Птица Хомаюн

Джебраил Халиди
Автор рисунка Любовь Дроздецкая (г. Краснодар)

По сложившейся традиции наша семья ежегодно праздновала Новруз-байрам (восточный Новый год). Вечерами дед Гейдар рассказывал нам много интересного об истории и культуре древнего Востока, особенно своей исторической родины – Ирана. Для меня эти рассказы являлись своеобразными уроками истории. С малых лет дед привил мне умение слушать людей. Он часто говорил: – На востоке ценят человека, который обладает способностью слушать собеседника независимо оттого - пожилой он или молодой. Я с огромным интересом слушал его рассказы. Со временем эта привычка стала неотъемлемой частью моего характера, за что я благодарен своему кумиру – дедушке Гейдару.

   Давным-давно в иранском городе Герате жил могущественный падишах по имени Шемиран. Он обладал многими сокровищами и бесчисленным войском, – так начал дед Гейдар своё очередное повествование. У этого падишаха был единственный сын. Юноша этот был смелым и мужественным, равного ему меткого стрелка не было не только в Герате, а может даже и во всём Иране. В канун Новруз-байрама, как и у нас сегодня, падишах сидел в саду. Вдруг, откуда ни возьмись, прилетела Вещая птица Хомаюн и приземлилась возле фонтана, недалеко от того места, где сидели падишах и его придворные. Все удивились появлению этой Священной птицы во дворце. Первым желанием шаха Шемирана было встать и подойти к птице, но тут он заметил, что огромная змея, обвив шею Хомаюн, хочет ужалить её.
– Надо спасать эту Священную птицу! Кто смелее, убейте змею, но не пораньте птицу! – вскричал правитель.
– Отец мой великий, я спасу Вещую птицу! – сказал наследник престола и в мгновенье ока выстрелил из лука. Стрела юноши, не причинив вреда Вещей птице, вонзилась в голову змеи.
Как только птица освободилась от змеи, она с благодарностью взглянула на своего спасителя. Затем взлетела ввысь и, сделав несколько кругов над дворцом, скрылась из виду.
Все свидетели этого случая не скупились на похвалы для молодого шахского сына.

Прошёл год. Хомаюн прилетела снова – также в день Новруз-байрам, и приземлилась в то же место. Бросила она что-то на землю, при этом несколько раз стукнув клювом перед собой, громко крикнула и взлетела ввысь.
– Вещая птица снова вернулась к нам, – воскликнул правитель, – она ударила клювом о землю, показывая, что прилетела к нам с подарком! Идите и посмотрите. То, что найдёте – принесите сюда!
Визирь и другие придворные подбежали туда, где недавно сидела Хомаюн. На земле лежали какие-то зёрна. Визирь поднял и вручил их падишаху...

– Что это за зёрна были, дедушка? – с нетерпением перебил я дедушку.
Обняв меня за плечи, дед Гейдар продолжил свой рассказ: – Падишах тоже не знал, что за зёрна подарила им Вещая птица. По этой причине он велел своим придворным:– Не зря же Вещая птица стукнула клювом о землю! Надо эти зёрна посеять! Ведь весь Восток знает: в день равноденствия – Новруз-байрам – всё, что посеешь, то должно взойти! Может из этих зёрен что-то и получится!
Сделали так как велел Падишах. Посадили зёрна. Вскоре из них взошли ростки.
Главный садовник пригласил шаха Шемирана и Визиря посмотреть на выросшие листья и лозы.
Шах, аккуратно потрогав это растение, удивлённо воскликнул: – Никогда в жизни не встречал я подобных листьев и лоз с такими усиками… Часто стал наблюдать за этим красивым растением Шах, и каждый раз оно очаровывало его: – Ни одно дерево не может сравниться красотой с ним. Надо подождать, пока созреют его плоды.

Прошло лето. Ранней осенью шах Шемиран со своей свитой пришёл в сад и увидел: дерево, словно невеста, украшена многочисленными янтарными ягодами.
 – Визирь, что будем делать дальше?! Гроздья уже огромные и все поспели.
Визирь, немного подумав, предложил:  – Я думаю, надо выжать сок из этих ягод, налить в большую бочку и понаблюдать.
Шах, услышав его, велел: – Необходимо сторожить бочку с соком, чтобы ни одно живое существо, кроме главного садовника и охраны, не могло иметь доступ к ней!
Так и сделали. А когда сок в бочке стал бродить, главный садовник доложил шаху: – Ваше величество, сок в бочке даже без огня кипит …
Шах велел главному садовнику: – Гляди в оба и всё, что увидишь нового, связанного с соком в бочке, немедля сообщи лично мне!

Прошло несколько недель. В один из прекрасных дней главный садовник заметил, что бурление в бочке прекратилось. Вот тогда он стремглав явился к правителю и сообщил ему об этом.
Шах подошёл к бочке и увидел прозрачную жидкость с ароматом райских цветов,
воскликнул: – Польза этого дерева в его перекипевшем соке. Но, увы, мы не знаем – яд это или противоядие!
Затем он, немного подумав, велел Визирю: – Надо созвать Совет учёных!
После долгих споров учёные предложили шаху: – Ваше Величество, велите привезти человека приговорённого к смерти. Да простит нас Аллах, мы дадим ему попробовать это зелье. Если отравится, посчитаем так было угодно Всевышнему! Ведь и без того он уже обречён на смерть. А если это зелье не ядовитое, то Ваше Величество решит, что нам делать дальше…
 – Так и быть! – согласился Шемиран.
Привели из темницы человека, приговорённого к смерти, наполнили чашу этого зелья.
Визирь, протягивая велел ему: – Выпей!
Подсудимый взял чашу в руки, да и выпил без оглядки, после чего нахмурился. Падишах и придворные внимательно наблюдали за действиями этого человека.
 – Хочешь ещё?! – спросил его Визирь.
 – Да, – ответил тот, вытирая рот рукавом.
Наполнили ему ещё одну чашу. Вскоре и она оказалась пуста. Люди заметили: этот человек за короткий промежуток времени повеселел, стал петь, прыгать, кувыркаться, словно верблюжья колючка гонимая ветром по пустыне. Затем он привстал и с трудом вымолвил: – Давайте мне ещё одну чашу этого зелья, после этого делайте со мной что хотите.
По велению Визиря поднесли ему третью чашу – он и эту выпил, после чего не удержавшись на ногах, упал, словно срубленное дерево, и заснул. На следующий день слуги доложили правителю: – Тот человек проснулся живым и невредимым!
Привели его к Правителю.
  – Что ты пил вчера?! – спросил его Падишах.
 – Не знаю, но было мне очень хорошо, и чувствовал себя, как в раю, – сказал приговорённый к смерти, затем добавил: – Если бы дали мне возможность повторить вчерашнее, то я был бы самым счастливым человеком на свете…
Правитель, с изумлением посмотрев на него, спросил: – А что ты чувствовал, когда выпивал тот напиток?
 – Первую чашу я выпил с трудом, напиток казался мне горьким, – ответил он, – но вскоре моему желудку захотелось ещё попробовать его. Когда дали вторую чашу, то ко мне пришли радость, веселье, я забыл что такое стыд, чувствовал себя равным со всеми придворными, даже стал думать: нет разницы между мною и тобой, шах Шемиран. Вокруг меня воцарился рай, где пели какие-то диковинные птицы, благоухали доселе не видимые мною райские цветы и плоды деревьев. Всё это радовало глаз. А после третьей чаши я заснул приятным сном, как младенец…

 – А что стало потом с тем человеком, который впервые попробовал тот напиток? Его убили?! – спросил я дрожащим голосом деда Гейдара.
Дед, погладив мои смолисто-чёрные волосы, с улыбкой произнёс: – Мой ты добрый внучок, я видел, как ты волновался во время моего рассказа, не беспокойся, падишах простил ему грехи. А напиток стали называть шерабом, что означает вино. Вот так появилось оно в Иране. После того случая шах Шемиран разрешил своим подданным употреблять этот напиток, при этом установил правила проведения пиршеств в государстве, на котором пили шераб, играли на музыкальных инструментах и пели песни.А в том месте, где впервые были посажены зёрна, подаренные Вещей птицей, и по сей день, ласкают глаз сады виноградников с янтарными гроздьями.
Баку, 1970г.