Аравия ждет своей весны

Николай Сологубовский


http://nikolaysolo.livejournal.com/91139.html

Когда народ является частной собственностью…

Саудовская Аравия ждет  своей весны

Какой будет судьба  последнего эмира?
29 Фев, 2012

    Ситуация в самом  Саудовском  королевстве  и вокруг него всё более накаляется.
Знаковой является статья видного саудовского оппозиционера  Saad al-Faqih
в ведущей британской газете The Guardian ,  где автор пишет о диктаторском режиме в Саудии.
В купе с выпавшими на всеобщее обозрение территориальными претензиями  Катара к арабскому монстру и супер старости короля  это королевство становится  все  более  уязвимым.


"Давайте задушим последнего короля  кишкой последнего попа" -  такую фразу сказал французский философ 18 века Дени Дидро. Эту фразу в настоящее время широко повторяют в Саудовской Аравии, так как в настоящее время  Аравия находится под властью  династического  самодержавия.
Это только вопрос времени. Революции, прокатившиеся в арабском мире в прошлом году, могут достигнуть  Королевства Саудовской Аравии.

Большинство факторов, которые привели к арабским восстаниям,  присутствуют в Аравии. Саудовский режим держит в тюрьмах  десятки тысяч политических заключенных, большинство  изх них - без предъявления обвинения. Это   лишь один из примеров угнетения, от которого    страдают люди. 
Масштабы коррупции поражают. В последнем бюджете   100 миллиардов долларов «объявлены»  «пропавшими без вести». В этой стране с ее огромными нефтяными  доходами уровень безработицы растет (в настоящее время - более 30%), средняя зарплата составляет менее $ 1300 (; 820) в месяц, имеется огромный   разрыв  между классами, а 22%  населения проживает в бедности!
В результате коррупции, нефтяное богатство не оказывает  большого влияния на повышение качества жизни среднего гражданина Королевства, как это происходит в соседних странах Персидского залива.

Хуже всего то, что королевская семья продолжает относиться к стране и ее народу как к    частной собственности. Вместо того чтобы пытаться обеспечить гражданам идентичность сильные люди   усилили подчинение все страны  королевской семье Аль-Сауда.

Кроме того, как и  в других странах арабского мира, распространение новых  средств коммуникаций сломало барьеры и лишило  саудовский  режим секретности и обмана, на которые его легитимность опирается.    Оппозиция благодаря  спутникам  в настоящее время  может высказать альтернативное сообщение, в то время как Интернет и мобильные телефоны позволяют гражданам легко взаимодействовать друг с другом, делая виртуальные дебаты более эффективными, чем реальные.

За последние два  месяца, один анонимный блог в  Twitter    @ mujtahidd  привлек  более 220 тысяч  последователей благодаря своей способности разоблачать коррупцию подробно и точно. На  @mujtahidd уже опубликованы тысячи удивительно хорошо информированных  твитов о нескольких членов королевской семьи, включая короля. Популярность @ mujtahidd вышла за рамки  Twitter, когда он стал говорить о нации. Настолько, что блокирование его блога в королевстве  не сделало ничего, чтобы остановить рост числа его  последователей. Началась  кампания утечек анонимок, это демонстрация того, насколько мало люди доверяют официальным средствам массовой информации страны.

Сторонники реформ  из самых разных слоев все более и более слышны в обществе. Большинство  их - из религиозных кругов,   как это было в других арабских странах, где произошли перевороты. Именно эти религиозные реформаторы сами, а не либералы, повторяют вызов Дидро для сведения счетов с эмирами  и их домашней религиозной иерархии.

Это такое очевидное противоречие - наряду со сложностью геополитической карты Аравии - что делает многих  наблюдателей  неспособными  прогнозировать  политическое будущее  королевства.

Западные средства массовой информации заметили брожение в Аравии вообще, но сосредоточились на восстании шиитов и положении  женщин. Это правда, что шииты являются очень активными с точки зрения  протеста:   их демонстрации многочисленные.  Тем не менее, они составляют меньшинство населения, и они связаны  с Ираном, поэтому их протесты остаются изолированными и локальными. Режим  до сих пор успешно использует эти протесты в свою пользу, убедив большинство суннитов  в том, что есть  угрозы шиитского "захвата" в Восточной провинции.

В Аравии, где оба пола лишены своих основных прав, внимание Запада  к  правам женщин дало обратным эффект,   так как оно стало  завязанным с непопулярными «западными» ценностями.

Когда бращают  внимание только на эти два вопроса в  саудовском  режиме, то  создается впечатление, что это не грозит другими проблемами,  и это   отвлекает от более далеко идущих проблем, которые угрожают самому  существованию Королевства. Этот режим больше озабочен своим имиджем на Западе как стабильного  и устойчивого  режима, оставляя в стороне    права  меньшинств или утверждения  западных ценностей.  Любой крупный внутренний вызов стабильности приведет к тому, что западные державы  по теряют уверенность в своей способности обеспечить свои  интересы.

Так почему же   революция еще  не  достигла  Аравии?  Традиционные запреты до сих пор сильны. Несмотря на широко распространенное убеждение в том, что  полная смена режима необходима, реформаторы не решаются сказать во всеуслышание  о  своих взглядах.

Официальный религиозный истеблишмент, члены которого назначаются непосредственно королем, продолжает успокаивать режим  в стране, где религия является основным игроком в политике.  Люди запуганы  страхом, насаждаемым  в средствах массовой информации,  которые связывают любое изменение  с началом хаоса и кровопролития, как это произошло в Йемене, Сирии и Ливии.

Значительным  остается уровень недоверия между активистами,  что делает  любые коллективные акции протеста трудно осуществимыми.  Политическая активность в Аравии   практически отсутствует, а такие понятия, как свобода слова, разделение власти, прозрачность  и подотчетность  рассматриваются как чужеродные.

Это не означает, что  изменения невозможны.  Даже наследнику престола, принцу Наифу (наследный принц, вице-премьер и министр внутренних дел) оказывается  мало почтения, и циркулируют сообщения   внутри страны, чтобы привлечь его к суду. Один активист написал открытое письмо Наифу,  говоря о том, что  протесты начнутся  после  ухода действующего короля (королю  90 лет). Между тем официальные религиозные ученые в настоящее время отодвигаются в пользу независимых, потому что религиозный истеблишмент все чаще рассматривается как  партнер  по  коррупции.

Страх в Саудовской СМИ - о поглощении страны  шиитами, например, - будет оставаться в силе, пока люди не достигнут  порога, когда  страх ослабнет, как это произошло  в Сирии и в других странах региона.

Что касается международной поддержки режима со стороны  Америки и Европы, то и  это уже  имеет неприятные последствия, так  как люди видят  в лице Аль-Сауда  того, кто продал страну западным "хозяевам".

Баланс факторов в Аравии явно изменяется  в направлении глубоких изменений. Изменения такого масштаба, как правило, происходят  либо  в связи с ожидаемым  событием - таким, как смерть короля – либо с  неожиданный инцидентом, как    это было в случае с  тунисцем Буазизи, чьи самосожжение вызвало восстание в Тунисе.

Две недели назад, люди племени  в Таиф, недалеко от Мекки, помешали силам безопасности выполнить королевский указ о конфискации их земель. Они заставили власти отменить постановление о конфискации, угрожая   протестами. По всей стране люди задаются вопросом: если маленькое племя смогло  вернуть свои земли благодаря мирной  акции протеста, то почему бы всему народу  не  добиться  своих прав  подобным образом?

Tags:
• Великобритания,
• Катар,
• Саудовская Аравия,
• информационная война