По дороге к счастью, часть 24, заключительная

Van
Праздник по поводу возвращения Василисы Ивановны из больницы был переложен на неделю. Хозяйка дачи заявила, что пока не готова к приёму гостей. И этот ультиматум был принят без возражений. Тем более Вася оба дня, и субботу и воскресенье, пропадал на работе. Вместе с Евгением Викторовичем обсуждали рабочие моменты его новой должности. Пока о своём будущем назначении Вася не говорил никому. И хотя в понедельник Шубин объявил о том, что уходит на пенсию, а его место займёт Бревнов, Вася не был до конца уверен, что именно так и произойдёт. Всё ему казалось, что в самый последний момент появится кто-нибудь ещё. Но к своей новой работе относился более чем серьёзно. Это было видно и, как всегда, в таких случаях пошли разговоры, на этот раз, беззлобные и безопасные. Одни говорили, что у Васи как будто крылья за спиной выросли, что он, наконец, проснулся от своей алкогольной спячки и радовались его назначению. Другие шептали, но таких было немного, что Вася выслуживается, и в тех самых письмах всё-таки была часть правды. Ни Васю, ни Елену Павловну, эти разговоры не трогали и не волновали. Они оба были поглощены своей работой. Образовался очень хороший и крепкий трудовой тандем. Оба понимали друг друга, что называется, с полуслова. И несколько непривычно было наблюдать со стороны, когда Вася давал указания начальнику отдела, а она безо всяких возражений просто их выполняла. Но бывало, пока ещё бывало, и в другую сторону, то есть Елена Павловна говорила, а Вася делал.
С алкоголем Вася завязал окончательно. Его даже и не тянуло. Один раз, во вторник, он вечером зашёл в то самое кафе. Постоял, осмотрелся, и, ничего не заказав, вышел. Он не хотел пить. Он знал, что если сегодня выпьет, хотя бы немного, то завтра просто не сможет выполнить то, что он сам себе наметил. Работа для него стала выше его пагубной привычки. Рита это понимала, что её немного задевало, но, уж лучше так, чем опять череда испорченных праздников. В среду они сходили к наркологу. Там было предложено всё-таки закодироваться, но оба они единодушно отказались. Нарколог покачал головой:
- Ну, как знаете, как знаете. Кодирование - вещь добровольная, силком никто тянуть не будет. Но, предупреждаю, потом может так получится, что и оно не поможет. Так-то вот.
Вася с Ритой ничего не ответили. Только переглянулись с улыбками и, поблагодарив врача, удалились под его осуждающим взглядом.
Со своими бывшими собутыльниками Петей и Гришей у Васи в понедельник состоялся очень серьёзный и очень тяжёлый разговор. Они предложили ему по обыкновению обмыть его новое назначение. Вася в течении почти часа объяснял им, что им тоже нужно завязывать с подобными "развлечениями" или ему придётся предложить им написать заявление об уходе. Оба вышли из кабинета обиженные и хмурые, но вечером пить всё-таки не пошли.
Настя с Геной не разлучались ни на минуту. И только вечером Настя его выгоняла, на что Гена каждый раз обижался. Он просто не хотел уходить. Не хотела отпускать его и Настя. Но она твёрдо решила сначала пожениться, а уже потом всё остальное. Их счастью уже больше ничего не угрожало. Даже Костя больше не пробовал сделать ещё какую-нибудь пакость. После того жуткого случая в школе Гена сходил к нему. Один. Никто не знает, как и о чём они говорили, но с той поры все неприятности с этой стороны закончились. Наташа с Николаем усердно готовились к рождению ребёнка. И хотя было ещё жутко рано, но все, включая Василису Ивановну, вовсю обсуждали, как назовут, где будет спать, какая кроватка, какая коляска и прочие приятные подготовительные моменты. Рита при каждой встрече строго спрашивала и требовала от Наташи выполнения всех её указаний и наставлений. А Наташу не надо было и уговаривать подчиняться в этом вопросе. Она сама беспрекословно делала всё, что от неё требовалось. Тоска по маленькому Жене стала постепенно уходить и затухать. Но Рита всё-таки время от времени говорила:
- Я его всё равно никогда уже не забуду.
Правда, она больше не порывалась отыскивать ту загадочную супружескую пару и выяснять хорошо ли у них мальчику.
Против Сизова Алексея Юрьевича было возбуждено уголовное дело по нескольким статьям. Суда ещё не было, но срок ему грозил немалый. Его родители попытались ему помочь, но и против них нашлись обвинения.
Боли в животе у Василисы Ивановны исчезли совсем. Она время от времени прислушивалась, не тукнет ли где у неё внутри, но пока ничего не чувствовала. Наташа, старалась почаще быть с мамой. После выписки из больницы она даже несколько ночей оставалась у неё ночевать, чем вызывала благородное возмущение Риты и обиженные упрёки Николая.
В воскресенье к обеду стали все собираться на даче. Первыми, уже в 9 утра, приехали Наташа с Николаем. Они вынесли стулья, накрыли стол. Потом к одиннадцати подъехали Рита с Васей.
- А Настя с Геной? - встретила их вопросом Наташа.
- Они чуть попозже будут. Какие-то у них там дела.
- Ну вот!
- Да время то ещё рано! Чего ты возмущаешься?
- А, - посмотрела Наташа на часы, - ну, ладно. Давайте, помогайте! Ты опять чего-то приволокла?
- Ну да. Всё же для тебя, подружка. Будешь у меня сегодня только мои кушанья кушать.
- Слушаюсь, товарищ командир, - по обыкновению шутливо ответила Наташа.
- Тётя Вася! - окликнула Рита Василису Ивановну, выходящую из домика.
- Здравствуй, Рита! Добрый день, Вася!
- Здравствуёте, тётя Вася, - откликнулся Вася, - как ваше здоровье?
- Отлично! Просто отлично! Совсем ничего не болит. Только вот дочка меня своей заботой повышенной замучила совсем!
- Это я ещё не замучила, это я ещё мягко и по чуть-чуть.
Неожиданно Василиса Ивановна охнула присела и чуть наклонилась вперёд, одной рукой схватилась за перила, другой за живот. Наташа, уронив какой-то пакет на стол, подбежала к маме. Вместе с ней ринулась и Рита.
- Тётя Вася, что?
- Мама, что с тобой? Болит? Где?
Николай и Вася, не сговариваясь, одновременно вытащили сотовые телефоны и уже приготовились звонить, как вдруг услышали смех Василисы Ивановны.
- Вот видишь, Вася, как они меня? Стоит только нахмуриться, как сразу бегут!
- Мам, у тебя болит где-нибудь?
- Да ничего у меня не болит, - вставая, ответила весело Василиса Ивановна, - Пошутить уже нельзя!
- Мама, но зачем, - только и смогла выговорить Наташа и обхватила Василису Ивановну руками.
- Тётя Вася, не делайте так больше, ладно? - стараясь себя сдерживать, попросила Рита, - Не забывайте пожалуйста, что дочке вашей волноваться ни в коем случае нельзя. Отныне и вовеки. Она же мамой собирается стать. Как это не понять?
- Ой, Наташа, дочка, прости ты меня, - заохала Василиса Ивановна, - Я не подумала. Я просто так хорошо себя чувствую, что захотелось немного пошалить и похулиганить. Ну, прости, я не буду больше тебя пугать.
Василиса Ивановна прижала Наташу к себе и стала гладить её по голове.
- Шали, мамочка, - сквозь слёзы проговорила Наташа, - хулигань, сколько хочешь. Только не болей. Ладно?
- Так! - решительно вступила в разговор Рита, - Это что ещё за слёзы? Ну-ка, Наташа, иди сюда!
Наташа с виноватым видом поднялась и подошла к Рите.
- А кто обещал слушаться? А? Тебе же нельзя волноваться!
- А ты бы не стала бы волноваться что ли? - возмутилась Наташа.
- Конечно, стала бы. Но ты всё равно - прекращай. Я тебе сейчас успокоительное дам! Вот тебе внутреннее, - Рита достала из пакета какую-то банку с крышкой, - а вот и внешнее, - подвела к расстроенной подруге Николая, - И чтобы через минуту улыбалась! Задача ясна?
Николай с Наташей улыбнулись и кивнули головами.
- А вам, тётя Вася, чтобы больше не возникало желание хулиганить, вот, держите - антишализм!
- Что это? - спросила Василиса Ивановна, беря из рук Риты пакетик.
- А то что заказывали, что и принесла!
- Рита! - воскликнула радостно Василиса Ивановна, - Как же я тебе благодарна! Ты просто чудо какое-то и...
- Золото, - подсказала Наташа.
- Золото! - согласилась Василиса Ивановна.
- Кто тут у нас золото? - спросила входящая Настя с Геной под руку, - Мамуль, наверное, ты?
- Ну а кто же ещё? - с улыбкой ответил Вася, - Только она одна у нас драгметалл ходячий.
Рита скорчила забавную рожицу в адрес мужа.
- А вот это на стол от нас! - торжественно объявила Настя, поднимая руку Гены с пакетом.
- Ну, Бревновы! Вы неисправимы! - возмутилась Наташа, - У нас и на столе уже места нет совсем! Куда ещё?
- А это от дяди Кости и тёти Ани, родителей Гены. Они нас ни за что не хотели отпускать без этих вот гостинцев! Тут ничего такого особенного нет! Только пирог и наливка. Она слабенькая, слабже пива, но вкусная! Просто обалденно!
- А ты уже пробовала? - спросила Рита.
- Да, немножко. Я бы и больше выпила, но вот Гена не разрешил.
- Молодец, Гена. А я бы вообще не позволила!
- Ну что? - спросила Наташа, обводя всех глазами, - Наверное можно и за стол садиться?
- Нет, дочка, рановато ещё вроде, - посмотрела на часы Василиса Ивановна.
- Мам, что ты на часы смотрим. Что, в кинозале что ли? Собрались все уже, чего ждать то?
- Не все ещё Наташа. В том то и дело, что не все.
- А... - Рита тоже посмотрела вокруг, - кого мы ещё ждём?
- Ну... - замялась Василиса Ивановна, - ещё должны подойти...
- Кто? - строго спросила Наташа.
- Ну... увидите...
- Мама! Давай рассказывай! Кого ты пригласила?
- Ну пригласила и пригласила. Сейчас придут и увидишь. Что ты какая нетерпеливая?
- Мама! Я хочу знать сейчас. А может мне не понравится?
- Да тебе то что... - начала было Василиса Ивановна, но, увидев строгий взгляд дочери, осеклась, - Ну... соседа я пригласила... нового... Нельзя что ли?
- Тётя Вася! - с улыбкой проговорил Вася, - Вы, я смотрю, совсем выздоровели! Уже и соседа приглашаете! Он хоть симпатичный? Не совсем уж старичок?
- Он симпатичный и совсем не старичок! - сердито ответила Василиса Ивановна, - Твоих вон лет. И он не один, а с женой придёт!
- Ну извините... А я думал...
- Тогда придётся подождать, - всплеснула руками Наташа, - Ну, мама! Они хоть не опоздают? К двенадцати то придут? А то время уже без семи.
- Нет, не опоздают. Люди они пунктуальные. Да вот и они!
Все повернулись к входной калитке и увидели входящих в неё улыбающихся Сергея с пакетом и Елену Павловну с ребёнком на руках. Увидев ребёнка, Рита подбежала, заглянула в личико, потом ничего не говоря, осторожно взяла его у Лены, прижала к себе, отошла к столу, села на лавку и стала нежно его качать. Все недоумённо переглядывались.
- Рит, - наконец, смогла выговорить Наташа, - ты чего? Чего ребёнка то схватила?
Рита подняла на подругу заплаканное, но счастливое лицо.
- Это Женя.
И снова стала качать и целовать младенца. К ней подошла Настя, села рядом, прижалась. Потом подошла Лена. Рита подняла голову.
- Лен, не обижайся, я просто...
- Я знаю, Рита, - Лена села с другой стороны, - я всё знаю. Мне Серёжа всё объяснил. Я не обижаюсь.
Подошли все остальные, осторожно заглядывали в личико спящего ребёнка. Наташа попыталась было взять его на руки, но Рита отвернулась и не дала.
- Лен, можно, он у меня сегодня будет?
- Можно, конечно можно.
- Только ты его в конечном итоге родителям всё-таки верни, - посоветовал Николай.
- А когда вы успели? - вдруг спросила Рита.
- Что? - не поняла Лена.
- Стать родителями? И вообще стать мужем и женой?
- Расписались мы в тот день, когда было то самое грозное совещание. Помнишь, Вася? А накануне Серёжа получил развод от своей бывшей жены. Он знал, что у меня не может быть детей. А тут такой случай. Он же был рядом, когда погибла мама Жени. Вот мы пришли и усыновили его. Сидя в машине, мы видели тебя с Васей, входящих в детский дом.
- А чего же не вышли? Не сказали? И вообще как вы познакомились?
- А помнишь, ты меня сюда пригласила?
- Ну?
- Вот в тот день и познакомились.
- Как это?
- А это я привела её к Сергею, - вступила в разговор Василиса Ивановна.
- Вы? А вы откуда его знаете?
- Так это же мой сосед! Новый! Я же рассказывала!
Рита повернула голову в сторону соседней дачи.
- Так вот ты почему здесь оказался, - разочарованно произнесла Рита, - Кстати, Наташа, - позвала она подругу.
- А? Что?
- Ты хотела познакомиться с человеком, который твою маму в больницу привёз. Так вот он стоит. В полной красе! Благодари!
- Это ты маму мою спас? - Наташа подошла к Сергею.
- Ну, спас, - это громко сказано. Увидел - ей плохо и привёз в больницу. Благо у меня машина рядом была.
Наташа обняла Сергея, поцеловала его в щёки.
- Спасибо! И не вздумай ревновать! - обернулась она к Николаю.
- Не ревную. Спасибо, Сергей. Большое спасибо!
Николай пожал руку Сергею. Следом за ним то же самое сделал и Вася.
- Спасибо! И - поздравляю!
- С чем?
- Ну, как с чем? Со свадьбой! И ребёнок вот у вас.
- Кстати, по поводу ребёнка, - Лена обратилась к Рите, - можно тебя немного помучить вопросами?
- То есть? Какими?
- По поводу Жени. Почему он...
- А может быть за стол уже сядем, уважаемые взрослые? - громко спросила Настя, - Мы вообще для чего сюда пришли?
- Дочь, - подошёл к ней Вася, - сейчас сядем. Видишь, вон мама насмотреться на ребёнка не может. И с новым человеком познакомиться нужно. Подожди ещё чуть-чуть, ладно?
- Пять минут! - отрезала Настя.
- А потом что?
- А потом... мы с Геной сами сядем и начнём есть! Вот!
- Так давайте и сядем! И я с вами сяду. Не возражаете?
Настя, Гена и Вася сели за стол и стали себе накладывать. К ним по очереди присоединились Василиса Ивановна, Николай, Наташа.
- Лен, а ты доверяешь Сергею? Ты про него всё знаешь?
- Я про него всё знаю. И он про меня тоже всё знает. У нас тайн друг от друга нет.
- И ты знаешь...
- Знаю. Но это же в прошлом?
Рита неуверенно мотнула головой.
- Слушай, ещё не хватало, чтобы ты ревновала ко мне Серёжку! К собственной жене то! Давай будем просто подругами, согласна?
- Согласна. А у тебя...
- С твоим Васей у меня ничего не было, нет и не будет! Ритка, какая ты всё-таки взбамлошная!
- Эй, мамаши! - позвала Наташа, - мы долго вас ждать будем?
Лена с Ритой и ребёнком на руках поднялись и присоединились ко всем остальным.
- Ну, у всех налито? - спросил Николай.
- Наташа, у тебя что?
- Что, что?
- Налито что?
- Сок, Рита. Тот, который ты принесла. Успокойся, мать Тереза.
- Папа, скажи тост, - попросила Настя.
Вася встал, поднял стопку, но тут у него зазвонил сотовый телефон. Вася посмотрел на экранчик, поставил стопку, приложил палец к губам и нажал кнопку ответа.
- Да, Семён Степанович!
Лена сразу встревожено посмотрела на Васю.
- Конечно, всё сделано.
- Да, все необходимые материалы подготовлены.
- Да, конечно, завтра до начала рабочего дня они будут у вас.
- Нет, я лично их вам занесу.
- Да, и по этому вопросу тоже.
- Спасибо, Семён Степанович.
- Хорошо. И вам всего хорошего. До свидания.
Вася положил телефон на стол и, не садясь, негромко, но очень твёрдо, спросил.
- Елена Павловна, а почему я в пятницу не увидел этих документов у себя в кабинете?
Лена встала и извиняющимся тоном доложила.
- Василий Викторович, извините, документы действительно готовы. Просто я задержалась немного. Проверяла их достоверность и полноту. А когда пришла к вам, вас уже не было - вы в ГЛАВК уехали. И секретаря вашего тоже уже не было - она домой ушла.
- А почему вы мне не позвонили? Вы же знаете мой сотовый телефон.
- Это была моя ошибка, Василий Викторович. Я просто не решилась вас отвлекать, когда вы у Семёна Степановича.
- А вчера, в субботу? Тоже не решились?
- Нет, вчера... я...
- Замотались, закрутились и забыли?
Вася в упор посмотрел на Лену.
- Извините, больше не повториться.
- Хорошо, - немного мягче сказал Вася, - Но в следующий раз, уважаемая Елена Павловна, я попрошу вас своевременно докладывать о выполнении моих распоряжений. Договорились?
- Да. Конечно.
- И завтра, в понедельник, я прошу вас подойти на работу к шести утра. Вместе с вами мы и посмотрим эти документы. После чего я их повезу в ГЛАВК.
- Хорошо. В шесть я буду на работе.
- Ну вот и хорошо. Садитесь.
- Лена робко села на скамейку. Через некоторое время медленно присел и Вася.
- А... это что было? - спросила Наташа в полной тишине.
- Лен, я что-то не пойму, - поддержала подругу Рита, - вроде ты у нас начальник отдела, а чего тогда Вася тут так раздухарился?
- Я начальник отдела, а Василий Викторович - начальник Управления.
- Как начальник управления? Пап, тебя повысили? - обрадовалась Настя.
- Ну, пока только исполняющий обязанности. Пока ещё не назначен.
- Но будете назначены!
- Лен, хватит выкать. Давай хотя бы здесь на ты.
- А ты мне ещё один раз такую прилюдную выволочку устрой и я вообще - кланяться начну.
- А мне опять ничего не сказал, - укорила мужа Рита.
- Рит, я же ещё не назначен. В прошлый раз вон похвастался, а и не назначили. Не хочу ещё раз так же.
- И ты, Лен, могла бы и позвонить!
- Слушайте, - поднялась Наташа, - хватит вам тут семейно-производственные разборки устраивать!
Она решительно подняла стопку.
- Раз никто не хочет говорить, скажу я!
- Правильно, дочка, а то тут отдельные спорщики до утра могут отношения выяснять.
- Один очень-очень хороший человек мне как-то сказал, что нужно идти по дороге к счастью. И идти нужно, держась за руки. Я это запомнила и стараюсь так и поступать. И - помогает! Так вот я хочу выпить эту прекрасную наливку за то, чтобы мы никогда не сходили с этой дороги и никогда не разжимали рук!
- Молодец, Наташка! Я тебя люблю! - поднялся Николай и поцеловал жену.
Все встали, обменялись поцелуями и выпили.
- А давайте за руки возьмемся! - предложил вдруг Гена и протянул руку Насте.
Та взяла Гену за руку, другую руку протянула стоящему рядом Николаю, тот передал дальше. И вот уже образовалось кольцо из сцепленных рук. Только Риту держали за локти, потому что у неё на руках был Женя.
- А теперь вместе крикнем "Мы идём по дороге к счастью", - предложила Лена.
Хор из девяти голосов отчётливо произнес: "МЫ И-ДЁМ ПО ДО-РО-ГЕ К СЧАС-ТЬЮ!" И вверх взмыли руки. Рита подняла высоко ребёнка. Он проснулся и неожиданно звонко засмеялся. Все подняли головы и посмотрели со счастливыми улыбками на радостно смеющегося малыша.

ВАН © 29.02.2012