Калейдоскоп чувств, или по ту сторону сердца...

Милена Черненко
Как часто мы воспринимаем лишь внешнюю эмоциональную оболочку человека. Нам не хочется остановиться на минутку и задуматься, а правду ли говорит человек, рассказывая о себе, о своих чувствах. Сказал "все нормально", ну и ладно. Какое нам дело, что на самом деле творится по ту сторону его сердца. Каждый ведь сам по себе...
Знаете, до определенного момента я тоже придерживалась такой точи зрения. Пока сама однажды не оказалась на месте "лгуна". Скажу честно, ощущение не из приятных, далеко не из приятных. Каким бы человек не пытался казаться независимым, ни в ком не нуждающимся, глубоко внутри его душа все равно нуждается в ком-то, кто бы смог понять весь калейдоскоп его чувств. Однако редко чьи поиски увенчиваются успехом...
Чтобы не быть громогласной, приведу пример, а точнее, схему развития чувств в такой ситуации.
Вот живет, живет человек, и все у него хорошо. Работа (учеба), семья, друзья, любовь и т.д. Но вдруг что-то в его жизни пошло не так. То на работе проблемы, то дома постоянные ссоры. Что же человек делает? Правильно, он все свои эмоции выражает открыто, ничего не скрывая. Поэтому в такой период жизни друзья видят его в плохом настроении, рассерженным, невнимательным и вспыльчивым. Кому же такой-то друг нужен?! Вот так постепенно друзья и исчезают. Да и, скорее всего, они и не были друзьями вовсе. Так, приятели, с которыми можно было в свободное время "языками почесать".
Идем дальше. Человек обескуражен потерей "друзей" и пытается понять, в чем его ошибка. Он во всем винит себя, что часто "нагружал" их своими проблемами и дает себе клятву больше никогда никому ничего не рассказывать. Отныне на все вопросы он отвечает: "У меня все нормально". Казалось бы, что здесь такого? Обыкновенный ответ, просто человек не хочет обсуждать свои неудачи и невзгоды. Это, наоборот, очень тактично с его стороны, ведь у нас своих неурядиц хватает, а тут еще, не дай Бог, его на нас свалятся.
Вот! Вот именно с этого момента начинается самый настоящий дисбаланс эмоциональных слоев человека. И, поверьте мне, если вовремя его не устранить, то душа будет навсегда потеряна...
Помните, у Владимира Семеновича Высоцкого есть песня "Я не люблю". Там есть очень важные и верные строки:
"...Я не люблю, когда мне лезут в душу,
тем более, когда в нее плюют!..."
Вдумайтесь. Человек не хочет чувствовать душевную боль, следовательно, он не хочет быть преданным. А не быть преданным кем-то возможно только, если никто этого сделать не может. Отсюда можно сделать вывод, что никому из окружающих ничего не известно о состоянии души (настоящем!) этого человека. Вам может показаться это пустяком или даже выгодой, ведь так никто из людей вам не сделает больно. Но погодите делать выводы, мне кажется, к концу повествования вы измените свое мнение.
А теперь давайте рассмотрим по-подробней, что же за дисбаланс происходит у человека с эмоциями. Представьте себе маленький светящийся сгусток энергии. Он весь горит, переливается всеми возможными цветами. Это изначальный вид нашей души. О, кстати, совсем забыла сказать: ХВАТИТ убеждать окружающих и самого себя, что никакой души не существует! Вам проще жить, ни во что не веря, я понимаю. Но раскройте на минутку свои глаза и уши и попытайтесь посмотреть на все это моими глазами. Поверьте, с вас не убудет, а, может быть, вы даже что-то и приобретете.
Итак, прошу прощения за лирическое отступление. Вернемся к нашему яркому сгусточку. Вот он весь светится, согревает все вокруг, наслаждается бытием. Но вдруг откуда не возьмись на него надвигаются темные грозовые тучи, которые так и стараются попасть в него своими молниями. Эти тучи - все наши невзгоды и проблемы, что обрушиваются на нас. Как же поступает наш сгусток? Сначала он пытается прогнать незваных гостей своим светом, начиная сиять все ярче. Однако это не дает своих результатов, и у сгустка постепенно иссякают силы. Тогда для своей защиты он пускается "в бега", то есть прячется за скалы и в ущелья вокруг себя, одним словом, там, где уже изначально царит мрак, но не причиняющий ему никакого вреда. Так сгусток побеждает грозовые тучи их же оружием - темнотой. Вроде бы все хорошо, напасть преодолена, можно продолжать озарять своим светом все вокруг... Но здесь мы забываем про один факт: свет, побывав однажды во тьме, больше уже не будет так же гореть. Доля черноты в нем останется навсегда.
Так и наша душа - один раз закрывшись, спрятавшись в глубине нашего подсознания, она уже не будет больше такой же открытой и доверчивой, как раньше. Чем чаще она будет скрываться от предательств, обид и подлостей, тем все меньше и меньше она будет что-либо чувствовать вообще. Думаете, это хорошо? Ох, как вы ошибаетесь! Уверяю вас, избранный вами безразличный образ жизни (иначе говоря, "пофигизм") ничего хорошего в себе не заключает. Конечно, я не спорю, что так проще - ничего не чувствовать. Но это только ваш внешний эмоциональный слой. А внутренний вы просто засунули как можно глубже и запретили себе даже думать о нем. Однако вы не учли один нюанс - состояние в глубине вас выдают ваши глаза. И как бы вы не старались этому воспрепятствовать, у вас все равно ничего не выйдет. А знаете, как тоскливо и в то же время парадоксально наблюдать за глазами человека, когда он пытается показать всем своим видом, что ему все безразлично. Вот эта эмоциональная оболочка, что вы себе выбрали, не может никоим образом заставить лгать ваши глаза. Это исключено.
Глаза - зеркало нашей души. Пусть эта фраза избитая, но зато правдивая. Мне довелось несколько раз видеть, как у самых заядлых "безразличников" в глазах мелькала то боль, то обида, то тоска. И знаете, на это нельзя равнодушно смотреть.
За мою короткую жизнь мне довелось побывать в шкуре "пофигиста". Мне это удалось с большим трудом и на маленький отрезок времени (так как я очень эмоциональный человек), но и этого мне хватило, чтобы понять, как мы все заблуждаемся. В чем? Сейчас объясню.
Когда мы закрываемся от людей (в основном, после предательства с их стороны), нам кажется, что теперь мы в безопасности и больше такое не повторится. Что ж, в этом-то мы правы, однако мы напрочь забываем, что происходит с нашими эмоциональными слоями. Покрываясь защитной непробиваемой "пленкой", у нас образуется поверхностный слой, называемый в науке слоем скрытой враждебности. Благодаря ему мы отныне всегда настороже, но из-за него у нас все чаще и чаще возникают мысли о мети, появляются злорадство, коварство, пренебрежение и насмешка. В то же время, опустившись чуть ниже, мы обнаружим в себе большой слой страха, из-за которого часто не спим по ночам. К нему мы можем отнести и слезы, и нервы, и раздражение, и неуверенность. Нам страшно, мы боимся опять пережить боль потери и обмана, мы психуем на самих себя за свои слезы, за свою бесхарактерность, но в то же время и жалеем свое "Я", на долю которого выпали все эти испытания.
Опускаемся еще ниже. Слой воспоминаний. Самый тяжелый слой из всех имеющихся. Он активизируется при появлении малейшей детали из прошлого. От него невозможно скрыться, разве что на ом свете. Даже заядлый "безэмоционалист" порой не в силах выдержать груз воспоминаний..
Идет дальше. Тоненький слой надежды. Он практически не виден, но он есть. В каждой душе до конца жизни теплится надежда, что что-то все-таки изменится. Но мы не даем себе право мечтать об этом. Все малейшие стремления поверить на минутку в лучшее мы подавляем воспоминаниями. И это у нас неплохо получается...
А что же находится в самой глубине? Что там, по ту сторону сердца? Все очень просто, господа. Там - наше настоящее "Я", то самое, что мы спрятали в самом начале от всех возможных эмоций. Но посмотрите, что же с ним произошло? Почему оно такое мрачное, нелюдимое и заплаканное?! Ведь мы так старались, оберегали его от внешних источником разрушения! Вот в этом и вся беда - мы своими руками отняли жизнь у самих себя. Мы стали похожими на роботов, безэмоциональных и равнодушных. Один раз обжегшись на молоке, мы стали дуть на воду. Стремясь оградить себя от болючих моментов существования, мы тем самым нарушили исходный строй эмоциональных слоев. Нам казалось, что мы проживем и без эмоций, без поддержки посторонних людей. А что в итоге? Все наши старания привели к еще большему разрушению.
Был у меня в жизни такой случай в период "пофигизма". Как-то сидя у себя дома и, как обычно, ни о чем не думая, ко мне в голову внезапно пришла мысль, что я одна в этом мире. В одно мгновение на глазах появились слезы, стало тяжело дышать, сдавило грудь, сердце учащенно заколотилось и всю мою душу обуял такой страх, что я чуть не сошла с ума. И никакие убеждения самой себя, что мне это безразлично, что одной быть классно не помогали. Только сознание того, что это не исправить, немного меня успокоило.
А знаете, почему возникло такое видение? Это моя душа окликала мое сознание, пытаясь вернуть меня к нормальному, "включенному" образу жизни. Это ей удалось лишь после шестого такого видения. Я бросила привычку надевать "дежурную" улыбку на лицо, перестала закрываться от по-настоящему близких мне людей, и, вы знаете, мне стало легче. Невероятно, но факт!
Когда я это осознала, я поняла, какую мы огромную ошибку совершаем, закрываясь от эмоций и давая закрыться другим людям! Нельзя, слышите, нельзя всю жизнь ходить по земле как робот. Чем так, так лучше вообще не жить. Это, конечно, сугубо мое личное мнение, но мне сама жизнь доказала, что оно верное.
И напоследок вот что я хотела бы вам посоветовать: не закрывайтесь от людей,если вы боитесь, что они вам сделают больно. Даже если у вас есть уже горький опыт, это еще не значит, что он повторится. И если вы сказали человеку: "Давай не будем друг друга отпускать", - то не отпускайте, не отталкивайте его своими же руками. Ведь, сами того не осознавая, вы убиваете в этом человеке веру и душу, которую он открыл вам...