ХР Человек прямоходящий Речевое звукопроизводство

Александр Суворый
ХР. 2.3.16. Эпоха человека прямоходящего. Речевое звукопроизводство.

Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»).

ХРОНОЛОГИЯ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Опыт реконструкции последовательности исторических событий во времени и пространстве в корреляции с солнечной активностью

Книга вторая. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ДО НОВОЙ ЭРЫ.

Часть 3. Эпоха человека прямоходящего.

Глава 16. Речевое звукопроизводство.

Иллюстрация из открытой сети Интернет.


Кайнозойская эра. Антропогеновый период. Плейстоцен.
Древний каменный век. Средний палеолит.
860 000 до н.э.

Земля. Евразия. Похолодание климата. 860 000 до н.э.
Гюнцско-Небрасское оледенение (900 000-730 000 до н.э.). Продолжение стадии похолодания «гляциал Гюнц II» (930 000-815 000 до н.э.). Продолжение Ликинского межледниковья (1 000 000-800 000 до н.э.).

Южная Азия. Западный Пенджаб (Пакистан). Река Соан. Homo erectus. Питекантропы. Каменная технология производства орудий труда. Раннесоанские отщепы. 860 000 до н.э.
В галечных отложениях реки Соан (Западный Пенджаб современного Пакистана) остались брошенными грубые массивные («раннесоанские») отщепы, сделанные рукой человека (питекантропа). Вместе с ними были грубые типично олдувайские и ашельские орудия, сделанные из целых галек, грубо оббитые на одном конце.

Восточная Азия. Чжоукоудянь (Китай). Homo erectus. Питекантропы. Каменная технология производства орудий труда. Галечные двусторонние орудия. Использование огня. 860 000 до н.э.

Примерно такие же грубо обработанные олдувайские галечные орудия, как в пакистанском Пенджабе, остались в подобном галечном месторождении в Китае (недалеко от современного Пекина, Чжоукоудянь). Рядом с орудиями останки животных ранней фазы нижнего плейстоцена. Среди них обожжённые кости и одна двусторонне оббитая галька – одно из первых (древнейших) изделий человека на территории Китая.

Земля. Homo erectus. Питекантропы. Закономерности онтогенеза психики человека. Речевое звукопроизводство. 860 000 до н.э.

Знаково-символьное звукопроизводство как средство взаимного сообщения необходимых сигналов, команд и соответствующих сложносоставных структур-образов является речевым звукопроизводством или речевым общением.

Речевое звукопроизводство возможно только в процесс формирования интеллекта и памяти человека, в процессе его естественной приспособительной и трудовой производственной деятельности, в процессе общения и взаимодействия с окружающей средой обитания.

Детёныш примитивного человека, как и ребёнок современного человека, рождается без умения говорить и издавать членораздельные звуки. Только совокупность сложносоставных инстинктивных зрительных, осязательных, обонятельных и звуковых структур-образов, возникающих в процессе жизнедеятельности и общения с окружающей средой обитания, создаёт основу для возникновения речи, речевого звукопроизводства.

Однако уже в данное время питекантроп очень хорошо разбирает и понимает такие качества речевого звукопроизводства, как сила, мощь, интенсивность, ритмичность, мелодичность, интонация звуков-сигналов.

Ласковые и нежные звуки «материнского языка» успокаивают и умиротворяют, суровые и мощные звуки «отцовского языка» настораживают и пугают, быстрые и интенсивные звуки «языка игр» возбуждают и радуют, а чёткие и отрывистые звуки «сигнально-командного языка дрессуры» предупреждают и направляют.

Язык дрессуры достиг совершенства, а вместе с ним способность интуитивно чувствовать и воспринимать всё и всех в окружающей среде обитания.

Земля. Homo erectus. Естественное поведение питекантропа. Культурно-психологическое развитие языка внешнего поведения. Звуковое общение. 860 000 до н.э.

Переход от жестово-мимического внешнего поведения к звуковому знаково-символьному внешнему общению, видимо, связан с необходимостью передачи большого количества элементов языка внешнего поведения.

Преимущество в развитии и в выживании стали получать те сообщества питекантропов, которые стали создавать язык культурного общения так же, как изготавливать орудия труда и навыки орудийной деятельности.

В результате многочисленного повторения (ритуализации) элементы языка внешнего поведения, в том числе звуковые знаки-сигналы, стали не столько рефлекторно-инстинктивными и эмоциональными, сколько более знаковыми, символическими, волевыми, разумными, информативными.

Примером тому служат звуки-сигналы всеобщего ободрения или неодобрения, смеха или плача, воодушевления перед боем и т.д.

Для звукопроизводства используются те же зоны мозга, которые управляют действиями рук, что проявляется в непроизвольной жестикуляции, сопровождающей речь или говорение.

О развитии звукового и зачатках речевого общения свидетельствует ярко выраженное развитие анатомо-физиологических особенностей строения черепа питекантропов.