Разговор с памятью

Милена Черненко
... - Ответь на один вопрос: зачем ты нужна? Я не вижу никакого смысла в твоем существовании.
- Как так? А в учебе я что, тебе не помогаю разве?
- Я не о практической твоей стороне говорю. Мне не понять, для чего ты хранишь все воспоминания, особенно те, которые я стараюсь как можно скорее забыть.
- Ох как я устала от одного и того же вопроса. Я-то тебе отвечу, но для начала можешь мне объяснить, что именно и почему ты хочешь забыть?
- Изволь. Не будем далеко ходить и вернемся в недалекое прошлое. Месяц счастья, а потом месяц слез. Если бы не было тебя, то и второго месяца тоже не было бы!
- Хорошо, но неужели только от одних воспоминаний ты плакала? Подумай, прежде чем ответить.
- Ээээ... Хм.... Пожалуй, нет. Конечно, они были и являются главной причиной, но к ним прибавляются еще и эмоции..
- Какие, например?
- Уффф!!! Болезненные, какие! Прежде всего, жгучее желание все исправить или вернуть, не важно. Потом резкое осознание факта потери. Разум вдруг понимает, что уже больше никогда нельзя будет ни поговорить, ни обнять, ни посмеяться вместе. Дальше страх, паника, какие-то идиотские попытки что-то изменить и т.д. А после всего этого хлоп! - и пустота. Пустота, которую ничем нельзя заполнить, кроме воспоминаний.
- Интересно... А воспоминания вследствие чего появляются?
- Зачем спрашиваешь, если сама знаешь?! С моей эмоциональностью мне достаточно одной малюсенькой детали, чтобы вспомнить уже почти забытое. Казалось бы, вот уже три, четыре дня я не возвращаюсь мысленно в прошлое, и тут бац! - песня того периода услышалась, запах до боли знакомый ощутился, ситуация похожа на какую-то из связанных сч прошлым, место, где что-то происходило... Или еще хуже - сам этот человек на глаза попадается. Тогда вообще пиши пропало! воспоминания не иссякнут как минимум часа два-три, а то и больше (в зависимости от окружающей обстановки). Все эти моменты мне очень напоминают камни, которые сбивают идущего в гору. Вот, кажется, уже почти добрался до вершины, еще чуть-чуть осталось, и все закончится. Ан нет! - откуда ни возьмись тебе под ноги попадает камушек, маленький такой, но из-за него ты летишь кубарем вниз к тому месту, с которого ты начинал восхождение, а то и еще ниже. И скажи мне на милость, будет ли потом желание снова карабкаться вверх? Тут уже послать все к черту и вообще перестать куда-либо двигаться.
- Иными словами, отбросить коньки?
- Фи! Ну зачем так грубо? Хотя... Можно и так сказать.
- Но ведь есть миллионы людей, которые живут себе спокойно, и никакие воспоминания их не тревожат.
- Да, есть, из песни слов не выкинешь. Скажу честно, я им очень завидую...
- Поверь, не стоит. Это только кажется, что у них все хорошо. Они просто научились не показывать и не рассказывать о всех тех кошках, что на душе скребутся. Им так легче, ведь мало кто поймет их переживания. Почему-то всем кажется, что меня очень легко то включить, то выключить. Как будто я подчинена вашим желаниям и прихотям. Даже обидно иногда становится. Пойми одну аксиому: я буду до конца твоих дней возвращать тебя в прошлое, хочешь ты этого или нет.
- Но ведь это издевательство!
- Отчего же? Посмотри на все это моими глазами: я храню все, что с тобой успело произойти. Когда у тебя плохое настроение, я возвращаю тебе те ситуации, в которых ты была счастлива, чтобы развеселить тебя. Разве мое желание помочь можно назвать издевательством?!
- Желание помочь?! Чем?! Воскрешением болезненных воспоминаний?! Очень гуманно с твоей стороны.
- Почему болезненных? Что-то я совсем запуталась...
- Давай я приведу тебе конкретный пример. Помнишь, я смотрела фильм "Умереть молодым", и там был момент, когда он ее от себя прогонял, не желая причинить ей боль своей смертью. И что мне пришло тогда на ум, какое воспоминание? А?
-... Строчка из сообщения: "Тогда давай не будем друг друга отпускать"...
- Вот! Именно она! И что дальше за этим последовало? Я отвечу - слезы, боль, обида и т.д. А теперь скажи мне, на кой черт мне это надо?! Ведь каждый раз возвращаясь к минувшим событиям я подвергаюсь пытке, так как понимаю всей своей душой, что все это было ложью, притворством, предательством. Если так и дальше будет продолжаться, то вскоре я возненавижу саму себя за допущенные мною ошибки!
- Странные вы, люди. Вы зацикливаетесь на восприятии событий минувших дней с точки зрения вашего нынешнего состояния. Вы даже не допускаете возможности посмотреть не них другими глазами, теми, которые были у вас тогда...


Когда мы обвиняем память в бессердечии с ее стороны, мы никогда не встанем на ее место, никогда не задумаемся, а зачем она нам именно это воспоминание возвращает...
Я долго сетовала на свою память за то, что никак не могу вычеркнуть из нее определенных людей и события. Но вот однажды меня вдруг словно озарило. Расскажу все по порядку.
Был дождливый день (моя любимая погода), я шла в магазин за шоколадом. В наушниках, как всегда, играла музыка, соответствующая моему настроению (следует отметить, что его тогда вообще не было). И вот уже возвращаясь домой, в моих ушах начала звучать песня, которая воскресила в моей памяти одного человека. Сразу перед глазами у меня всплыл его образ, а также события, связанные с ним и с песней. Казалось бы, настроение должно было вообще исчезнуть, но нет! Я шла и улыбалась! Улыбалась этим воспоминаниям, этому человеку, потому что мое подсознание восприняло его не нынешними эмоциями, а теми, которые жили во мне тогда. В мое сердце опять вернулось счастье, пусть и всего на несколько минут. И тогда я поняла, что значит "правильное восприятие событий давно минувших дней". Можно относиться к ним с враждебностью, болью и скорбью, а можно просто заново переживать те эмоции, которые присутствовали в них. Пусть они будут не настолько явственными и яркими, и осознание того, что это уже все прошло и ничего не вернуть будет их омрачать, но все же улыбка на лице вам гарантирована!
Поэтому я хочу сказать спасибо своей памяти за сохраненные моменты из своего прошлого...