Ладушки

Александр Воронин-Филолог
   
Помнишь  ту  застенчивую  деву,
Тот  лица  доверчивый  овал?
Ты,  глупец,  отринул   королеву,
Лучшую  из  лучших   прозевал.
     Лариса  Тараканова

                Каждый  человек, встреченный тобой на жизненном пути,  запоминается чем-то своим,  особенным. И по этой  особенности ты будешь вспоминать его потом всю жизнь – плохим или хорошим. Один красиво ругался, другой заикался, третий  хорошо пел, четвёртый не боялся темноты или высоты и так далее. Часто в памяти остаются просто внешние данные: худой, толстый, рыжий, косой, хромой, горбатый.
                Мне  особенно  приятно вспоминать  девушек из своей молодости. Сейчас они уже бабушки и неизвестно, как выглядят. А тогда были худенькими,  глазастыми девчушками. Одна из моих невест в Конаковском техникуме была именно такой. Насмотреться на неё было невозможно. Но расставаться всё равно приходилось и давалось мне это каждый раз очень тяжело. Почему-то всегда казалось, что   эта встреча последняя и больше мы не увидимся. А она мило улыбалась и добавляла после каждой фразы своё волшебное слово, которое действовало на меня успокаивающе и завораживающе: “Тебе  уже пора. Ладушки? Мы завтра днём увидимся. Ладушки? А вечером погуляем. Ладушки? Ты только помни обо мне всю ночь. Ладушки? Договорились? До завтра. Ладушки?”  И я покорно уходил в общежитие. Шёл и улыбался неизвестно чему, так на меня действовало это её слово – ладушки. Было в нём что-то из  древнерусской старины, из  сказок  и  былин, где водили хороводы вокруг  костра девушки в длинных сарафанах, с венками из цветов на голове,  пели песни, прославляя богиню любви Ладу. Даже когда  я приходил  к  невесте в гости  хорошо выпивши,  и пытался по привычке буянить  и   чудить, как  в  общежитии, она  брала меня за руки, что-то  говорила, и  после её обычного – ладушки? – я превращался  в  тихого  безобидного ботаника.
                Однажды я спросил у неё: “ – Почему ты никогда не говоришь до свидания или  прощай,  когда  я ухожу?”  Она как-то доверчиво и беззащитно прижалась ко мне,  и тихо прошептала, глядя снизу  вверх  на меня: “- Не  люблю это гадкое слово – прощай… Хочу, чтобы ты всегда был рядом  или хотя  бы думал обо мне,  когда  мы  в разлуке. Ладушки?”  “Ладушки!” – заулыбался  я  довольный, ещё  сильнее  обнимая  её. В этот момент я искренне верил, что мы всегда будем вместе, будем счастливы и это именно та женщина, которая встречается один раз  и на всю   жизнь.
                Дошло до того, что я привёз её домой на смотрины,  и всей  моей родне она очень понравилась, все были от неё  в  восторге. А потом я уехал отрабатывать три года в Костромскую область и её – ладушки? – видел только в письмах. Видимо, на  бумаге они не так сильно на меня действовали, как  вживую, потому что женился я совсем на другой,  которая  даже  слова такого  не  знала и никогда не произносила.  Но зато всегда была рядом,  и я  мог видеть  её  каждый день и даже потрогать.
                За прошедшие годы у меня было много знакомых женщин, с которыми я общался в разных компаниях, весело проводил время. Некоторые из них  тоже  шептали мне разные ласковые слова, пытались удивить чем-то, завлечь, соблазнить. Но так, как  она –  положить руки на грудь, посмотреть в глаза и попросить: “- А  давай  сегодня никуда не пойдём, побудем только вдвоём…   Ладушки? Давай никогда не будем  ссориться… Ладушки?”  Так больше никто  никогда  мне  не говорил. Это  было  только  её  заветное слово.
                Больше тридцати лет  уже  кто-то другой  откликается на это её  слово. Я  ему  даже немного завидую. И, наверно,  не один я.  Обычно мужчины только и слышат: “- Эй, ты!  Сходи, купи, забери, посмотри, принеси, достань! Я кому сказала!  Давай  бегом!”  А этого   счастливчика   ещё ласково  поцелуют, погладят по щеке и спросят: “- Ладушки?” Поневоле  всё  бросишь и побежишь  выполнять  её  просьбу.  Таким  женщинам  не  отказывают. Если ты, конечно, настоящий мужчина, а не какой-нибудь алкаш или  мужлан  неотесанный.
                Интересно получается  в жизни: вроде бы все женщины русские, жили и воспитывались  в России,  на одних  и тех же  книжках, сказках,  фильмах, ходили в одни и те же школы, а  такие  они  разные  оказались  в  итоге. Поневоле в который раз вспомнишь  народную педагогическую мудрость: “Вырастят  никчёмных дочерей, а потом свекрови  виноваты”.
                Кстати, словом   “ладушки” обычно развлекают малышей, когда учат их хлопать  в  ладоши,  приговаривая: “- Ладушки, ладушки, где были?  У  бабушки!  Чего  ели?  Кашку!  Чего пили?  Бражку!” А ещё в 1970-е годы была популярной песня  “Лада”.   Её  крутили  у  нас  в деревне в  клубе.
Под железный звон кольчуги, на коня садясь,
Ярославне в час разлуки  говорил,  наверно,  князь:
- Хмуриться не надо, лада, для меня твой смех награда. Лада!

                В былинах и сказаниях ладой называли любимого, и часто мужа,  а  не  жену. Когда я работал мастером производственного обучения в СМУ-5, у меня  одну ученицу звали Ладой. Имя ей очень шло, она уже тогда была красавицей. А  ещё  “Ладой”  назвали автомобиль, но он так и не стал любимым у народа. Сейчас все покупают иномарки, которые намного надёжнее.
                Вот так вроде  бы  простое слово, но из уст красивой девушки, да вовремя  и  к  месту  всегда  сказанное, запомнилось мне на всю жизнь.