ХР Человек прямоходящий Слова-понятия

Александр Суворый
ХР. 2.3.19. Эпоха человека прямоходящего. Слова-понятия.

Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»).

ХРОНОЛОГИЯ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Опыт реконструкции последовательности исторических событий во времени и пространстве в корреляции с солнечной активностью

Книга вторая. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ДО НОВОЙ ЭРЫ.

Часть 3. Эпоха человека прямоходящего.

Глава 19. Слова-понятия.

Иллюстрация из открытой сети Интернет.


Кайнозойская эра. Антропогеновый период. Плейстоцен.
Древний каменный век. Средний палеолит.
830 000 до н.э.

Земля. Евразия. Похолодание климата. 830 000 до н.э.
Гюнцско-Небрасское оледенение (900 000-730 000 до н.э.). Продолжение стадии похолодания «гляциал Гюнц II» (930 000-815 000 до н.э.). Продолжение Ликинского межледниковья (1 000 000-800 000 до н.э.).

Весь мир. Африка. Европа. Азия. Homo erectus – питекантропы-архантропы. Практическое мышление здравого смысла. Кочевой и оседлый образ жизни. Охота и собирательство. Использование огня, воды, камня и глины. Стратегия питания. 830 000 до н.э.

Первобытные люди Homo erectus (питекантропы-архантропы) научились воспринимать и запоминать различные явления окружающего мира, поведения животных и себе подобных особей, различать качества предметов (орудий). Они полностью овладели так называемым «мышлением в действии» или «практическим мышлением» здравого смысла, в основе которого устойчивые впечатления и ощущения прежнего чувственного опыта.

Правда с окончанием действия заканчивается и «мыслительный» процесс, так как их опыт ограничен конкретной данной ситуацией (например, опытом перехода вброд через ручей, болото или речку).

Формирование двух основных стратегий питания первобытных людей – кочевой и оседлой.

Кочевая стратегия питания формируется в процессе засадной или загонной охоты на кочующих (мигрирующих) животных.

Оседлая стратегия питания формируется в процессе собирательства растений, злаков, плодов, корней и орехов, сбора даров моря, а также ловли рыбы и подбора падали (павших животных).

Кочевые человеческие сообщества отличаются от оседлых не только набором орудий, но и мировоззрением, поведенческими навыками (традициями).

Земля. Homo erectus – питекантропы-архантропы. Закономерности онтогенеза психики человека. Познавательные способности. 830 000 до н.э.

Познавательные способности или мышление питекантропов данного времени порождено исключительно в процессе взаимодействия питекантропов с окружающей средой, друг с другом и иными представителями живой природы. При этом характер познавательных способностей питекантропов определяется тем, что они непосредственно и реально живут в окружающей среде, это их среда обитания, их «дом», «родина».

Второй главной особенностью развития познавательных способностей питекантропов является их общение, внешнее поведение в сообществе себе подобных. Причём это сообщество, как правило, объединяют кровнородственные связи.

Общие предки являются примером для подражания для всех и каждого, а их примерное поведение путём многократного повторения и сохранения в памяти превращается в ритуалы, обычаи и традиции.

Третьей особенностью познавательных способностей питекантропов является эмоциональность и стрессовая (аффективная) напряжённость общения и взаимодействия питекантропов друг с другом и с окружающей средой.

Как и миллионы лет назад в борьбе за существование выживают сильнейшие и наиболее приспособленные, сильные, ловкие, смелые, осторожные, сообразительные, умелые и хитрые.

Познавательные способности или мышление питекантропов становится главным условием выживания, суть которого – стремление ощутить, попробовать, увидеть, понять и испытать всё новое, неизвестное, непонятное, найти всему своё образное представление-объяснение.

Возможно, в данное время питекантропы стали первыми настоящими естествоиспытателями, путешественниками, искателями «приключений» и открывателями новых мест, земель и стран, изобретателями новых орудий и технологий.

Развитие познавательных способностей питекантропов обеспечило освоение и применение огня, воды, деревянных, костяных и, главное, каменных орудий труда.

Земля. Homo erectus – питекантропы-архантропы. Естественное поведение питекантропа. Культурно-психологическое развитие языка внешнего поведения. Исходный набор структур-образов-понятий. 100 слов-понятий Сводеша. 830 000 до н.э.

Питекантропы-архантропы данного времени, несомненно, обладают исходным или базовым набором структур-образов-понятий, отражающих многообразие объектов, событий и явлений окружающей среды обитания. Этот исходный набор структур-образов-понятий порождён, прежде всего, естественным поведением, бытом и соответствующей хозяйственной деятельностью питекантропов, их инстинктивной и осмысленной реакцией на погодные, сезонные и климатические явления, а также результатами взаимодействия питекантропов с окружающей средой, хищниками и объектами охоты и собирательства.

Минимальный набор важнейших структур-образов-понятий данного времени сохранится в «ядерной лексике» всех будущих языков человечества (100 слов-понятий Сводеша).

Качества или воспринимаемые свойства всего и вся, порождённые ощущениями и органами чувств (будущие прилагательные), выражаются в таких количественных понятиях, как размер, форма и количество – большой (big), маленький (small), длинный (long) или короткий, круглый (round) или прямой, полный (full) или пустой.

Температура или влажность (оценка осязанием) выражается в понятиях: теплый (warm), холодный (cold), сухой (dry) или мокрый.

Время (оценка зрением и разумом) – новый (new), старый или молодой.

Качественные оценки выражаются понятиями цвета (оценка зрением) - белый (white), желтый (yellow) или коричневый, зеленый (green) или синий, красный (red), чёрный (black) или серый, а также понятиями пользы (оценка физиологическим удовлетворением и разумом) – хороший (good) или плохой. Последнее структурно-образное понятие является универсальным и относится практически ко всему и вся.

Действия, поступки и деяния (будущие глаголы) также являются качественными показателями. В мире природы или неодушевлённых предметов уже в данное время питекантропы знакомы с такими понятиями действия, как падать, лить, течь, жечь (burn) и бить.

В мире живой природы (мире организмов) они знают такие действия, как видеть (see) или смотреть, слышать (hear) и нюхать, пробовать.

В мире свой жизнедеятельности (питание и физиология) общими понятиями действия становятся понятия: есть (eat), кусать (bite), пить (drink), спать (sleep), умирать (die) или расти и рожать. К этим понятиям относятся универсальные понятия половых отношений, сохранившиеся в современных языках в форме основных нецензурных слов-понятий матерного языка.

Действия движения и покоя выражаются базовыми понятиями: идти (walk) или бегать, приходить (come), лететь (fly) или прыгать, плавать (swim) или ползать, лежать (lie), сидеть (sit) и стоять (stand).

В мире общения друг с другом питекантропы обладают такими общими для всего человечества понятиями оценки взаимодействия и взаимоотношений, помощи или борьбы, как давать (give) или брать (получать, нести), убивать (kill) или бить (наказывать, карать).

В мире передачи друг другу опыта, навыков и умений (мышление и общение) им хорошо знакомы понятия обмена, хранения и передачи информации – знать (know)  и сказать (say) или показать.

Мир существующих реальных и действительных вещей и веществ (будущие существительные) знаком питекантропам в форме основных понятий – вода (water), земля (earth), камень (stone), песок (sand), зола (ash).

Несомненно, им уже хорошо известны понятия, оценивающие географические объекты окружающей среды обитания – гора (mountain), родник, река, озеро, путь или дорога (road).

Несомненно, уже существуют понятия, оценивающие природные астрономические объекты – солнце (sun), луна (moon) и звезда (star), а также природные процессы и явления – дождь (rain), ветер, гром, молния, дым (smoke), огонь (fire) и облако (cloud).

Качественные оценки суточных изменений света неизбежно породили общие для всех понятия – ночь (night), день, свет, тьма, тень.

Взаимодействие питекантропов с живыми организмами породили такие общие понятия, как: вошь (louse), муха, червь, жук, дерево (tree) или трава, птица (bird), рыба (fish) или  змея, собака (dog), мышь, кошка, зверь.

Поиск и добыча растительной пищи неизбежно разделили части растений на соответствующие понятия – кора (bark), корень (root) или ствол, лист (leaf), семя (seed), плод или цветок.

Особенно много сохранится в общечеловеческом языке таких понятий, оценивающих части тела животных и человека, как: волосы (hair) или шерсть, глаз (eye), голова (head), грудь (breast), живот (belly), жир (fat), зуб (tooth), коготь (claw) или ноготь, кожа (skin) или шкура, колено (knee), кость (bone), кровь (blood), мясо (meat), нога (foot) или лапа, нос (nose), перо (feather), печень (liver) или кишки, рог (horn), рот (mouth), рука (hand), сердце (heart), ухо (ear), хвост (tail), шея (neck), язык (tongue) и яйцо (egg).

Уже в данное время питекантропы имеют понятия разделения себе друг друга на категории – женщина (woman), мужчина (man), человек (person) или личность, а также ба (баба), ма (мама) и па (папа). Причём здесь наиглавнейшим является понятие «баба» (доминирование старшей женщины и/или старшего мужчины, глав гаремной семьи).

Важнейшим и универсальным понятием-критерием оценки-характеристики (то есть отличия и отношения) человека является имя (name) или прозвище (кличка). Уже в данное время каждый питекантроп имеет своё отличительное имя-прозвище, на которое он отзывается, когда его окликают или кличут, а то и обзывают в шутку или всерьез.

К общим универсальным для всех будущих языков человечества относятся понятия-местоимения (и наречия количества) – все (all), кто (who), много (many) или мало, мы (we) или вы, тот (that), ты (thou) или он, что (what), этот (this) и я (I) или ай.

Наиболее вероятно, что уже в данное время питекантропы знают первые два элементарных числительных понятия – два (two) и один (one) («Ты, да я, да мы с тобой»).

Также, несомненно, им известны и используются такие частицы и союзы вспомогательной лексики, как «нет» (not), «да», «и», «или».