились отношения и с начальником отдела, и даже «Михароныч», который всегда ко мне хорошо относился и ценил как специалиста, все чаще переходил на «Вы» (увы!!!..).  Обстановка на работе сложилась крайне неблагоприятная, и надо сказать, что я принимала это довольно близко к сердцу – кстати, именно в это время и, думаю, именно по этой причине оно у меня и начало пошаливать.
Короче – на семейном совете было решено, что мне пора искать другую работу. Поиски через какое-то время привели меня в «ЧерноморНИИпроект». Там меня вначале представили главному специалисту электриков Михаилу Израилевичу Харифу (о нем я  расскажу отдельно в одной из глав), а он уже, узнав, что я автоматчик и работала у Мильруда (которого, как оказалось, он тоже знал – по институту), переадресовал меня к главному специалисту по автоматике Куперман Людмиле Леонидовне. Я увидела невысокую седую женщину в очках с толстыми стеклами, которая очень приветливо со мной поговорила, а узнав, что я работала в Гипрограде у Мильруда, сказала, что много обо мне слышала от него, так как они друзья. Я внутренне похолодела: ну вот, думаю – не видать мне этой работы, как своих ушей! Она, конечно, спросит у него – а он, поскольку отношения у нас натянутые, скажет  пару «теплых слов» – и все… Она же, кажется, повела меня и к начальнице отдела Гаранчук Наталье Петровне, которая произвела на меня самое приятное впечатление – но разговаривала я с ней уже на «автопилоте». Расстались мы с тем, что я должна узнать результат недели через две – и я ушла без всякой надежды на успех.
Но, вопреки моим опасениям, меня приняли. Видимо, Михаил Аронович, несмотря на наши «трения», дал обо мне отзыв, соответствующий действительности, – за что я ему по сей день благодарна. Кстати, через какое-то время – кажется, через год – он приглашал меня обратно – но было уже поздно.
Через несколько лет Михаил Аронович уехал в Штаты, и мы надолго потеряли друг друга из виду. Но вот недавно (примерно в 2007 году) он разыскал меня… через газету «Одесский Листок» (США, Сан-Франциско), подписчиком которой он являлся. Я тогда регулярно публиковалась в этой газете, и, увидев в ней мои стихи, он раздобыл мой адрес и написал мне. И сейчас мы общаемся по е-мейл и Скайпу и видимся во время его визитов в Одессу.
Рада передать ему привет и с этих страниц.
А в следующей главе я продолжу свой рассказ о работе в ЧерноморНИИпроекте.

На фото - наша группа, 1973 год. Я - в нижнем ряду слева, затем - Валя Исаева (третья - наша копировщица, фамилию не помню); верхний ряд справа налево - Женя Берневек, Бима Клейман (третью не помню).