ХР. 2.3.15. Эпоха человека прямоходящего. Охотник-добытчик.
Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»).
ХРОНОЛОГИЯ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Опыт реконструкции последовательности исторических событий во времени и пространстве в корреляции с солнечной активностью
Книга вторая. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ДО НОВОЙ ЭРЫ.
Часть 3. Эпоха человека прямоходящего.
Глава 15. Охотник-добытчик.
Иллюстрация из открытой сети Интернет.
Кайнозойская эра. Антропогеновый период. Плейстоцен.
Древний каменный век. Средний палеолит.
870 000 до н.э.
Земля. Весь мир. Евразия. Homo erectus. Питекантропы. Сложные переживания. Чувства-понятия. Распределение обязанностей. Кочевой и оседлый образ жизни. Образ охотника-добытчика-героя. 870 000 до н.э.
Гюнцско-Небрасское оледенение (900 000-730 000 до н.э.). Продолжение стадии похолодания «гляциал Гюнц II» (930 000-815 000 до н.э.). Продолжение Ликинского межледниковья (1 000 000-800 000 до н.э.).
Повсеместно питекантропы Homo erectus научились намеренно изготовлять орудия труда из камня, дерева и кости. При этом они применяют простейшие технические приёмы их обработки. Эти приёмы очень трудоёмки и требуют силы, ловкости, глазомера и точности.
Древнейшие деревянные изделия питекантропов исчезли бесследно (истлели). Также трудно различимы расколотые природными силами камни и обработанные первобытным человеком орудия.
Начальный этап использования грубо обработанных каменных орудий с режущим лезвием или остриём занял несколько сотен тысячелетий (870 000-820 000 до н.э.).
Развитие у Homo erectus (питекантропов) достаточно сложных форм отражения окружающей действительности через органы чувств. Формирование у них относительно сложной высшей нервной деятельности, позволяющей различать и оценивать качества отдельных предметов, природных явлений и поведения животных и себе подобных существ.
Начало формирования отдельных ощущений и впечатлений в более сложные переживания, стойкие чувства-понятия – будущие правила поведения (870 000-850 000 до н.э.). Развитие коллективных форм сопереживания и действий в человеческом сообществе-стаде (стае или группе).
Охотничья добыча, приносимая в места стоянок и пребывания женщин и детей, - не ежедневная и не всегда удачная. Поэтому мужская часть сообщества в значительной мере зависит от успеха собирательства, которым занимаются женщины и дети.
С началом использования огня значимость мясной и растительной пищи резко возрастает, рацион питания обогащается. Возможно, уже в данное время первобытные женщины научились жарить и выпекать вкусную еду.
Сохранение огня в очаге диктует естественную необходимость постоянного сбора топлива и пребывания хранителей огня.
Усиление полового диморфизма. Начало формирования кочевого и оседлого образа жизни человечества (870 000-800 000 до н.э.).
Охота на животных требует серьёзных навыков, чёткой согласованности коллективных действий, поиска и преследования добычи. Охота очень опасна и непредсказуема, поэтому повсеместно возникает единое социальное отношение к охоте и охотнику, которое существует во всех сообществах независимо от культурных традиций и уровня развития человеческого общества.
На все времена создаётся образ охотника как опытного, бесстрашного, осторожного, знающего, смелого, ловкого и умелого человека, добытчика и героя.
Земля. Homo erectus. Питекантропы. Закономерности онтогенеза психики человека. Способ звукопроизводства. 870 000 до н.э.
Шумы и звуки окружающей среды являются звуковым фоном зрительных сложносоставных структур-образов интеллекта и памяти человека. К ним относятся естественные шумы и звуки, издаваемые самим человеком. Кроме этих шумов и звуков человек издаёт специальные звуки-сигналы, начатки речи и языка общения.
В процессе звукопроизводства участвуют многие органы организма человека: мозг, высшая нервная система, лёгкие, носоглотка, голосовые связки и язык. Без последнего органа человек может только мычать и издавать нечленораздельные звуки, возможно поэтому, речевое общение называется языком.
Способ звукопроизводства для любого и каждого человека на Земле един, а вот формы звукопроизводства разные. Этим и отличаются между собой языки, наречия, говоры и диалекты. Кроме этого практически все издаваемые человеком специальные звуки имеют определённое знаково-символьное значение, соответствующее также конкретно определённой сложносоставной зрительной инстинктивной структуре-образу.
Таким образом, при производстве специального знаково-символьного звукового сигнала, в высшей нервной системе другого человека возникает (отражается) соответствующая зрительная инстинктивная структура-образ (информация).
Земля. Homo erectus. Естественное поведение питекантропа. Культурно-психологическое развитие языка внешнего поведения. Учёба и выучивание знаков-сигналов. Культурное поведение. 870 000 до н.э.
Преимущество во внешнем поведении и взаимодействии с окружающей средой имеют те сообщества питекантропов (и других гоминид), которые обрели способность запоминать и передавать однажды созданные условные сигналы-символы сложносоставных структур-образов, а затем повторять их для воспроизведения (моделирования) сходных ситуаций и явлений.
Представляя в игре или в воображении себя в образе или в роли того или иного объекта окружающей среды, питекантропы научились последовательно показывать-рассказывать о прошедших или о будущих событиях. Эти условные сигналы-символы языка внешнего поведения копируют (выучивают) детёныши и повторяют их в игре.
Вероятно, уже сейчас детёныши питекантропов с удовольствием играют в «дочки-матери», «догонялки», «прятки», «кучу малу» и другие подвижные игры. Причём в результате многочисленных повторений (ритуализации) исходные структуры-образы и соответствующие им элементы языка внешнего поведения упрощались и накапливались, что неизбежно влекло за собой формирование немногочисленных и легко запоминающихся специальных знаков-символов поведения.
Например, показав пальцем направление и соответствующе махнув рукой, можно передать команду идти или бежать в нужное место и т.д.
Разложение языка внешнего поведения на знаки-символы дало возможность выучивать их с первого показа или представления. Тем более, что питекантропы данного времени практически все обладают эйдетической памятью и визионёрством.
Накопление знаков-символов языка внешнего поведения (например, основных танцевальных поз и движений) неизбежно влечёт создание новых сложносоставных (комбинированных) знаков-символов, но уже не на основе реальных структур-образов или ситуаций, а на основе уже известных элементов языка внешнего поведения.
Последовательное приспособление и сложение отдельных известных и общепринятых знаков-символов (элементов) языка внешнего поведения в сложносоставные комбинации влечёт за собой переход от естественного «дочеловеческого» языка общения к возникновению собственно культурного (искусственного или человеческого) языка, к возникновению культурного поведения.